Роль Р.Мертона в развитии социологии науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:21, доклад

Описание

Р. Мертон впервые высказал идею о науке как социальном институте. В своей работе «Наука, техника и общество в Англии XVII века» Мертон показал, что рост и развитие наук возможны только там, где общество в целом начинает высоко ценить этот вид деятельности и тип знания: в случае Англии этому способствовал пуританизм, который в отличие от предшествующего ему католицизма в большей степени способствовал становлению общественной идеи полезности и благородства научных занятий, служащих, по выражению Ф.Бэкона, трем целям: «удовольствию, украшению и умению делать что-либо».

Работа состоит из  1 файл

Роль Р.Мертона в развитии социологии науки.docx

— 24.98 Кб (Скачать документ)

Московский  государственный университет им. Ломоносова

Социологический факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад на тему:

«Роль Роберта  Мертона в развитии социологии науки» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 1 курса 108 группы

Романова  Екатерина

Проверила: Атаева Мария Алевдиновна 
 
 
 
 
 

Москва 2011

Введение 

     Наука играет значительнейшую роль в развитии общества, и тот интерес, с которым  социология относится к науке, вполне закономерен и естественен. Но наука не только в какой-то мере определяет развитие общества, но и сама находятся под влиянием общества, которое обуславливает  ее специфику и ход научного познания. Нарастающий интерес к проблематике социокультурной обусловленности научного познания постепенно выделил науку как особый предмет исследования. Именно на этой почве активизировались исследования, представленные социологией научного знания. Однако, это произошло далеко не сразу.

     Ранее под наукой подразумевали точное знание, которое может опираться  только на объективное наблюдение реальности. Знание никак не могло зависеть от социального положения субъекта, так как оно проверялось по универсальным, неизменным и безличным  критериям. Подобная точка зрения казалась очевидной и не подвергалась критике.

      Понятно, что придерживаясь такой позиции, ученые не применяли социологический  анализ к естественным наукам, а  их знание рассматривалось как идеал  и образец для научного знания вообще. Поэтому  для традиционной социологии знания было невозможным  перерасти в социологию научного знания. Все это подтолкнуло социологию науки к формированию собственного спектра проблем, который исключал исследование содержательного аспекта  знания. Социология науки как специальность  социологии появилась вследствие усиления роли науки как социальной силы. Первыми, кто исследовал ее в этом качестве, были Карл Маркс и Фридрих  Энгельс.  Все последующее изучение науки основывалось именно на их анализе. Дальнейшее развитие науки поднимало  много социологических проблем, однако не считалось необходимым вести их систематическое исследование. В то же время ученые, в основном естественнонаучных специальностей,  по разным причинам начинают обращаться к анализу науки. Но лишь в 20-х годах в Польше и СССР и в 30-х годах в Англии наука становится социальной проблемой и превращается в устойчивый предмет изучения. Несмотря на то, что становление специальности - это процесс и назвать некоторую дату возникновения социологии невозможно, большинство авторов все же относят появление устойчивого интереса к социологическим проблемам науки к 30-м годам. Первым крупным западным социологом, который с 30-х годов постоянно уделял внимание исследованию науки, оказался Роберт Мертон - один из самых известных американских социологов двадцатого века.

     На  момент окончания Гарвардского университета в начале 30-х годов, все его  первые самостоятельные исследования уже были в определенной степени  связаны с проблемами науки. Питирим  Сорокин заметил его успехи и пригласил его к участию в работе « Социальная и культурная динамика». Мертону было поручено разработать тему, связанную с развитием науки. И начиная с этого времени все основные интересы Мертона были связаны с социологией знания. 
 
 
 
 

     Р. Мертон впервые высказал идею о науке  как социальном институте. В своей работе «Наука, техника и общество в Англии XVII века» Мертон показал, что рост и развитие наук возможны только там, где общество в целом начинает высоко ценить этот вид деятельности и тип знания: в случае Англии этому способствовал пуританизм, который в отличие от предшествующего ему католицизма в большей степени способствовал становлению общественной идеи полезности и благородства научных занятий, служащих, по выражению Ф.Бэкона, трем целям: «удовольствию, украшению и умению делать что-либо».

     Основным  выводом, который воспринимается как очевидный только сейчас, стал тезис о том, что «научное знание является публичным, а не приватным». Он полагал, что для ученого недопустимо приспосабливать свою профессиональную деятельность к целям личной выгоды.

  Согласно позиции Мертона, цель науки как института заключается в расширении области удостоверенного научного знания. В 1942г. он попытался идентифицировать нормы науки и пришел к нормативному понятию «этос науки». По его словам, «этос науки – это аффективно окрашенный комплекс ценностей и норм, считающийся обязательным для человека науки». Логически необходимый, он служит для объяснения успеха процедур обоснования научного знания и признания данного знания как блага и ценности.

   Этос науки, по Мертону, составляют четыре императива:

  • Универсализм – проявляется в провозглашении равных прав на занятия наукой и научную карьеру для людей любой национальности и любого общественного положения; обуславливает интернациональный и демократический характер науки
  • Коллективизм – предписывает ученому незамедлительно передавать плоды своих трудов в общее пользование. Научные открытия являются продуктом социального сотрудничества и принадлежат обществу.Интересы ученого в отношении интеллектуальной «собственности» удовлетворяются только через признание и уважение, которые он получает как автор открытия.
  • Бескорыстность – предписывает ученому строить свою деятельность так, как будто, кроме постижения истины, у него нет никаких других интересов. Эта норма направлена на осуждение ученых, использующих исследования как способ достижения финансового успеха или приобретения престижа вне профессионального сообщества. Для ученого недопустима приспосабливать свою профессиональную деятельность к целям личной выгоды.
  • Организованный скептицизм проявляется в социальной норме скептического отношения к каждому заявлению о научном факте или его доказательстве.

