Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 20:17, реферат
Референтная группа-(от лат. referens - сообщающий) — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.
Референтная группа выполняет в основном две функции:
Нормативную:
Проявляется в мотивационных процессах: референтная группа выступает при этом в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида.
Сравнительную:
Проявляется в перцептивных процессах: референтная группа выступает здесь в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других.
Референтная группа
Референтная группа-(от лат. referens - сообщающий) — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.
Референтная группа выполняет в основном две функции:
Нормативную:
Проявляется в мотивационных процессах: референтная группа выступает при этом в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида.
Сравнительную:
Проявляется в перцептивных процессах: референтная группа выступает здесь в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других.
Соответственно референтные
группы делятся на нормативные и
сравнительные. Нормативные и сравнительные
функции могут выполняться
Выделяют также:
"положительные" референтные группы: те, с которыми индивид идентифицирует себя и членом которой он хочет состоять.
"отрицательные" референтные группы: относятся референтные группы, вызывающие у индивида неприятие.
У каждого индивида
обычно имеется значительное число
референтных групп в
По выполняемым функциям различают нормативные и сравнительные референтные группы, по факту членства в группе — группы присутствия и идеальные, в соответствии с согласием или отрицанием индивидом норм и ценностей группы — положительные и отрицательные референтные группы.
Нормативная референтная группа выступает источником норм, регулирующих поведение индивида, ориентиром по ряду значимых для него проблем. В свою очередь, сравнительная референтная группа является для индивида эталоном в оценках себя и окружающих. Одна и та же референтная группа может выступать и как нормативная, и как сравнительная.
Группа присутствия — это референтная группа, членом которой является индивид. Идеальная референтная группа — это группа, на мнение которой индивид ориентируется в своем поведении, в оценках важных для него событий, в субъективных отношениях к другим людям, но в состав которой он по каким-либо причинам не входит. Такая группа бывает для него особо притягательной. Идеальная референтная группа может быть как реально существующей в социальной среде, так и вымышленной (в этом случае эталоном субъективных оценок, жизненных идеалов индивида выступают литературные герои, исторические деятели далекого прошлого и др.).
Если социальные нормы
и ценностные ориентации положительной
референтной группы полностью соответствуют
представлениям о нормах и ценностях
индивида, то система ценностей
В социологии и социальной психологии понятие «референтная группа»
используется в основном для объяснения
социально-психологических механизмов,
участвующих в формировании в индивидуальном
сознании установок ценностно-нормативной
регуляции личности. В этом плане оно представляет
интерес для социологических исследований,
связанных с изучением эффективности педагогических и
Группа членства.
Группа членства - группа, члены которой могут состоять в ней формально, но не разделять при этом принятые в группе нормы морали и правила поведения.
Антиподом референтной группы является группа членства - человек может являться членом этой группы, но внутренне оставаться равнодушным к ее целям и нормам.
Так, для одних
студентов учебная группа является
референтной группой, их поведение
ориентировано на нормы и ценности
данной общности. В этом случае, по отношению
к учебной группе, они будут
демонстрировать высокую
Те же студенты, для которых данная учебная группа является лишь группой членства, не будут заинтересованы в близком общении с одногруппниками, не будут ориентироваться на нормы и ценности учебной группы, займут отстраненную или конфликтную позицию.
Таким образом, конформность - важный механизм поддержания внутренней однородности и целостности группы. Значение этого механизма объясняется тем, что он служит поддержанию группового постоянства в уровнях изменения и развития группы. Анализируя процесс развития группы, мы остановимся на особенностях развития межличностных внутригрупповых отношений, механизмах сплочения и этапах группового развития.
Основой межличностных отношений в группе является, прежде всего, эмоциональная межличностная привлекательность членов группы.