Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:53, курсовая работа
Анализ образования и самообразования как показателей личностной ценности и функции. Роль, которую играет образование и воспитание в процессе социализации личности.
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие личности
2. Социализация личности
3. Роль образования в процессе социализации и индивидуализации личности
4. Роль самовоспитания и самообразования в социализации личности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
РОЛЬ
ОБРАЗОВАНИЯ В
ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.
Современная педагогика изучает социализацию личности на всех возрастных этапах в двух аспектах, во - первых, исследуя сущность относительно социально – контролируемой ее части – воспитания (его тенденции и перспективы, определяя его принципы, содержание, формы и методы), во – вторых, изучает общество как социализирующую среду (выявляя его воспитательные возможности для поиска путей и способов использования и усиления позитивных влияний на человека и нивелирования, коррекции, компенсации негативных).
Рассмотрение социализации с социологической и психологической, точек зрения дает возможность определить два подхода к механизмам социализации: со стороны общества в целом как системы и со стороны личности. Если рассматривать социализацию как процесс социологический, то механизмы социализации это механизмы, обеспечивающие функционирование общества - системы, воздействующей на своих членов. Поэтому социологический подход к социализации в качестве механизмов социализации рассматривает механизмы воздействия общества на личность. Применительно к личности (психологический подход) механизм социализации показывает как, каким образом, обеспечивается перевод социального в глубинные структуры личности.
В педагогике, психологии и социологии, выделяется общая тенденция в подходах к изучению проблемы социализации: развитие личности рассматривается в контексте взаимного влияния индивидуальных особенностей человека и социальной среды в процессе социализации.
Результат социализации – социализированность, то есть сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом, определяется как результативная конформность индивида к социальным предписаниям, вне зависимости от того, представлены ли они как соответствующие статусу ролевые ожидания или требования общества к данному члену общества. Социальные изменения в обществе могут превратить прежде сформированную социализированность в неудачную (переезд, в том числе вынужденный, из страны в страну, из региона в регион, потеря работы, и т.д.), и возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности приспособиться к новым условиям. Поскольку человек заранее не может быть подготовлен к тем разнообразным требованиям, с которыми ему предстоит встретиться, постольку социализированность должна основываться на усвоении им не просто суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований.
Но чем глубже усвоены социальные ценности и социальный опыт, чем шире социальные связи, тем богаче и индивидуальная жизнь человека, его возможности самореализации, то есть проявления своих склонностей и способностей. Невозможно описать движение личности в процессе социализации без описания того влияния, которое личность испытывает от процесса индивидуализации: специфика социализации на каждом возрастном этапе предопределена этим влиянием.
Если говорить о социализации, то здесь неосознанное следование нормам сменяется объективацией (актуализацией социальных значений), и затем – интериоризацией или включением социального знания в систему индивидуальных смыслов личности.
Следует иметь ввиду, что при практическом использовании речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной практике работы образовательных учреждений различных форм собственности, индивидуализация всегда относительна. Мы выделяем некоторые причины этой относительности: реально приходится учитывать индивидуальные особенности не каждого отдельного слушателя, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями; учитывать лишь те особенности, которые важны с точки зрения учения; учитывать свойства, которые важны именно для данного слушателя.
Следует обратить внимание, что обращение к индивидуальным ресурсам стимулируется, также как и обращение к социальному опыту, затруднениями, с которыми сталкивается личность при необходимости разрешения различных жизненных ситуаций. Нередко возникает необходимость отказа от возможности использования известных путей и обращения к себе, своему непосредственному опыту.
В то же время, обращение к индивидуальному и социальному опыту происходит практически параллельно. Социализация и индивидуализация не просто сменяют друг друга в зависимости от этапа постижения действительности, а переплетаются в решении жизненных задач, как с использованием социально означенного знания, так и с использованием индивидуального знания.
Особый интерес представляют особенности развития зрелой личности в контексте взаимодействия социализации и индивидуализации. Главной особенностью данного процесса является его обращенность во внутрь, в глубь личности, то есть зрелость предстает как период наполнения жизни смыслом. Это значит, что с определенного момента процессы социализации и индивидуализации являются не просто взаимовлияющими процессами, а единым процессом развития личности.
