Роль культурно-досуговой
деятельности в социальном воспитании
студенческой молодежи
Какие бы сложные, противоречивые, а порой
и разрушительные, процессы ни происходили
в нашем обществе в переходный период,
как бы ни складывались отношения между
людьми разных поколений и социальных
слоев, всегда остается актуальной проблема
воспитания российской молодежи, решение
которой возможно лишь при условии формирования
качественно новой системы общественных
отношений, создания жизненной среды,
объективно стимулирующей «... воспитание
личности интеллектуально активной, высоконравственной,
разносторонне профессионально подготовленной
и не сомневающейся в самоценности своей
жизни»1.
Современное состояние общества,
процессы, происходящие в нашей жизни
заставляют по-новому взглянуть на проблему
воспитания молодёжи, формирования ее
интеллектуального и творческого потенциала
в процессе обучения в средних специальных
и высших учебных заведениях.
В ходе ломки старых традиций
и зарождения новых тенденций
в развитии нашего общества, были
отодвинуты на задний план
важные проблемы воспитания молодёжи,
развития творческих способностей,
духовно-нравственного совершенствования.
В отличие от прошлых лет,
когда личность молодого человека
складывалась в рамках устоявшейся
идеологии, сложившейся системы
общественных связей, в нынешних
условиях её становление осложнено
рядом объективных, далеко не
всегда позитивных, социально-экономических
факторов, отсутствием чётких критериев
в морально-духовной сфере общества.
Психолого-педагогические аспекты
формирования личности молодого
человека сегодня не часто
фигурируют в программах культурно-досуговой
деятельности.
Досуг студенческой молодёжи
существенно отличается от досуга
других возрастных групп в
силу специфических потребностей
и присущих ей социально-психологических
особенностей “молодёжного сознания”,
повышенной эмоциональностью восприятия
и реакций. В основе его содержания
не только отдых и развлечения,
но и решения жизненных проблем,
т. к. идёт активный процесс
самопознания, самореализации, самовыражения.
Ценностные ориентации на культурно-досуговую
деятельность зависят от возможности
удовлетворения личных потребностей.
Молодёжь – социальная группа, жизнедеятельность
которой характеризуется активным вступлением
в самостоятельную жизнь, включённостью
в новые социальные отношения, формирование
мировоззрения, духовного облика, становления
характера. Качества, присущие молодёжному
поколению: предрасположенность к новому,
нетерпимость к рутине, динамизм, импульсивность.
В этот период у молодого человека возникает
проблема выбора жизненных ценностей.
Юность стремится сформировать внутреннюю
позицию по отношению к себе, другим людям,
определяется место среди категорий: добро,
зло, честь, достоинство, право, долг2.
Основные потребности этой возрастной
группы общение, выбор профессии
и будущего спутника жизни,
эмоциональная разрядка и отдых,
участие в социально-значимых
событиях и возможность самостоятельного
решения проблем. Социализация
молодежи в досуге есть не
менее сложный процесс, чем
учеба и труд. Во временных
коллективах досуг является существенным
звеном социального воспитания
личности, стимулом его творческого,
интеллектуального, духовно-нравственного,
физического развития, процессом,
направленным на углубление и
расширение знаний, гуманизацию чувств
и поступков.
Таким образом, проблема студенческого
досуга нас интересует не как
«наполняемость» свободного времени
студента, а как время «работающее
на него», время «социального
воспитания»3.
В учебных заведениях студенческий
досуг должен являться важнейшим
звеном воспитательной работы. Воспитательная
работа должна носить системный
плановый характер. Заниматься ею
должен весь педагогический коллектив:
администрация, заведующие отделениями,
профессорско-преподавательский состав
руководители допризывной подготовки
и физического воспитания. Желательно,
чтобы в процессе воспитательной
работы в рамках студенческого
досуга участвовали педорганизатор
досуга, воспитатели и классные руководители,
работники музея и библиотеки, руководители
творческих кружков, психологи, т.е. создавались
оптимальные условия для формирования
у студентов нравственности и трудолюбия,
развития общей культуры и творческой
одаренности, реализации интеллектуального
и творческого потенциала.
Так же в рамках воспитательной
работы в процессе культурно-досуговой
деятельности необходимо тесное и творческое
сотрудничество педагогического коллектива
с советом студенческого самоуправления,
студенческим оперативным отрядом, студком
общежития, независимым профсоюзом студентов,
что помогает выявлению лидерских качеств,
формированию гражданского самосознания
студентов.
Социальное воспитание студенческой
молодежи в процессе культурно-досуговой
деятельности включает комплекс мероприятий
различного направления: духовно-нравственного,
гражданско-патриотического, художественно-эстетического,
экологического, спортивно-оздоровительного.
Необходимо поддержание отношений
с культурно-досуговыми учреждениями
города – театрами, кинотеатрами, музеями,
выставочными залами и так далее.
Среди массовых форм культурно-досуговой
деятельности наиболее распространенными
являются: концерты, развлекательно-игровые
программы, вечера отдыха, дискотеки, литературные
гостиные, экскурсии и так далее.