«Большинство институтов требуют некомпетентную истину; но институт науки делает скептицизм добродетелью»- писал Мертон (Social Theory and Social Structure 1957).

     Таким образом, Мертон дал ответ на вопрос о том, какое знание можно назвать

научным с социологической точки зрения: знание, производство которого было

выполнено с учетом всех названных функциональных требований.

     Ценность  и актуальность мертонианского этоса науки замечательно выражена У.Хиршем, который трактовал набор императивов науки как некоторые «правила игры», установленные для тех, кто избрал себе эту сферу деятельности. Всегда находятся «игроки», которые пытаются игнорировать эти правила, однако нарушители в итоге оказываются проигравшими либо вообще отстраненными от игры, а правила продолжают действовать неизменно.

     Противостояние  ценностей заключалось в том, что ученый всегда стремится не только сделать открытие, получить новое  знание, но и повысить свой престиж, самоутвердиться в глазах своих  коллег.

 Мертон полагал, каждый учёный стоит перед следующим набором альтернатив:

  • как можно быстрее передавать свои научные результаты коллегам, но не торопиться с публикациями
  • быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллектуальной моде
  • стремиться добывать знание, которое получит высокую оценку коллег, но работать, не обращая внимания на оценку результатов своих исследований
  • защищать новые идеи, но не поддерживать опрометчивые заключения
  • прилагать максимальные усилия, чтобы знать относящиеся к его области работы, но при этом помнить, что эрудиция иногда тормозит творчество
  • быть тщательным в формулировках и деталях, но не быть педантом
  • всегда помнить, что знание универсально, но не забывать, что всякое научное открытие делает честь нации, представителем которой оно совершено
  • воспитывать новое поколение учёных, но не отдавать преподаванию слишком много времени
  • учиться у крупного мастера и подражать ему, но не походить на него
 

   Разработанная Мертоном в его двух основных работах ( «Социология науки» (1973), «Наплечах гигантов» (1965)) теоретическая модель социологии науки основывается на

пересечении двух различных движущих сил: силе морального долга ученого и

институциональной потребности науки в ее инструментальном техническом успехе.

 «Институт науки придает оригинальности исследования такую ценность, что ученый не может отказаться от притязаний на новую идею или новое открытие. С другой стороны, институт науки выдвигает и поощряет самоотверженное служение прогрессу знаний во имя человечества».

     Анализируя  модели поведения ученых, Мертон выделяет четыре роли: исследователь, учитель, администратор и эксперт. Наибольшее значение он отводит роли исследователя. Он говорил, что роль исследователя центральная, так как именно она обеспечивает рост научного знания. Она занимает главенствующую позицию в иерархии ролей.  Ведь если бы не проводились научные исследования, получение нового знания и передача  следующим поколениям  были бы невозможны, а следовательно, значительно снижалась бы роль учителя. Без исследований не было бы научных организаций, которыми управляют администраторы, не было бы почвы для оценок экспертов. Мертон считает, что роли – это относительно независимые виды деятельности. При этом он подчеркивает, что роли учителя и администратора являются «почетной отставкой» для ученых, заканчивающих свою исследовательскую деятельность.  
 
 
 
 

Заключение 

     Предпринятое  Робертом Мертоном рассмотрение института  науки стало фактически первым масштабным социологическим исследованием ценностно-нормативных основ современной науки. Количество исследований, проведенных Мертоном, и теоретическое значение его социологического анализа позволяет считать его

«несомненно самым важным социологом науки». Заслуги Мертона невозможно преувеличить.

     Р. Мертон был первым, кто подверг систематическому профессиональное поведение ученых исследованию. Он перенес предмет социологического анализа в область процессов научной деятельности, тогда как раньше анализ был ориентировал на продукты научной деятельности. При этом он рассматривал процесс познания как деятельность по правилам. Большой заслугой Мертона является то. Что он попытался выделить эти «правила» в более явном, четком виде, чем они представляются членами научного сообщества.

     Он  сформулировал такое важное понятие, как научный этос – совокупность моральных императивов, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого – и представил его в качестве основного механизма функционирования науки, которую он определял как социальный институт по производству достоверного знания.

     Мертон  является отцом социологии науки еще и потому, что именно он заложил основу для теоретически согласованных эмпирических исследований науки, дав, по его собственному выражению, "аналитическую парадигму". Помимо этого, он внес большой личный вклад в разработку центральных вопросов этой новой области знания. Наконец, опираясь на личные научные потенции, авторитет признанного социолога и организационные возможности руководителя кафедры в крупнейшем Колумбийском университете, Р. Мертон создал сильную школу в социологии науки. В годы становления и институционализации специальности социологии науки Мертон оказывал влияние и как ведущий автор и как учитель. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Мертон  Роберт. Двойственная природа ученых // Социология науки. Сборник

переводов и рефератов. Часть I. М-Л., 1968.

2. Мертон  Роберт. Социальная теория и социальная  структура. М.: АСТ МОСКВА:

ХРАНИТЕЛЬ, 2006. Стр. 873

3. А.А.  Кожанов. Рецепция идей Роберта Мертона в развитии социологии науки.

4.  http://www.nauka-filosofia.info/p31aa1.html

5.  Е.З.Мирская. Pоберт Мертон и его концепция социологии науки.

6. Философия  науки. Общий курс / Под ред. С. А. Лебедева. Стр. 326-327

7. В.П.Бондарев. Концепции современного естествознания.

Информация о работе Роль Р.Мертона в развитии социологии науки