Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:02, контрольная работа
Целями нашей работы являются:
- выявление, рассмотрение и изучение региональных
демографической политики регионов;
- нахождение пути решения демографических проблем на данном этапе в Российской Федерации.
Введение
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации и тенденции ее развития.
Значение и содержание региональной политики
Региональные кризисные ситуации и пути их решения
Цели, принципы, задачи и основные направления демографической политики Российской Федерации.
Механизмы реализации демографической политики
Российской Федерации
Основные этапы и ожидаемые результаты реализации демографической политики
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации и тенденции ее развития.
Значение и содержание региональной политики
Региональные кризисные ситуации и пути их решения
Цели, принципы, задачи и основные направления демографической политики Российской Федерации.
Механизмы реализации демографической политики
Российской Федерации
Основные этапы и ожидаемые результаты реализации демографической политики
Заключение
Список используемой литературы
В последние десятилетия, когда мы стали свидетелями «демографического взрыва» в развивающихся странах и снижения показателей воспроизводства населения в экономически развитых, демография привлекает к себе широкое внимание. Сегодня о демографических проблемах говорят и пишут ученые и журналисты, депутаты и чиновники выходят серии популярных работ, курс демографии преподается в ряде вузов России. Современная демографическая ситуация сложилась из множества явлений и процессов, происходящих в стране. Миграции, снижение уровня рождаемости, снижение продолжительности жизни, все эти проблемы очень болезненно характеризуют современную ситуацию в государстве.
Демография сейчас - это наука со всеми присущими атрибутами (собственными методами, теориями, практическими задачами).
Региональная демография в меньшей мере изучена. Выравнивание социальных и экономических диспропорций между различными регионами России, богатые природные и трудовые ресурсы, традиционная специализация на переработке сельскохозяйственной продукции потребовали привлечения в регионы науко- и трудоемких отраслей производства, высококвалифицированной рабочей силы.
Строительство новых промышленных и инфраструктурных объектов сопровождается возникновением новых и ростом старых населенных пунктов, необходимостью развития социальной инфраструктуры, сферы обслуживания материального производства.
Изменения в социально-экономическом развитии региона обуславливают направленность геодемографических процессов, изменение людности поселении, их функций, выработку региональной демографической политики.
Что касается обоснования нашего выбора данной темы, то он аргументирован актуальностью решения демографических проблем России на сегодняшний день и ее малоизученностью в региональном аспекте.
Целями нашей работы являются:
- выявление, рассмотрение и изучение региональных
демографической политики регионов;
- нахождение пути решения демографических проблем на данном этапе в Российской Федерации.
В субъектах РФ разрабатываются региональные демографические программы, направленные на улучшение демографической ситуации, учитывающие специфику каждого региона (долю сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции) и согласованные с реализуемыми мероприятиями приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики и сельского хозяйства. Первоочередное внимание уделяется наиболее острым проблемам народонаселения, характерным для конкретного региона. Программы обеспечиваются необходимым финансированием, методическим и информационным сопровождением.
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации в значительной степени обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в XX веке.
Во второй половине прошлого века в Российской Федерации ежегодно рождались 2 - 2,5 млн. детей, умирали 1 - 1,5 млн. человек.
Продолжительность жизни граждан постоянно увеличивалась и приближалась к показателям европейских стран. Средняя продолжительность жизни в 1990 - 1991 годах составляла 68 лет.
С 1992 года началось стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль населения). В течение последних 15 лет в России ежегодно умирали более 2 млн. человек, что в расчете на 1000 человек в 2 раза больше, чем в европейских странах и США, в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире, а ежегодно рождались в этот период 1,2 - 1,5 млн. человек.
По показателю ожидаемой продолжительности жизни населения, особенно мужчин, Россия все больше отстает от экономически развитых стран: в 2006 году ожидаемая продолжительность жизни в Российской Федерации составила в среднем 66,7 года, в том числе мужчин - 60,6 года, женщин - 73,1 года.
Основной причиной низкой продолжительности жизни населения в Российской Федерации является высокая смертность граждан трудоспособного возраста. Из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80 процентов из них - мужчины. Смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы, составляющая 55 процентов смертности от всех причин, в России в 3 - 4 раза выше, чем в европейских странах. Среди причин смерти в трудоспособном возрасте значительную долю (более 30 процентов) составляют внешние причины - случайные отравления, самоубийства, убийства, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи.
Показатель младенческой смертности, рассчитанный по действующей в Российской Федерации системе, несмотря на его снижение с 18 на 1000 родившихся живыми в 1992 году до 10,2 в 2006 году, примерно в 2 раза выше, чем в развитых европейских странах, Канаде и США (по расчетам в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения).
Уровень смертности обусловлен также высоким уровнем заболеваемости населения, распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения. Не созданы условия, побуждающие людей бережно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей. Недостаточно развиты формы досуга, способствующие ведению здорового образа жизни (физическая культура, спорт, туризм, активный отдых и другие).
