Роль образования и самообразования в социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:53, курсовая работа

Описание

Анализ образования и самообразования как показателей личностной ценности и функции. Роль, которую играет образование и воспитание в процессе социализации личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие личности
2. Социализация личности
3. Роль образования в процессе социализации и индивидуализации личности
4. Роль самовоспитания и самообразования в социализации личности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 88.50 Кб (Скачать документ)

      РОЛЬ  ОБРАЗОВАНИЯ В  ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. 

      Современная педагогика изучает социализацию личности на всех возрастных этапах в двух аспектах, во - первых, исследуя сущность относительно социально – контролируемой ее части – воспитания (его тенденции и перспективы, определяя его принципы, содержание, формы и методы), во – вторых, изучает общество как социализирующую среду (выявляя его воспитательные возможности для поиска путей и способов использования и усиления позитивных влияний на человека и нивелирования, коррекции, компенсации негативных).

      Рассмотрение  социализации с социологической  и психологической, точек зрения дает возможность определить два подхода к механизмам социализации: со стороны общества в целом как системы и со стороны личности. Если рассматривать социализацию как процесс социологический, то механизмы социализации  это механизмы, обеспечивающие функционирование общества - системы, воздействующей на своих членов. Поэтому социологический подход к социализации в качестве механизмов социализации рассматривает механизмы воздействия общества на личность. Применительно к личности (психологический подход) механизм социализации показывает как, каким образом, обеспечивается перевод социального в глубинные структуры личности.

      В педагогике, психологии и социологии, выделяется общая тенденция в  подходах к изучению проблемы социализации: развитие личности рассматривается  в контексте взаимного влияния индивидуальных особенностей человека и социальной среды в процессе социализации.

      Результат социализации – социализированность, то есть сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом, определяется как результативная конформность индивида к социальным предписаниям, вне зависимости от того, представлены ли они как соответствующие статусу ролевые ожидания или требования общества к данному члену общества. Социальные изменения в обществе могут превратить прежде сформированную социализированность в неудачную (переезд, в том числе вынужденный, из страны в страну, из региона в регион, потеря работы, и т.д.), и возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности приспособиться к новым условиям. Поскольку человек заранее не может быть подготовлен к тем разнообразным требованиям, с которыми ему предстоит встретиться, постольку социализированность должна основываться на усвоении им не просто суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований.

      Но  чем глубже усвоены социальные ценности и социальный опыт, чем шире социальные связи, тем богаче и индивидуальная жизнь человека, его возможности самореализации, то есть проявления своих склонностей и способностей. Невозможно описать движение личности в процессе социализации без описания того влияния, которое личность испытывает от процесса индивидуализации: специфика социализации на каждом возрастном этапе предопределена этим влиянием.

      Если говорить о социализации, то здесь неосознанное следование нормам сменяется объективацией (актуализацией социальных значений), и затем – интериоризацией или включением социального знания в систему индивидуальных смыслов личности.

      Следует иметь ввиду, что при практическом использовании речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной практике работы образовательных учреждений различных форм собственности, индивидуализация всегда относительна. Мы выделяем некоторые причины этой относительности: реально приходится учитывать индивидуальные особенности не каждого отдельного слушателя, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями; учитывать лишь те особенности, которые важны с точки зрения учения; учитывать свойства, которые важны именно для данного слушателя.

      Следует обратить внимание, что обращение к индивидуальным ресурсам стимулируется, также как и обращение к социальному опыту, затруднениями, с которыми сталкивается личность при необходимости разрешения различных жизненных ситуаций. Нередко возникает необходимость отказа от возможности использования известных путей и обращения к себе, своему непосредственному опыту.

      В то же время, обращение к индивидуальному  и социальному опыту происходит практически параллельно. Социализация и индивидуализация не просто сменяют  друг друга в зависимости от этапа постижения действительности, а переплетаются в решении жизненных задач, как с использованием социально означенного знания, так и с использованием индивидуального знания.

      Особый  интерес представляют особенности  развития зрелой личности в контексте взаимодействия социализации и индивидуализации. Главной особенностью данного процесса является его обращенность во внутрь, в глубь личности, то есть зрелость предстает как период наполнения жизни смыслом. Это значит, что с определенного момента процессы социализации и индивидуализации являются не просто взаимовлияющими процессами, а единым процессом развития личности.

