Роль информатизации в развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:30, реферат

Описание

Информация и компьютер, бит и файл, терминал и процессор, принтер и интерфейс – эти и многие другие слова ныне все чаще звучат в процессе нашего общения. Появление и употребление этих слов и выражений – наглядное свидетельство того, что мы вступаем в какой-то новый мир, где привычные понятия и слова, взгляды и ценности уже не могут отразить всего богатство этого нового мира, могущественного и вместе с тем легко ранимого, рационального и вместе с тем неоднозначного и неопределенного, мира, порожденного предшествующей активной деятельностью человечества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Информатизация и глобализация 5
2. Роль информатизации в развитии общества 8
3. Условия и предпосылки информатизации общества 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

Работа состоит из  1 файл

Информатизация в соц.сфере.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)


15

 

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ              3

   1. Информатизация и глобализация              5

   2. Роль информатизации в развитии общества              8

   3. Условия и предпосылки информатизации общества              11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ              14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ              15


ВВЕДЕНИЕ

Информация и компьютер, бит и файл, терминал и процессор, принтер и интерфейс – эти и многие другие слова ныне все чаще звучат в процессе нашего общения. Появление и употребление этих слов и выражений – наглядное свидетельство того, что мы вступаем в какой-то новый мир, где привычные понятия и слова, взгляды и ценности уже не могут отразить всего богатство этого нового мира, могущественного и вместе с тем легко ранимого, рационального и вместе с тем неоднозначного и неопределенного, мира, порожденного предшествующей активной деятельностью человечества.

Действительно, последние три столетия ознаменовались бурным научно-техническим прогрессом, обусловившим такой рост могущества людей над окружающей средой – природной и социальной, какого не знала вся предшествующая история. Ускоряющееся развитие симбиоза науки и техники, все более подчиняя себе вещества и силы природы, приводит общество к иному качественному состоянию. Оно характеризуется ростом значения информации в своей жизнедеятельности в сравнении с веществом и энергией, которые до сих пор определяли темпы развития мировой цивилизации. Поэтому мы предпочитаем называть его информационным обществом, понимая это общество как определенный этап в развитии техногенной цивилизации. Именно в информационном обществе информация становится главным товаром и продуктом, общедоступным для всех членов общества и приоритет отдается не выработанным жестким правилам определенных социальных действий, а информации как основе поиска самостоятельных творческих решений, инициатив и т.д.

Сущность, основные черты нового общества ныне выступают далеко не в явной форме, пробиваются сквозь туман будущего. В связи с этим возникает ряд вопросов, которые на сегодня еще не получили однозначного ответа. Что такое информационное общество? Каково его место в историческом развитии? Продолжится ли научно-технический прогресс и рост его могущества в такой же или даже более сильной пропорции в ближайшем и отдаленном будущем и к чему это приведет – к благополучию людей или к катастрофе? Гарантировано ли общество от непредвиденных, а порой и отрицательных воздействий информационной технологии на образ жизни своих членов даже если эта технология применяется на благо, а не во зло? В какой степени можно предвидеть социальные последствия инноваций? Комфортно ли чувствует себя человек в нынешнем информационном пространстве? Не следует ли отказаться от количественного роста в пользу качественного? Нужно ли современной техногенной цивилизации делать все, что она может, если успехи научно-технического прогресса обворачиваются сложными социальными проблемами? Эти и подобные вопросы озадачивают людей и общественное мнение, вызывают тревогу и радость, надежды и разочарования.

Не менее важной является проблема образования в современном информационном обществе. Ни одной стране мира не удавалось добиться успеха без образования своих граждан. Это тем более справедливо для наших обществ, где знания являются главным производителем богатства. Связь информационных и коммуникационных технологий и образования является сложной, ставящей новые этические и правовые проблемы перед ответственными личностями, педагогами и международным сообществом.


1. Информатизация и глобализация

Современный мир полон противоречий – между огромной и все возрастающей технической мощью человечества и угрозой его технического уничтожения, расцветом культуры с помощью информационной техники и кризисом духовных культурных ценностей и т.д. Мы являемся свидетелями обострения глобальных мировых противоречий.

Термин «глобализация» происходит от лат. Globus – Земля, Земной шар и означает общепланетарный характер тех или иных процессов. Глобализация жизнедеятельности человеческого общества означает, что ныне все человечество включается в единую систему экономических, социальных, политических и культурных взаимосвязей. Информатизация общества, развитие информационной технологии способствует объединению человечества в единую социокультурную целостность и создает принципиально новые предпосылки глобализации человечества.

В процессе глобализации огромную роль играют средства современной информационной технологии, которые делают каждого жителя планеты сопричастным к любым событиям в любой точке земного шара.

Глобализация жизнедеятельности человеческого общества протекает на фоне формирования целого ряда проблем, которые тоже являются глобальными. Дальнейшая судьба человеческого сообщества возможна лишь на путях разрешения этих проблем, принявших угрожающий характер.

