Роль социального контроля в процессе социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание

Общество — саморегулируемая сложная социальная система. Важную роль в социальном регулировании общественной жизни играет социальная культура, а прежде всего социальные ценности, нормы, социальные институты и организации. Вместе с тем в социальной структуре общества и играет немаловажную роль особое структурное образование – институт социального контроля. Он выступает как часть общей системы социального регулирования и призван обеспечивать различными средствами нормальное функционирование и развитие общества, а также предотвращать и исправлять такие социальные отклонения, которые способны дезорганизовать общественную жизнь и социальный порядок.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ. 5
1.1. Понятие и сущность социализации. 5
2. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ. 7
2.1. Понятие социального контроля, его функции. 7
2.2. Элементы социального контроля. 9
2.2.1. Социальные нормы как регулятор поведения. 9
2.2.2. Санкции как элемент социального контроля. 11
2.3. Механизм социального контроля. 12
2.4. Самоконтроль. 13
2.5. Концепция социального контроля П. Бергера. 14
3. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙТСВИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ. 16
4. ФОРМЫ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 23

Работа состоит из  1 файл

ККР Социология для нета.doc

— 136.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию 
 
 
 

 Государственное  образовательное учреждение  

Высшего профессионального образования 

«Тульский государственный университет» 
 

Региональный  центр повышения квалификации

Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 

Контрольно-курсовая работа по дисциплине «Социология»

Тема: «Роль социального контроля в процессе социализации»     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ            3

1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ.         5

1.1. Понятие и  сущность социализации.       

2. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ.       7

2.1. Понятие социального контроля, его функции.      7

2.2. Элементы социального контроля.       9

2.2.1. Социальные нормы как регулятор поведения.      9

2.2.2. Санкции как элемент социального контроля.      11

2.3. Механизм социального контроля.        12 

2.4. Самоконтроль.           13

2.5. Концепция социального контроля П. Бергера.      14

3. СОЦИАЛЬНОЕ  ВЗАИМОДЕЙТСВИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ  КОНТРОЛЬ.   16

4. ФОРМЫ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ.    18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           22

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА       23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Общество  — саморегулируемая сложная социальная система. Важную роль в социальном регулировании  общественной жизни играет социальная культура, а прежде всего социальные ценности, нормы, социальные институты и организации. Вместе с тем в социальной структуре общества и играет немаловажную роль особое структурное образование – институт социального контроля. Он выступает как часть общей системы социального регулирования и призван обеспечивать различными средствами нормальное функционирование и развитие общества, а также предотвращать и исправлять такие социальные отклонения, которые способны дезорганизовать общественную жизнь и социальный порядок.

Социальный  контроль играет немаловажную роль в  жизни общества, потому что ни одно общество не может успешно функционировать и развиваться без системы социального контроля. Так Э.Фромм писал, что общество только тогда может функционировать эффективно, когда его члены достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать в качестве членов данного общества.

     Изучением социального контроля занимались многие социологи. Термин «социальный контроль»  был введен в научную лексику  известным французским социологом, одним из основоположников социальной психологии, Габриэлем Тардом, который предлагал рассматривать его в качестве одного из важнейших факторов социализации. Позднее в работах целого ряда ученых — таких, например, как Э. Росс, Р. Парк, А. Лапьер – была разработана теория социального контроля.

     Я считаю тему данной курсовой работы актуальной, так как общество – система  динамичная и по мере развития этой системы складываются и развиваются  различные традиции, нормы, ценности. Система социального контроля также  постоянно развивается, становится более гибкой и эффективной, поэтому материалов для исследования и изучения данной темы еще большое множество. Кроме того человек заинтересован в спокойной и благополучной жизни, в социальном порядке, в успешном развитии и функционировании общества. Все это обеспечивает институт социального контроля, и чем больше он будет развиваться и совершенствоваться, тем организованней и благополучней будет общество. Поэтому систему социального контроля необходимо изучать глубже, находить различные пути решения социальных конфликтов и совершенствовать существующую сейчас социальную культуру.

     Цель  курсовой работы – определить роль социального контроля в обществе, выявить зависимость направленности и содержания социального контроля от экономических, политических, идеологических и прочих характеристик данной социальной системы, исторически обусловленных уровнем её развития. Кроме того нам необходимо сделать выводы о влиянии социального контроля на развитие личности человека и общества в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

     Известный американский психолог и социолог Чарльз Кули поставил перед собой задачу исследования процесса постепенного понимания  личностью отличия своего "Я" от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного "Я" происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может происходить без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое "Я', основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Например, девушке ее родители и знакомые говорят, что она хороша собой и прекрасно выглядит. Если эти утверждения повторяются достаточно часто, более или менее постоянно и разными людьми, то девушка в конечном счете ощущает себя хорошенькой и действует как красивое создание. Но даже хорошенькая девушка будет чувствовать себя гадким утенком, если с раннего возраста ее родители или знакомые будут разочаровывать ее и относиться к ней, как к некрасивой. А.И. Куприн в рассказе "Синяя звезда" прекрасно описал такую ситуацию, когда девушка, считавшаяся самой уродливой в своей стране, стала считаться первой красавицей после переезда в другую страну.