      Особую  роль в процессе взаимодействия социализации и индивидуализации, в ходе которого формируется личность, адекватная общественным потребностям своего времени, играет образование.

      Понятие образование – весьма сложное  и многоаспектное. Не вдаваясь в  подробный анализ данного понятия, отметим, что в самом общем  определении образование – это  общественно организуемый и нормируемый  процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности.

      Роль  образования в процессе социализации и индивидуализации весьма специфична. Понимание личностью окружающего природного и социального мира, своего места в нем формируется под воздействием двух относительно различных потоков информации. С одной стороны, оно есть следствие окружающих социальных условий, отражения и познания реальных отношений каждым индивидом, с другой – оно является результатом усвоенных в процессе обучения и воспитания знаний, норм, требований, свойственных общественному познанию и составляющих совокупный, теоретически обобщенный и осмысленный опыт общества, класса или социальной группы.

      Убеждения человека, система его мировосприятия не вытекают непосредственно из той  информации, которую общество сознательно  и целенаправленно адресует своим  членам. Сознание человека формируется в результате соотнесения усваеваемых знаний с непосредственными наблюдениями и практикой межличностных отношений и это является непременным условием превращения знаний в убеждения, в устойчивые жизненные установки и привычки поведения. Однако, то, что процесс формирования убеждений не является чисто интеллектуальным и оказывается тесно связанным со всей практической деятельностью человека, вовсе не снижает роли образования. Более того, недостаточно высокий уровень образования приводит к одностороннему восприятию реальных отношений, в которые включается личность.

      В итоге отметим, что при всей многоаспектности и обширности исследований проблемы социализации и индивидуализации в  педагогике, психологии и социологии, общей является тенденция изучения развития личности в контексте взаимного влияния индивидуальных особенностей человека и социальной среды. Конечным итогом социализации является максимальная индивидуализация социального знания, наполнение его реальным индивидуальным смыслом; а индивидуализации - создание социально значимого продукта, воплощение своей уникальности в социуме.

       Роль  образования в процессе социализации и индивидуализации личности определяется тем, что понимание личностью  окружающего природного и социального  мира формируется под воздействием окружающих социальных условий, и является результатом усвоенных в процессе обучения и воспитания знаний, норм, требований.  

РОЛЬ  САМОВОСПИТАНИЯ И  САМООБРАЗОВАНИЯ  В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ 

      Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание - процесс, входящий в состав воспитания и направленный тоже на развитие человека. Благодаря ему человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное существо, несмотря на всю интегрированность, т.е. слитность его с природой и обществом.

      Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания не возможно. Их следует рассматривать  как две стороны одного и того же процесса, либо как взаимопродолжающие друг друга процессы.

      Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

      Самообразование - это система внутренней самоорганизации  по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

      Самообразование является мощным фактором, выполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

      Самообучение - является аналогом учению.

      Самообучение - это процесс непосредственного  получения человеком опыта поколений  посредством собственных устремлений  и самим выбранных средств.

      Здесь огромную роль играет внутренний душевный мир человека, не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, умение учиться не только у учителя, но и других людей, друзей, у природы. О таком самообучении в народе говорят: «учиться у жизни». Самообучение основывается на потребности в знаниях, на врожденном познавательном инстинкте.

      Характер  каждого человека слагается всегда из двух элементов: природного, коренящегося в телесном организме человека, и  духовного, вырабатывающегося в жизни, под влиянием воспитания и обстоятельств. Но как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов, вследствие бесконечного разнообразия типов родовых, семейных и личных, природа всегда успевает в бесчисленном множестве характеристических черт в наружности человека выдвинуть на первый план черту народности.

      Черта национальности не только заметна сама по себе, но примешивается ко всем другим характеристическим чертам человека и  сообщает каждой из них свой оттенок.

      Общественное  воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще.

      Если  человек черпает все свои знания, ощущения и  пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, но надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека. Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными. 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Личностью - социальной единицей, субъектом, носителем  социально - человеческой деятельности - ребенок станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту  деятельность совершать. На первых порах  с помощью взрослого, а затем и без нее.

    Личность  и возникает тогда, когда индивид  начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, за данным ему  извне - той культурой, в лоне которой  он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.

    Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

    Личность  есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

    Личность  не "только целеустремленная, но и  самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве "Я", которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью - это, значит, иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью - это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью - это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью - это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.

Информация о работе Роль образования и самообразования в социализации личности