Все большей популярностью во
время досуга у учащейся молодежи
пользуются так называемые «центры
психологической разгрузки»4. Создание
таких центров оказывает значительное
влияние на формирование личности
студента, его социальное воспитание.
Очень большой потенциал для
реализации социального воспитания
учащейся молодежи имеют спортивно-оздоровительные
мероприятия – их проведение
и организация - так же совместная
задача образовательного учреждения
и представителей студенчества.
Естественно, что нельзя обойтись
и без работы «Клуба Веселых
и Находчивых» - как одной из
самых популярных форм проведения
досуга у студентов.
То есть воспитательный процесс
в рамках культурно-досуговой деятельности
требует тесного взаимодействия всех
его участников и обязательного учета
интересов студенчества.
Такой подход обеспечит достижение
одной из главных целей каждого
учебного заведения - формирование
конкурентоспособного специалиста.
В рамках проведенного в 2003
году Internet-исследования «Современный
досуг»5 получены следующие результаты.
Из общего количества опрошенных
студентов 28% посещают специализированные
группы, организованные в их учебных
заведениях (кружки, секции и т.д.),
58% посещают мероприятия, организуемые
учебными заведениями для всех
студентов, (праздники, концерты, недели,
посвященные различным наукам, конференции,
профильные мероприятия и т.д.),
остальные 14% - практически не
бывают на мероприятиях организуемых
учебными заведениями. Полученные
результаты означают, что подавляющее
большинство студентов посещают
культурно-досуговые мероприятия, организуемые
их учебными заведениями. Следовательно,
подтверждается необходимость и значимость
организованной работы, направленной
на социальное воспитание студентов в
условиях культурно-досуговой деятельности.
Здесь важно, чтобы все мероприятия, организуемые
учебным заведением, несли свою смысловую
нагрузку, преследовали воспитательные
цели: расширение кругозора в области
получаемой специальности, развитие духа
соревнования, воспитание эстетического
вкуса, пропаганда здорового образа жизни,
развитие чувства юмора, познавательной
активности.
По результатам опроса отмечается,
что досуговые предпочтения были отданы
спорту, дискотекам, мероприятиям развлекательного
характера.
В сложившихся условиях задачей
первостепенной важности является
изучение духовных потребностей
студенческой молодежи, так как
если практические шаги по
обновлению общества не будут
опираться на реальные потребности
молодых людей, не будут соответствовать
их интересам, то вряд ли
они будут реализованы на практике.
Таким образом, большое значение
приобретает социально-психологический
подход к массовой работе организаторов
досуга, позволяющий опираться на
такие механизмы как коллективная
эмоция и общественный настрой.
Работа с молодежью должна
выполнять ряд социально-значимых
функций:
* просвещение молодежи;
* развитие творчества
и общественной активности;
* организация широкого
общения;
* обеспечение отдыха
и развлечений.
Чем шире и разнообразнее поле
культурно-досуговой деятельности, тем
положительнее и благотворнее ее результаты.
Рост интереса у учащейся молодежи
к современным социо-культурным
процессам и личностному самоопределению
свидетельствуют о том, что их стремление
к получению образования выходит за рамки
простого овладения узкопрофессиональными
знаниями, навыками. Необходимо создать
в образовательных учреждениях оптимальные
условия для развития личности обучающегося,
оказать ему помощь в самовоспитании,
самоопределении, нравственном совершенствовании.
Для этого необходимо:
* утверждение отношений
сотрудничества учащихся и преподавателей;
* развитие студенческого
самоуправления;
* развитие досуговой
деятельности как особой сферы жизнедеятельности
учащейся молодежи;
* создание межвузовских
центров развития внеучебной деятельности
студентов, призванных содействовать
реализации творческого потенциала молодежи.
«...Они (молодежь) сегодня обожают
роскошь, у них плохие манеры
и нет никакого уважения к
авторитетам, они выказывают неуважение
старшим, слоняются без дела
и постоянно сплетничают. Они
все время спорят с родителями,
они постоянно вмешиваются в
разговоры и привлекают к себе
внимание, они прожорливы и тиранят
учителей...» учитывая, что слова
эти сказаны почти две с
половиной тысячи лет назад
Сократом, становится очевидным,
что вопрос воспитания, в том
числе социального, был актуален
всегда. Его решение всегда требовало
особого внимания и значительных
усилий, но дело того стоило. Привить
молодежи ценности воспитания
сегодня означает сделать важный
вклад в будущее.
В современном понимании ценности
воспитания представляют собой
«...человеческие мысли, общественно
одобряемые и передаваемые из
поколения в поколение образцы
педагогической культуры, запечатленные
в культурном облике человека,
культурных образцах жизни, межпоколенного
взаимодействия в воспитательных отношениях,
в педагогических теориях и системах,
технологиях и способах педагогической
деятельности и поведения»6. Поэтому современная
воспитательная стратегия должна строиться
на формировании и развитии у учащейся
молодежи, прежде всего, духовно-нравственных
ценностей гуманизма, свободы, демократии,
трудолюбия, справедливости, гражданственности,
патриотизма и многих других.