     Такие рассуждения привели Ч. Кули к мысли о том, что личностный "Я"-образ не рождается только в связи с объективными фактами. Самый обычный ребенок, усилия которого оценены и вознаграждаемы, будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, в то время как поистине способный и талантливый ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, ощущает мучительное чувство некомпетентности и его способности могут быть практически парализованы. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.

     Это человеческое "Я", открывающееся  через реакции других, получило известность  как зеркальное "Я" Чарльза  Кули, впервые проанализировавшего  процесс "Я" - открытия. Наиболее образно понятие зеркального "Я" можно проиллюстрировать словами Уильяма Теккерея из его произведения "Ярмарка тщеславия. Роман без героя": "Мир - это зеркало, и оно возвращает обратно каждому человеку отражение его собственного лица. Нахмурьте брови, и оно вернет вам недоброжелательный взгляд, смейтесь вместе с ним, и оно будет вашим радостным и добрым компаньоном".

1.1. Понятие и сущность социализации

     Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация – процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

     Сущность  социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Процесс социализации и адаптации тесно взаимосвязаны. Адаптация предполагает согласование требований и ожидание социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация  - это процесс и результат становления индивида социальным существом. Обособление – процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса – потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

     Из  сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешенный конфликт между  мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в  обществе.

     Социализация  человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик.

     Этапы социализации.

     В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных  этапах. В самом общем виде этапы  социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепринятой. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.

     Человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, молодость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет). 

2. Понятие социального контроля.

2.1. Понятие социального контроля, его функции.

      Понятие социального контроля было введено  Т. Тардом, основоположником социальной психологии, который понимал под  ним совокупность способов, при помощи которых преступника приводят к  нормальному поведению. Впоследствии значение данного термина существенно расширилось. Это произошло во многом благодаря исследованиям американских социологов Э. Росса и Р. Парка, которые под социальным контролем понимали целенаправленное воздействие на индивида с целью приведения в соответствие человеческого поведения социальным нормам.

     Согласно  Т. Парсонсу, социальный контроль представляет собой процесс, при помощи которого посредством наложения санкций  оказывается противодействие девиантному, т.е. отклоняющемуся поведению и  поддерживается социальная стабильность.

      Итак, социальный контроль - это способ саморегуляции  социальной системы (общества в целом, социальной группы и др.), обеспечивающий посредством нормативного регулирования  целенаправленное воздействие людей  и других структурных элементов этой системы, их упорядоченное взаимодействие в интересах укрепления порядка и стабильности.

      Анализируя  содержание этого общего определения, важно иметь в виду ряд принципиальных моментов:

     Социальный  контроль – составная часть более  общей и многообразной системы социального регулирования поведения людей и общественной жизни. Ее специфика состоит в том, что такое регулирование носит здесь упорядоченный, нормативный и достаточно категоричный характер и обеспечивается социальными санкциями или угрозой их применения;

     Проблема  социального контроля – это определенный срез основного социологического вопроса  о соотношении и взаимодействии личности, социальной группы и общества в целом. Социальный контроль осуществляется и через социализацию личности, т.е. внутренний контроль, и через взаимодействие личности с первичной социальной группой, ее культурой, т.е. групповой контроль и через взаимодействие личности, социальной группы с обществом в целом, т.е. социальный контроль через принуждение;

     Нельзя  представлять себе социальный контроль односторонне – как слепое и автоматическое подчинение личности требованиям социальных норм, когда личность выступает лишь как объект, а общество как субъект. Надо видеть, что в данном случае имеет место именно социальное взаимодействие, притом постоянное и активное, при котором не только личность испытывает воздействие социального контроля, но и социальный контроль претерпевает обратное воздействие со стороны личности, что может приводить даже к изменению его характера;

      Характер, содержание и направленность социального контроля определяются характером, природой, типом данной социальной системы. Совершенно очевидно, что социальный контроль в тоталитарном обществе и в демократическом обществе будет принципиально различаться. Точно так же социальный контроль в простых, примитивных, архаичных обществах носит совершенно иной (например, неформальный) характер в сравнении с социальным контролем в сложных современных индустриальных обществах (сложная и развитая система формализованного контроля).

     Основное  назначение социального контроля –  поддерживать порядок и стабильность в обществе, а также обеспечивать социальное воспроизводство (преемственность) в направлении, соответствующем  избранной конкретным обществом  стратегии развития. Благодаря механизмам социализации, предписывания, поощрения, отбора и контроля социальная система сохраняет равновесие.

     Можно указать на следующие отличительные  черты социального контроля:

Информация о работе Роль социального контроля в процессе социализации