Начиная с 2000 года в Российской Федерации отмечается рост рождаемости. Вместе с тем уровень рождаемости пока еще недостаточен для обеспечения воспроизводства населения.
На рождаемость отрицательно влияют: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), тяжелый физический труд значительной части работающих женщин (около 15 процентов), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности (абортов).
Низкий уровень рождаемости ведет к демографическому старению населения. Если в 1992 году численность женщин в возрасте старше 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет составляла 19,3 процента всего населения, то в 2006 году - 20,4 процента.
Наряду с общими демографическими тенденциями, характерными для Российской Федерации в целом, имеются значительные различия между регионами.
В ряде субъектов Российской Федерации демографическая ситуация требует незамедлительного реагирования. За последние 15 лет более чем на 15 процентов сократилась численность населения в Республике Коми, Камчатском крае, Архангельской, Магаданской, Мурманской и Сахалинской областях. На 10 - 15 процентов сократилась численность населения в Республике Карелия, Республике Мордовия и Республике Саха (Якутия), Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Владимирской, Ивановской, Кировской, Костромской, Курганской, Курской, Новгородской, Псковской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Читинской областях.
По пессимистическому варианту прогноза предположительной численности населения Российской Федерации, рассчитанному на основе динамики демографических процессов в 2000 - 2005 годах без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости, население России сократится к 2015 году на 6,2 млн. человек (4,4 процента) и составит 136 млн. человек, а к 2025 году - 124,9 млн. человек.
Ожидаемая продолжительность жизни уменьшится до 64,5 года, более чем на 18 процентов уменьшится численность женщин репродуктивного возраста, увеличится доля граждан старше трудоспособного возраста.
Развитие ситуации по данному сценарию, помимо демографических потерь, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития страны, прежде всего на темпе роста валового внутреннего продукта и обеспеченности трудовыми ресурсами, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом увеличения доли граждан старшего возраста.
Региональная политика - важная составная часть экономической политики государства. Она охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование размещения производительных сил
Региональная политика государства - это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально-экономического развития и предусматривает следующие основные направления:
1) определение соотношения движущих сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия (государственный и частный секторы экономики, внутренние и внешние факторы развития региона и средства);
2) определение соотношения общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой;
3) подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов;
4) решение национально-экономических вопросов (в условиях многонационального государства);
5) решение проблем урбанизации.
К направлениям региональной политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти. Отношение государства к каждому из этих направлений и конкретные мероприятия, осуществляемые по ним, составляют содержание региональной политики государства, которое во всех развитых странах (проводящих активную региональную политику) практически одинаково:
• освоение слаборазвитых территорий, реконструкция экономики депрессивных промышленных районов;
• децентрализация агломераций и районов концентрации промышленного производства;
• образование новых промышленных узлов за пределами городских поселений, не связанных с существующими центрами промышленности.
Без осуществления такой политики диспропорции, как в регионах, так и в масштабе всей страны будут возрастать.
Региональная политика играет значительную роль в наиболее развитых странах, хотя в менее развитых странах региональные проблемы часто оказываются более острыми. Это обусловлено тем, что проведение региональной политики требует значительных средств.
Региональная кризисная ситуация - это изменение состояния экономики регионов, предотвращение которого требует вмешательства федеральных законодательных и исполнительных органов власти и использования чрезвычайных методов государственного экономического регулирования территориального развития.
Основные виды кризисных ситуаций в регионах:
• изменения в демографической ситуации, приводящие к депопуляции населения, ухудшению генофонда страны и ее регионов;
• превышение рационапьных норм техногенной нагрузки территории при размещении объектов, приводящее к ухудшению экосистемы региона;
• падение производства в отраслях специализации региона более чем на 50-60%;
• рост безработицы, превышающий 15% от численности экономически активного населения;
• изменение профиля региона, приводящее к необходимости массовой переквалификации кадров;
• появление в трудоизбыточных регионах беженцев, переселенцев и иностранных рабочих, приводящее к межнациональной и социальной напряженности;
• высокая и постоянно растущая степень зависимости промышленного комплекса (более чем на 50%) от межрегиональных и внешнеэкономических связей;
• низкая обеспеченность финансовыми ресурсами, дестабилизирующая ситуацию в регионе и усложняющая отношения с федеральным Центром (к примеру, дотации превышают 30% финансовых средств региона);
• низкая обеспеченность объектами инфраструктуры, ограничивающая возможность дальнейшего развития.
По показателям спада производства кризисными являются 9 субъектов Федерации (Чеченская Республика, Ингушетия, республики Северная Осетия, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Чувашская, Адыгея; Читинская и Ивановская области), а предкризисными является 3! субъект (Владимирская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Тверская, Ярославская, Кировская, Воронежская, Пензенская, Ростовская, Курганская, Свердловская, Челябинская, Омская, Камчатская, Сахалинская, Калининградская области, Ставропольский, Алтайский и Хабаровский края, республики Мордовия, Калмыкия, Алтай, Карачаево-Черкесская, Удмуртская и ряд национальных округов).
Информация о работе Региональные аспекты демографической политики в России