Роль О.Конта в возникновении социологии как самостоятельной науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:42, реферат

Описание

Построение различных теоретических моделей общества с целью поиска наилучшего общественного устройства началось одновременно с возникновением философии. Уже Платон в своих диалогах «Государство» и «Тимей» описывает принципы построения наилучшего государства, а так же приводит классификацию государств. Эту традицию продолжает и Аристотель, правда его классификация государств и представления об идеале выглядят несколько по иному.

Содержание

Введение 3
Биография 4
Значение социологических идей О. Конта 6
Развитие идей Конта в социологии 7
Заключение 9
Список литературы 10

Работа состоит из  1 файл

Реферат Огюст).docx

— 28.38 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение 3

Биография  4

Значение социологических  идей О. Конта 6

Развитие идей Конта в  социологии  7

Заключение 9

Список литературы 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Построение различных  теоретических моделей общества с целью поиска наилучшего общественного  устройства началось одновременно с  возникновением философии. Уже Платон в своих диалогах «Государство»  и «Тимей» описывает принципы построения наилучшего государства, а  так же приводит классификацию государств. Эту традицию продолжает и Аристотель, правда его классификация государств и представления об идеале выглядят несколько по иному. Но общей особенностью античной социальной философии было отождествление понятий общество и государство, а так же теоретическое обоснование рабовладения, как соответствующего природе человека.

Средневековая социальная философия  сохранила тенденцию к отождествлению общества и государства, однако основной упор в ней был сделан на изучении взаимоотношений между «градом  земным» и «градом небесным». Однако, учитывая, что в Средние  Века философия играла роль «служанки  теологии», социальная философия находилась на периферии исследовательских  интересов.

С началом эпохи Возрождения  и распространением гуманизма интерес  к изучению природы человека и  человеческого общества значительно  возрос. В результате этого появились  работы, в которых описывалось  реальное и идеальное общественное устройство с точки зрения современных  взглядов.

В следующую эпоху, называемую Новое Время, основной упор был сделан не только на накопление эмпирических знаний, но и на разработку научной методологии. Социальная философия этой эпохи состоит в основном из общих наблюдений и умозрительных моделей, однако заложенные в то время идеи до сих пор влияют на социологическую мысль Социальная философия того времени была неотъемлемой частью философии, и стать самостоятельной наукой ей ещё предстояло.

 

 

Биография

Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Ко́н– французский социальный философ, создатель философии позитивизма, основоположник социологии как самостоятельной науки.

Родился 19 января 1798 в Монпелье в семье мелкого сборщика податей. Первоначальное образование получил  в лицее родного города, после  чего продолжил обучение в Политехнической  школе в Париже.

С 1817 по 1824 Конт работал секретарем у знаменитого французского мыслителя Анри Сен-Симона, но их сотрудничество закончилось расхождениями во взглядах и взаимными обвинениями в плагиате.

В 1826 Конт попытался начать зарабатывать на жизнь чтением лекций по философии. Вскоре, однако, ему пришлось прервать лекционный курс из-за психического расстройства, во время которого он даже пытался покончить самоубийством. Возобновить свои лекции ему удалось  только в 1829.

Его последующая жизнь  складывалась довольно тяжело. Несмотря на многочисленные попытки стать  академическим преподавателем Конту  так и не удалось; самое большее, что было ему позволено – это  скромная роль ассистента в Политехнической  школе (1832–1844). Основным доходом оставались частные уроки и помощь учеников. Личная жизнь философа также не сложилась: женившись на бедной женщине простого происхождения, он обрек себя на частые семейные скандалы и приступы умопомрачения; горячая любовь к другой женщине, которая лучше понимала философа, была оборвана ее смертью всего через  год после их знакомства. Отличаясь  и в юности не очень приятным характером, в зрелые годы Конт стал подозрительным и несправедливым к самым близким  ему людям. Его политические взгляды  также эволюционировали от юношеского республиканизма до крайнего консерватизма.

