Роль гипотезы в социологическом исследовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:21, реферат

Описание

Роль гипотезы в социологическом исследовании, как и в любом научном исследовании, чрезвычайно велика. Социологи любят повторять выражение Д.И.Менделеева, который говорил, что лучше держаться такой гипотезы, которая со временем окажется ложной, чем никакой. Гипотеза, во-первых, накапливает опыт науки, общественной практики, опыт исследователя (включая интуицию); во-вторых, она служит своего рода "спусковым механизмом" для перехода к важным эмпирическим процедурам, призванным в конечном итоге дать новое знание об объекте.

Работа состоит из  1 файл

REFERAT03.doc

— 61.50 Кб (Скачать документ)

           В качестве социального факта могут выступать: характеристики поведения людей, групп, общностей; продукты человеческой деятельности; вербальные (словесные) действия (мнения, взгляды); всевозможные взаимосвязи и взаимодействия. Поэтому изучение и введение в научный оборот ранее не изученных явлений или процессов также является задачей науки, в том числе социологии.

Для повышения  подтверждаемости гипотез руководствуются  следующими правилами:

— выдвигать возможно большее число (в том числе, взаимоисключающих) гипотез;

— указывать  возможно большее количество эмпирических показателей для их проверки.

Общие требования, которым должна соответствовать  гипотеза:

— она не должна содержать понятий, которые не имеют эмпирических индикаторов в рамках данного социологического исследования;

— она должна быть применима ко всему кругу  явлений, которые она непосредственно  объясняет;

— она должна быть принципиально проверяемой  при существующем уровне теоретических знаний и методических возможностей;

— она должна быть простой и не содержать условий  и оговорок, затемняющих ее смысл;

— она должна в своей формулировке содержать  указание на способ ее проверки.

           Окончание процесса формулировки гипотез дает исследователю возможность разработки инструментария, т.е. перехода от теоретических конструкций к эмпирическим показателям, которые выражаются в вопросах анкеты, интервью и т.д. Эти показатели должны быть доступны наблюдению и измерению и отражают различные социально-психологические характеристики объекта.

В момент разработки гипотез социолог переходит от теории к конкретному измеряемому уровню, представляющему социальный предмет (индивида, группу и т.д.). Каким бы точным не было измерение, оно, как правило, относится к какой-либо одной стороне объекта, которая всегда значительно беднее его самого как целостности.

           В результате разработки системы показателей (индикаторов) социолог составляет задание для подготовки конкретных методик (инструментария). Здесь возникают новые проблемы, среди которых основной становится проблема отражения показателей в инструментарии — вопросах анкеты, интервью и т.д. Для того чтобы разрешить эту проблему, необходимо составить список показателей, которые целесообразно отобразить в анкете.

В используемом нами примере о влиянии семьи  на преступное поведение несовершеннолетних подростков можно выделить следующие  показатели:

— уровень конфликтов в семье,

— характер конфликтов между родителями и детьми и т.д. Завершить этот список должна группа показателей, относящихся к социально-демографическому блоку, т.е. характеризующих пол, возраст, социальный статус супругов и др. На основе этих данных разрабатываются анкеты, при помощи которых собирается необходимая эмпирическая информация об изучаемых объектах. Параллельно с инструментарием разрабатывается план выборки и другие вспомогательные документы, в том числе инструкции по проведению социологического (полевого) исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

           В социологическом исследовании выдвижение гипотез представляет собой переход от теории к последующим эмпирическим познавательным процедурам, направленным на целесообразный сбор и анализ первичной информации, на практическое разрешение проблемы и обогащение теоретической базы исследований в данной конкретной сфере жизнедеятельности общества.

           Как найти хорошую гипотезу? Многие ученые цитируют по этому поводу шутку М.Р.Коэна, который как-то заметил, что гипотезы возникают у людей, которые думают. До настоящего времени процесс постановки гипотез не удалось описать, да и трудно поверить в решение этой задачи. Опираясь на опыт анализа большого количества проведенных социологических и других исследований, можно назвать некоторые источники гипотез.

Это, во-первых, обыденное сознание, которое, как известно возникает в процессе повседневной жизни людей. Оно включает в себя знания и навыки, складывающиеся в процессе трудовой деятельности, обычаи, непосредственно житейские нравственные нормы и т.п. Иногда возникает вопрос: стоит ли проводить исследование, если утверждаемое в гипотезе и без того известно? Да, стоит, потому что обыденное сознание не может дать обоснованный ответ на многие вопросы.

           Другим источником построения гипотез может быть аналогия. Этот метод давно известен в науке. Сущность его заключается в том, что знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на другой, менее изученный, менее доступный.

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

1. Харчева В. Е. Основы социологии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений.

2. Шаленко В.Н. Программа  социологического исследования.

3. Ядов В.А.  Социологическое исследование: методология,  программа, методы.

4. Басков А.Г. Современная  социологическая теория.

5. Андрущенко В.П. Социология: наука об обществе.


Информация о работе Роль гипотезы в социологическом исследовании