Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:00, реферат
Цель данной работы - выделение наиболее важных, отличительных и наиболее заметных черт русского национального характера, которые и дают нам возможность утверждать о существовании российской цивилизации. В процессе исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Определение основных черт российской ментальности;
2. Определение признаков российской цивилизации.
Введение …………………………………………………………………… 4
2. Определение и структура ментальности ………………..……………….. 5
3. Основные черты российской ментальности ..…………………………... .8
4. Признаки российской цивилизации ………..……………………………...11
5. Заключение ………………………………………………………………… 17
6. Список литературы …………………………………………………………18
Частное Образовательное Учреждение
Высшее Профессиональное Образование
«Балтийский
Гуманитарный Институт»
ФАКУЛЬТЕТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра
«Гуманитарные и социально-
Дисциплина
«Социология»
Реферат
на тему «Российская ментальность,
исторические формы эволюции общественного
сознания »
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2012
Содержание
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что в России всегда важнейшей составляющей общественного сознания являлось историческое мироощущение. Изучение системы нашего мироощущения позволяет нам лучше понимать и воспринимать протекающие процессы и правильно их интерпретировать. Всем известно, что «дерево без корней не растет». В обществе такая же ситуация – не изучив своих корней, которые заложили фундамент и являются основой нашего современного сознания, невозможно дальше развиваться и расти.
Цель данной работы - выделение наиболее важных, отличительных и наиболее заметных черт русского национального характера, которые и дают нам возможность утверждать о существовании российской цивилизации. В процессе исследования нами были поставлены следующие задачи:
Определение и структура
ментальности
Русский характер – это сплошная завеса
тайн, которую образует, в духовном понимании,
ментальность. По научной терминологии
мы называем свои психологические установки,
основные стереотипы мышления и прочие
модели поведения ментальностью. В быту
определение всех этих черт получило название
национального характера, т.е. отличительных
черт твоей национальности от других.
Прежде чем подойти к изучению менталитета,
разумно будет дать определение изучаемого
нами объекта.
«Ментальность (менталитет)
(от лат. mentalis – умственный, духовный) –
устойчивая настроенность внутреннего
мира людей, сплачивающая их в соц. и исторические
общности; совокупность установок и предрасположенностей
людей к определенному типу мышления и
действия. М. с одной стороны выступает
как результат культуры и традиций, с др.
– сама является глубинным источником
развития культуры. Разрушение М. может
привести к психологическим кризисам,
отклонениям в поведении». [1, с. 173]
Кроме того, И. Кондрашин в «Глоссарии философских терминов» дает следующее определение ментальности: «Менталитет (Ментальность) (от позднелат. mentalis - умственный) - 1) совокупность нервно-психических способностей организма индивида, складывающаяся из состояния его психики, степени загруженности навыками и опытом его алгоритмического модуля, уровня развитости его интеллекта и сознания, т.е. менталитет = психика алгоритмический модуль интеллект сознание. Помимо индивидуального различают также общественный менталитет; 2) образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе и проявляющихся через психику, алгоритмический модуль, интеллект и сознание (включая самосознание) , являющиеся его составными частями; 3) более осмысленное определение таких понятий, как ум, разум».
Если же мы обратимся к А. Гуревичу, то увидим, что «Ментальность – это наличие у людей того или иного общества определенного общего умственного инструментария, психологической оснастки, которая дает им возможность по-своему воспринимать и осознавать мир и самих себя». [3, с. 63]
Таким образом, ментальность - это некое свойство сознания особым образом отражать (и выражать своим поведением) определенную этническую картину мира. Этническая картина мира, в свою очередь, - это представления человека о мире, сформировавшиеся на основании определенных культурно-ценностных доминант. Ментальность как коллективно-личностное образование представляет собой устойчивые духовные ценности, глубинные аксиологические установки, навыки, автоматизмы, латентные привычки, долговременные стереотипы, рассматриваемые в определенных пространственно-временных границах, являющиеся основой поведения, образа жизни и осознанного восприятия тех или иных явлений действительности.
Ментальность нации определяет те особенности ее цивилизации, которые являются ключевыми в сравнении ее с другими нациями. Так же это можно назвать социокультурными факторами воздействия на личность и общество: ментальность, природно-климатические условия, геополитическое положение в мире и все вытекающие отсюда обстоятельства. Поэтому исторический процесс можно рассматривать со стороны взаимодействия общества и культуры и как это отражается на ментальности. Социокультурный подход подразумевает понимание общества как единства культуры и социума, образуемых деятельностью человека. Этот подход выясняет сопряжение устойчивого и изменчивого (человека и общества, культуры и социума). Нужно заметить, что равновесие между культурными и социальными компонентами общества есть условие его устойчивости. Этот подход четко показывает процесс влияния внешних факторов на менталитет. Ментальность преломляет факторы внешнего воздействия, так что основную роль играет культура. Культура есть результат деятельности человека, который в своих действиях опирается на установки заданные менталитетом. Культура является материальным олицетворением, духовным образом, социальным явлением тех настроек, которые заданы менталитетом. В менталитет так же входит и религиозная составляющая, которая играет не маловажную роль. Религия в национальном сознании является связующим компонентом, который объединяет материальную и духовную культуры, так же являясь бытовым способом объяснения действий и восприятия мира. [5]
Изначальной и основной составляющей
менталитета является язычество. Язычество
– это не религия, не вера, это мировоззрение,
которое опирается на особую национальную
систему духовно-этических норм, т.к. язычество
носит ярко выраженный национальный характер.