Главной работой Конта, в  которой изложены основы его учения, стал 6-томный Курс позитивной философии (1830–1842) В нем разработаны принципы классификации наук, позитивной философии и социологии.

В основу Курса позитивной философии положен «закон трех стадий», которые переживает общество. Первая (теологическая) стадия характеризуется господством религиозно-мифологического сознания, объяснением причин и сущности вещей посредством сверхъестественных факторов. На второй (метафизической) стадии, наступившей в 14 в., люди по-прежнему стремятся постичь первопричины и сущности, но теперь объясняют их при помощи абстрактных понятий. Третья стадия (позитивная), начавшаяся в 19 в., кардинально отличается от первых двух: ученые, наконец, отказываются от бесплодного поиска причин и сущности вещей, а вместо этого изучают объективные законы, которые выявляются на основе наблюдений, сравнений и экспериментов.

Позитивная философия, по мнению Конта, является вершиной развития наук, выступая своего рода «наукой  о науках». Согласно критерию перехода от абстрактного к конкретному, науки  располагались Контом в следующем  порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология. Именно Конт впервые в 1832 употребил сам  термин «социология» в 47-ой лекции своего Курса, став, таким образом, ее «крестным отцом». О значении социологии как принципиально новой науки в концепции Конта можно судить по тому, что именно ей были посвящены три последних тома Курса позитивной философии.

По мнению Конта, социология изучает наиболее общие законы, по которым живет человеческое общество как единое целое. Эта наука состоит  из двух частей – социальной статики  и социальной динамики: первая раскрывает взаимоотношения между социальными  институтами, а вторая – процессы социальных изменений. В своих работах  Конт впервые попытался систематизировать  методы и задачи социологических  исследований. Хотя в 19 в. Эмиль Дюркгейм и Герберт Спенсер оспаривали у Конта роль основоположника социологии, современные ученые называют «первым социологом» именно его.

 

Значение социологических  идей О. Конта

Говоря о значении социологического творчества французского мыслителя, уместно  привести слова американского социолога  А. Боскова о том, что О. Конт дал  социологии имя и программу. Соглашаясь с такой оценкой, нужно признать, что одного этого уже достаточно, чтобы считать его основоположником и одним из классиков мировой  социологии. Исторически первое направление в ней — позитивизм.

Развитие социологической  науки в XIX и частично в XX в. находилось под довольно сильным влиянием позитивизма. Основным результатом этого влияния  было стремление развивать социологию по пути естественнонаучного знания. Французский социолог обосновывал  идею строгого отбора социальных фактов для осмысления общественной реальности и постоянно стремился к этому  сам. Это был тот путь, который  он использовал, чтобы таким образом  показать, как следует анализировать  общество, преодолевая спекулятивно-умозрительный  подход к нему. Здесь следует сказать  о, взглядах Конта на общество как  на органическое целое, о его функциональном анализе, о доказательстве стабильности, социальной интеграции и присущей этому  организму постоянно реализующейся  идее развития.

Значение социологической  концепции Конта определяется его  многочисленными попытками найти  критерии общественного порядка  и социального прогресса в  самом обществе, не выходя за его  пределы. В последующем мировая  социология, после некоторых колебаний  и стремления искать ключ к развитию общества за его границами, в конце  концов, избрала в качестве магистрального путь, предложенный Контом.

Задача анализа его  творчества определяется стремлением  увидеть «позитивное», т.е. положительное, сохраненное последующим развитием  науки и используемое социологами  в изучении как общества в целом, так и его конкретных подсистем. Социология Конта живет и по сегодняшний  день.

