Роль социальных институтов в жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:36, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является: рассмотрение роли социальных институтов в жизни общества. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятия социального института;
раскрыть типологию социальных институтов, их функции и дисфункции;
рассмотреть условия, необходимые для их нормального функционирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…. 3
I глава. Сущность социальных институтов
§1. Социальные институты: понятие и сущность ….......................................... 5
§2. Виды социальных институтов……………………………………………… 7
II глава. Функции и роли социальных институтов
§1. Функции и дисфункции социальных институтов…………………………. 10
§2. Формальные и неформальные институты………………………………….12
Заключение………………………………...…………………………..................14
Список использованной литературы………………………………...….............15

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)
 

Глава 2. РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

§1. Функции  и дисфункции социальных институтов 

       Существуют  различные функции социальных институтов и одна из важнейших это удовлетворение самых важных жизненных потребностей общества, без которых оно не может  существовать.

  1. Потребность в воспитании и воспроизводства детей, этим занимается институт семьи и брака
  2. Потребность в поддержании социального порядка – государство и различные политические институты (парламент, правительство, политические партии)
  3. Потребность в использовании и добывании материальных благ - экономические институты (заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы)
  4. Потребность в социализации подрастающего поколения - институты образования
  5. Потребность в решении  духовных проблем - институт религии (театр, музеи)

          Исходя из этого, общество не сможет существовать, если семья не будет выполнять свою репродуктивную функцию, а общество как мы знаем, не может существовать отдельно от людей. Не сможет существовать, если, не будет поддерживать порядок в обществе, а контроль осуществляется с помощью санкций, как позитивных, так и негативных. Если, не будет получать новые знания и передавать их из поколения, поколению, так же общество не может существовать без материальных благ, поэтому человек вынужден добывать их, так как именно деньги в наше время одно из главных средств для существования. Ну, и конечно оно должно заниматься различными вопросами духовной жизни.

       Помимо, этих функций, существует такая, как социализация – «процесс  усвоения индивидом образцов поведения, психология,  механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Она охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек  приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Некоторые из этих факторов действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, например, СМИ,  другие - на отдельных стадиях жизни»5. Социализация- это универсальная функция.   Существуют так же и специфические функции, функции которые есть не у всех институтов, которые являются особенность данного института. Например, репродуктивная функция, она присуща институту семьи, или функция поддержания порядка в обществе, её осуществляет государство ,а получением и передачей знания из поколения  поколение занимается институт образования.

       Дисфункция – это действие, которое негативно влияет на развитие общества и оно обычно вредит ему. Например, функция института образования - подготовить хороших специалистов, которые будут развивать общество, а если образование будет плохим, общество не сможет получить тех специалистов которых  хочет и тем самым институт образования, который изначально собирался осуществлять функцию, превратил её в дисфункцию.

       «Деятельность социального института считается  функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интересам общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества»6.

       Эти функции и дисфункции социальных институтов, могут быть как явными, так и латентными. Явными функциями можно назвать декларируемые цели, очевидные для всех, они бросаются в глаза и совершенно очевидны для наблюдающего. Латентные же функции, в свою очередь, являются скрытыми, но те функции, которые осуществляются на самом деле.

       Иногда  латентные функции ничуть не перечат  явным, но обычно между ними существует расхождение (оно бывает, как не очень большое, так довольно глубокое). Например, очень часто мы наблюдаем такую ситуацию, что какой-либо институт продолжает очень даже успешно работать, но при этом не выполняет свои функции более того, иногда он даже препятствует их осуществлению, и мы начинаем спрашивать себя ,почему же так происходит? А дело оказывается в том, что такой институт имеет скрытые функции, с помощь которых он удовлетворяет потребности социальных групп (такое в основном наблюдается среди институтов у которых скрытые функции развиты намного больше, чем явные . Так например, у политических институтов )

А различие между реальной деятельностью институтов и формальной – это своего рода показатель нестабильности общества.

          Например, когда в России в начале 90-х годов установилось демократическое государство, высшие органы государственной власти, такие как правительство и президент, пытались улучшить жизнь народа, привить ему уважение к законам. Это являлось явной функцией. А в действительности увеличился уровень преступности в стране, а уровень жизни упал, это являлось латентной функцией политического института. Явные функции показывают нам, то чего хотели добиться люди в том или ином институте, а латентные, чего добились. 
 

§2.  Формальные и неформальные институты

Социальные  институты можно разделить на формальные и неформальные. Критерием деления служит степень формализации существующих в них связей,

взаимодействий, отношений.

          Формальные институты - способ организованного построения на основе социальной формализации связей, статусов и норм. Формальные институты созданы для достижения определенной цели и предполагают только те отношения между индивидами, которые носят служебный характер, они регулируют каждодневные личностные контакты. В формальных социальных институтах разработаны определенные нормы и правила для успешного функционирования.

          Формальными институтами являются:

  1. экономические институты- банки, производственные учреждения;
  2. политические институты  - парламент, милиция, правительство;
  3. воспитательные и культурные институты -  семья, институт и другие учебные заведения.

           Когда функции социального института не показаны в формальных

законах и правилах, то формируется неформальный институт.

           Неформальные институты – спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий и норм межличностного и межгруппового общения. Неформальные институты создаются для решения тех задач, которые формальные институты решить, не способны. Для них характерны общие интересы их членов, более гибкая структура и открытость для новых идей и творческой деятельности. Неформальный институт основан на личном выборе связей между собой, предполагая личностные неформальные служебные отношения. Нет жестко закрепленных стандартов. Формальные институты опираются на жесткую структуру отношений, в то время как в неформальных институтах подобная структура носит ситуационный характер.  

Примеры неформальных институтов - национализм, организации по интересам - рокеры, «дедовщина» в армии, неформальные лидеры в группах, религиозные

общины, деятельность которых противоречит законам общества, круг соседей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     

 На основе изученного материала можно сделать следующие выводы. Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Мы рассмотрели  различные функции, дисфункции и  типологию социальных институтов.

     Социальный институт предстает перед нами  как гигантская социальная система, существующая исторически длительное время. Главная задача данного института - это удовлетворение фундаментальных потребностей общества.              

       Социальный институт обладает решительной силой и моральным авторитетом и  охватывает большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств и т.д.).

Исследователи выделяют две формы существования  социальных институтов: простую и  сложную. Простые социальные институты — организованные объединения людей, которые выполняют определённые социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института.

       Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих в обществе, постоянно находится в изменении и самообновлении.

      Следовательно, социальные институты могут оказывать огромное влияние на все стороны современного развивающегося общества.

 

 

Литература 

1) Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов -  М.: Норма, 2008.

2)Смелзер  Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994.

3)Яковлев  И.А. Социальные институты и  Россия. // СОЦИС.,   5, 1993.

4) Кравченко  А.И. Социология: Учебник для вузов. - М.; Академический Проект, 2001

5) Андреев Ю. П. Категория «социальный институт»//Философские науки.- 1984.- № 1.

6)Лейман И.И. Наука как социальный институт. Л.,  1971.

7) Российская социологическая энциклопедия// Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998

8) Фролов С.С. «Социология», учебник, 1999.

9) Воучел Э. Ф. Семья и родство // Американская социология. М., 1972. С. 163—173.

10) Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1994. С. 379–447.

11) Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1997. 
 

Информация о работе Роль социальных институтов в жизни общества