Это совершенно иная система ценностей,
отличная от православной. До 988 года язычество
занимало в менталитете славян основное,
фундаментальное место, и, по сути, являлось
значительной духовно-этической составляющей
ментальности. Но после 988 года появляется
новая составляющая в русском менталитете
– православное христианство. Оно явилось
неким напластованием в менталитете на
фундаментальную языческую составляющую.
Языческий компонент в результате этой
трансформации полностью ушел в быт, где
проявляет себя до сих пор. А новоприобретенный
пласт православия превратился в тот самый
«фильтр внешнего воздействия», играющий
определяющую роль в отношениях между
индивидом и обществом. Православная система
ценностей почти полностью влилась в мировоззрение
русских и стала определяющим механизмом
в регулировке поведения индивида и общества.
Со временем православный пласт фактически
полностью впитался в языческую составляющую
ментальности. Современное православие
есть густая смесь христианского православия
и язычества. [4]
Основные
черты российской
ментальности
Наиболее яркая особенность русского менталитета, отмечаемая философами – религиозность. В России религиозность обрела особый оттенок, и явилось это следствием феномена общинности. Это явление в русской национальной культуре занимает основное, фундаментальное место. В западной цивилизации сознание и поведение индивида носит ярко выраженный индивидуальный характер, который дает тень и на всю западноевропейскую культуру. У русских все наоборот. Поведение и сознание носит чисто коллективный характер. Это четко выражается в правовых нормах на бытовом уровне, таких как принцип круговой поруки, который имеет очень глубокие корни и пронизывает всю русскую культуру вдоль и поперек. Как известно из истории русского народа, общинность является нам везде и всюду, например крестьянские общины, круговая порука в армии и среди крестьян, четкое выделение слоев населения по каким-либо признакам, причем, даже в современное время. Но, рассматривая особенности православной общинности, «прежде всего надо говорить о самобытной модели экономики, которая сильно отличается от западной. Если в западной экономике господствовали индивидуализм, жесткая конкуренция, а эффективный труд мотивировался преимущественно материальными интересами, то в русской модели экономики предпочтение отдавалось коллективизму, обеспечению органичной, естественной связи и взаимодействия между работниками, поддержанию духа общинности и ответственности перед коллективом. Русская модель хозяйственного развития принадлежала к общинному типу экономики. Она развивалась на традиционных ценностях крестьянской общины и артели, коллективизма, взаимопомощи, трудовой демократии, местном самоуправлении. Эффективный труд мотивировался в ней преимущественно моральными, а не материальными стимулами». [5, с. 124]
Православное смирение породило в русских людях жертвенность, подвижничество, пренебрежение ценностями житейского комфорта и благополучия. Однако смирение – не значит бездеятельность; оно предполагает волевое деяние (подвиг, добродетель). Дела социального целого ставятся выше собственного дела. Служение оказалось наиболее соответствующей русскому менталитету формой деятельности, да и вообще жизни. Для русского человека ценность индивидуальной жизни ничтожна по сравнению с общей ценностью (семья, община, Отечество). Отсюда – дух русской державности, слияние государства и общества.
Следствие христианского смирения – душевная теплота русских, гостеприимное отношение к инородцам, чувство общности, потребности в бескорыстном общении. До сих пор русские являются единственной нацией, способной принять в свое лоно человека любой другой национальности, вероисповедания и цвета кожи.
Для русской ментальности свойственны не эгоцентрические стимулы к самоутверждению, а стремление к духовной свободе. Это стремление применительно к хозяйствованию проявляется и в отношении к материальным благам. Ни у одного народа, пожалуй, негативное отношение к материальному благополучию не укоренилось настолько глубоко, как у русских. На Руси, в России состоятельному человеку нужно было искать «извиняющие причины» своего богатства. Отсюда – тяга к благотворительности, к меценатской деятельности (вспомним Морозовых, Мамонтовых и другие известные купеческие династии России). В русском характере недостаточно развиты стремление дорожить материальными благами, бережное отношение к материальным ценностям, уважение к труду, ответственность по отношению к собственной судьбе.
Так же православные ценности отразились и в процессе складывания русской трудовой этики. Основным направлением в жизни верующего христианина было спасение души. В ходе наложения православных ценностей на крестьянскую среду была выработана русская трудовая этика. Труд получил широкую сакрализацию как занятие благородное, богоугодное и располагающее очистительными функциями применительно к душе. Труд явился олицетворением добра, а по христианскому мышлению тот, кто делает добро, попадает в рай, т.е. спасает свою душу. Это ознаменовало складывание понятий «трудолюбие» и «добролюбие», т.е. человек, которые трудился, а значит, делал добро – спасал свою душу. На этой логике построен весь быт русского крестьянства. Об этом нам доподлинно показывает народное творчество, а именно русские поговорки и пословицы: «Кто перекрестясь работал, тому Божья помощь», «Дело спорится – углам помолись», «С молитвой в устах, с работой в руках».
Таким образом, в русском менталитете
сочетаются разнообразные свойства и
способы поведения. Н.Бердяев выразительно
подчеркнул эту особенность русского
народа: «Два противоположных начала легли
в основу формации русской души: природная,
языческая дионисическая стихия и аскетически
монашеское православие. Можно открыть
противоположные свойства в русском народе:
деспотизм, гипертрофия государства и
анархизм, вольность; жестокость, склонность
к насилию и доброта, человечность, мягкость;
обрядоверие и искание правды; индивидуализм,
обостренное сознание личности и безличный
коллективизм; национализм, самохвальство
и универсализм, всечеловечность; эсхатологически
мессианская религиозность и внешнее
благочестие; искание Бога и воинствующее
безбожие; смирение и наглость; рабство
и бунт” [6, c. 6].
Информация о работе Российская ментальность, исторические формы эволюции общественного сознания