 

Развитие идей Конта в  социологии

Первоначально термин социология ассоциировался только с Религией Человечества Огюста Конта, и поэтому все, кто  так или иначе хотели отмежеваться от сомнительных религиозных начинаний  Конта, старались не употреблять  слова «социология». Так Герберт  Спенсер, использовавший позитивистский подход Конта, не называл своё учение социологией. Так же в отличие  от Конта, Спенсер был сторонником  не физического, а биологического редукционизма. Так же как и Конт, Спенсер настаивал  на том, что для наиболее точного  описания социальной системы необходимо учитывать всё множество факторов – расовые и национальные особенности, климатические и географические особенности, а так же исторические предпосылки и экономическое  устройство. Так же Герберт Спенсер  отрицал контовский закон трёх стадий, считая его вредным наследием  гегельянства. Однако впоследствии, в  социологии как применялось, так  и использовалось деление на стадии. Если Конт заложил методологические основы социологии, то Спенсер первым применил этот метод для описания конкретных общественных систем, хотя, так же как и Конт, оставался  кабинетным учёным.

Ещё одним кабинетным учёным критиковавшим Конта, но во многом продолжившим его линию в социологии был  Карл Маркс. В качестве основного  фактора предопределяющего систему  общественных отношений Маркс выделял  экономическое устройство и экономические  отношения. Кроме этого экономического редукционизма, социология Маркса отличается от социологии Конта тем, что в  качестве основного типа взаимодействий формирующих общество выделяет не сотрудничество, а соперничество. В дальнейшем в  различные социологи будут отдавать приоритет либо консенсусу (как Э. Дюркгейм), либо конфликту (как В. Парето). Такой подход привёл Маркса к совершенно иным выводам относительно необходимых  мер по улучшению общественного  устройства, однако сама идея опоры на пролетариат (логично вытекающая из индустриальной парадигмы) была схожей.

Эмиль Дюркгейм вернул название «социология» в научный обиход. Так  же Дюркгейм реабилитировал Конта не только как основателя одного из учений, но и как человека первым приступившего  к формированию социальной науки. Дюркгейм в своей социологической деятельности сочетал позитивистский подход Конта, и, прежде всего, его ориентацию на заимствование  методологии из естественных наук, в своей деятельности. Однако, в  отличие от Конта, он уже не ассоциировал понятия общество и человечество.

Именно вышеприведённые  социологи, а так же Макс Вебер  и В. Парето и заложили основы социологи  в том виде, в котором она  существует в наши дни. Многие из идей Конта в результате конкретизации  были отвергнуты, другие стали скорее альтернативами, чем единственными  решениями, а третьи и до сих пор  живут в социологии. Сегодняшняя  социология уже не так часто заимствует методы у естественных наук, прежде всего потому, что в ней произошла  выработка собственной методологии, предназначенной для описания социальных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Несмотря на то, что практически  ни одна идея Огюста Конта не осталась в современной социологии без  пересмотра, его вклад в развитие социологии неоспорим. Прежде всего, он состоит в формировании основ  парадигмы социологии как самостоятельной  науки, отличной как от социальной философии, так и политической экономии, а  так же других смежных направлений (прежде всего социальной психологии). Заложенный Контом позитивистский подход к социологии определял её развитие на протяжении всего времени от основания  до наших дней (несмотря на то, что  само понятие позитивизма в философии  претерпело значительные изменения  и превратилось впоследствии в неопозитивизм, пост-позитивизм, логический позитивизм и другие направления). Все направления, возникшие в рамках социологии, но отказавшиеся от позитивистского подхода  рано или поздно вливались либо в  социальную философию, либо в социальную психологию. Можно сформулировать эту  мысль и по-другому: именно использование  позитивистской методологии заложенной О. Контом выделяет социологию среди  смежных наук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Щепаньский, Я.Ю. Элементарные понятия социологии / Я.Ю. Щепаньский. — М.: Прогресс, 1979. — 426 с.

Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия / А.И.Кравченко — М.: Деловая Книга, 1998. — 439 с.

Нартов Н.А. Социология: учебник для студентов вузов / Н.А. Нартов, В.Ю. Бельский; под ред. проф. В.И. Староверова. — М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 511 с.


Информация о работе Роль О.Конта в возникновении социологии как самостоятельной науки