Особую роль в процессе взаимодействия социализации и индивидуализации, в ходе которого формируется личность, адекватная общественным потребностям своего времени, играет образование.
Понятие образование – весьма сложное и многоаспектное. Не вдаваясь в подробный анализ данного понятия, отметим, что в самом общем определении образование – это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности.
Роль образования в процессе социализации и индивидуализации весьма специфична. Понимание личностью окружающего природного и социального мира, своего места в нем формируется под воздействием двух относительно различных потоков информации. С одной стороны, оно есть следствие окружающих социальных условий, отражения и познания реальных отношений каждым индивидом, с другой – оно является результатом усвоенных в процессе обучения и воспитания знаний, норм, требований, свойственных общественному познанию и составляющих совокупный, теоретически обобщенный и осмысленный опыт общества, класса или социальной группы.
Убеждения человека, система его мировосприятия не вытекают непосредственно из той информации, которую общество сознательно и целенаправленно адресует своим членам. Сознание человека формируется в результате соотнесения усваеваемых знаний с непосредственными наблюдениями и практикой межличностных отношений и это является непременным условием превращения знаний в убеждения, в устойчивые жизненные установки и привычки поведения. Однако, то, что процесс формирования убеждений не является чисто интеллектуальным и оказывается тесно связанным со всей практической деятельностью человека, вовсе не снижает роли образования. Более того, недостаточно высокий уровень образования приводит к одностороннему восприятию реальных отношений, в которые включается личность.
В итоге отметим, что при всей многоаспектности и обширности исследований проблемы социализации и индивидуализации в педагогике, психологии и социологии, общей является тенденция изучения развития личности в контексте взаимного влияния индивидуальных особенностей человека и социальной среды. Конечным итогом социализации является максимальная индивидуализация социального знания, наполнение его реальным индивидуальным смыслом; а индивидуализации - создание социально значимого продукта, воплощение своей уникальности в социуме.
Роль
образования в процессе социализации
и индивидуализации личности определяется
тем, что понимание личностью
окружающего природного и социального
мира формируется под воздействием окружающих
социальных условий, и является результатом
усвоенных в процессе обучения и воспитания
знаний, норм, требований.
РОЛЬ
САМОВОСПИТАНИЯ И
САМООБРАЗОВАНИЯ
В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание - процесс, входящий в состав воспитания и направленный тоже на развитие человека. Благодаря ему человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное существо, несмотря на всю интегрированность, т.е. слитность его с природой и обществом.
Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания не возможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса, либо как взаимопродолжающие друг друга процессы.
Осуществляя
самовоспитание, человек может
Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.
Самообразование является мощным фактором, выполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.
Самообучение - является аналогом учению.
Самообучение
- это процесс непосредственного
получения человеком опыта
Здесь огромную роль играет внутренний душевный мир человека, не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, умение учиться не только у учителя, но и других людей, друзей, у природы. О таком самообучении в народе говорят: «учиться у жизни». Самообучение основывается на потребности в знаниях, на врожденном познавательном инстинкте.
Характер каждого человека слагается всегда из двух элементов: природного, коренящегося в телесном организме человека, и духовного, вырабатывающегося в жизни, под влиянием воспитания и обстоятельств. Но как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов, вследствие бесконечного разнообразия типов родовых, семейных и личных, природа всегда успевает в бесчисленном множестве характеристических черт в наружности человека выдвинуть на первый план черту народности.
Черта национальности не только заметна сама по себе, но примешивается ко всем другим характеристическим чертам человека и сообщает каждой из них свой оттенок.
Общественное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще.
Если
человек черпает все свои знания,
ощущения и пр. из чувственного мира
и опыта, получаемого от этого мира,
но надо, стало быть, так устроить окружающий
мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал
истинно человеческое, чтобы он познавал
себя как человека. Если характер человека
создается обстоятельствами, то надо,
стало быть, сделать обстоятельства человечными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Личностью - социальной единицей, субъектом, носителем социально - человеческой деятельности - ребенок станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее.
Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, за данным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.
Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.
Личность не "только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве "Я", которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью - это, значит, иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью - это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью - это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью - это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.
Информация о работе Роль образования и самообразования в социализации личности