Вечная и важнейшая проблема жизни и смерти в наше время из индивидуальной превратилась в общую, затрагивающую интересы всего человеческого сообщества людей. Мы вступаем в новый виток своей истории, когда выживание человека поставлено под реальную угрозу нашей стихийной, до конца не продуманной хищнической деятельностью. Выживание человечества требует его объединения в единый организм для разрешения тех трудностей, которые встали на пути человеческой истории и получили название глобальных проблем современности. Это такие проблемы, которые затрагивают интересы и судьбу всего человечества и для их преодоления требуются согласованные усилия, по крайней мере, большинства населения планеты.

В этом плане интерес представляет постепенно складывающаяся новая научная дисциплина – глобалистика, которая изучает человечество как интегральное планетарное образование. Глобалистика представляет особую сферу научных, философских и культурологических исследований, которые стремятся решить различные аспекты глобальных проблем в их систематической взаимосвязи.

Научным основанием глобалистики служат системология и кибернетика, теория информатики и семиотики, концепции эволюционизма, синергетика. Материальной же основой всех направлений глобалистики является информационная технология. Она широко используется в процессе моделирования различных глобальных ситуаций, дает возможности преодоления людьми многочисленных «языковых барьеров» в информационном пространстве мирового сообщества путем создания автоматизированных переводов разноязычных текстов и использования международных и национальных информационных систем.

Технические средства информатики являются мощной материальной основой глобализации жизнедеятельности человеческого общества. Информационные средства – радио и телефон, телевидение и компьютеры сближают самые отделенные уголки планеты. Спутниковое телевидение обеспечивает эффект присутствия зрителя в тех местах Земли, которые его интересуют. Применение компьютеров в глобалистике позволяет просчитать возможные варианты тех или иных событий и явлений на большую перспективу, с большей точностью и за более короткие сроки. Такое «электронное предсказание» позволяет установить вероятные альтернативы развития человечества с тем, чтобы можно было принимать упреждающие решения.

Огромную роль в глобализации человечества и различных сфер его деятельности играет Интернет (Internet) – слово, слагаемое из двух английских слов: inter – между, среди, et – сеть, паутина. Интернет – это всемирная информационная система или объединение сетей непрерывно связанных между собой так, что любой компьютер в сети может мгновенно связаться с любым другим. Эта всемирная информационная система образует киберпространство, идеальную реальность, рождающая киберкультуру со своими понятиями, ценностями, образом мыслей и языком. Интернет уже давно стала международной сетью.

Система Интернет находится постоянно в стремительном развитии. Возможности Интернета безграничны. Здесь всегда можно найти то, что вас интересует, в зависимости от вкуса и настроения. Глобальная сеть давно превратилась не только в источник информации широчайшего спектра, но и является своеобразной средой общения и отдыха людей. Все услуги, предоставляемые сетью Интернет, можно условно разделить на две категории: обмен информацией между абонентами сети и использование баз данных сети. С развитием Интернет и пластиковых карточек в Интернет все глубже проникает коммерция: развивается электронная торговля. К Интернету все чаще обращаются в деловом мире.

Можно было бы говорить еще о негативных сторонах пользования Интернет от политически и социальных до гуманистических и медицинских. К примеру, установлено психическое заболевание, синдром «зависимости от Интернета», сообщается о смертных случаях как результате хронического недосыпания и о самоубийствах, как следствиях, вызванного Интернетом стресса, о нарушении чувства времени, отвлечению от окружающей физической и социальной среды. Впрочем, дело здесь не в Интернете, а в его непродуманном, безграмотном, некультурном использовании. Что же касается собственно Интернета, то он является мощным технологическим средством глобализации человечества.

Все современные технологические и информационные достижения как никогда прежде «сжимают» нашу планету в единое целое – информационное общество.


2. Роль информатизации в развитии общества

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Образование больших потоков информации обусловливается:

 чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструкторских работ;

 постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;

 появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому непопадающих в сферу действия системы коммуникации. Как результат – наступает информационный кризис (взрыв), который имеет следующие проявления:

 появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. – уже каждые 5 лет, с 1990 г. – ежегодно;

 существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;

 возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств.

Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию – в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.

Информатизация общества – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

История развития информатизации началась в США с 60-х гг., затем с 70-х гг. – в Японии и с конца 70-х – в Западной Европе.

Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров – это необходимая составляющая процесса информатизации общества.

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация общества». При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Таким образом, «информатизация общества» является более широким понятием, чем «компьютеризация общества», и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии «информатизация общества» акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества.

Информатизация на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения. Так, например, в информационной сфере США занято более 60% трудоспособного населения, в СНГ – около 40%.


3. Условия и предпосылки информатизации общества

Информация о работе Роль информатизации в развитии общества