Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:33, реферат
Целью данной работы является анализ становления и функционирования современного рынка образовательных услуг в Российской Федерации на текущем этапе развития страны.
1. Высшее негосударственное образование
2. Рынок одной специальности
3. Средний класс на рынке образовательных услуг
4. Молодые специалисты на рынке труда
Список используемой литературы
Первая проблема
заключается в крайней
Вторая проблема состоит в большом временном лаге между возникновением спроса на специалистов того и иного профиля, например - на исследователей рынка, и периодом когда этот спрос может быть удовлетворен. По существующему сегодня контуру высшего образования это 3-5 лет. По МВА программам - 1.5-2 года. Скорость преобразований в экономике и, соответственно скорость изменения структуры спроса на специалистов превышает имеющиеся сегодня адаптационные возможности системы образования.
Третья проблема - разрыв между теоретическими знаниями, которые даются в вузах, и практическими навыками, которые требуются от специалистов. Частично она решается с помощью системы стажировок. Однако, последние зачастую носят весьма формальный характер. Не все благополучно и с теорией, особенно в сфере гуманитарных наук.
Четвертая проблема
- противоречия между широтой и глубиной.
Это противоречие закладывается еще в
школе: количество преподаваемых там предметов
неуклонно растет, а вместе с тем растут
и нагрузки на учащихся. А абитуриенты
все хуже владеют арифметикой, грамматикой
и устной речью. Общая гуманитарная эрудиция
также оставляет желать лучшего. Специалисту
же глубоко разбирающемуся в какой-то
одной узкой теме, но не обладающему широким
взглядом, эрудицией и способностью к
адаптации имеющихся знаний и навыков
к решению различных проблем будет крайне
сложно найти хорошую работу через три
года.
4. Молодые специалисты на рынке труда
Необходимость
анализа положения молодежи на казахстанском
рынке труда обусловливается
двумя важнейшими обстоятельствами.
Во-первых, молодые люди составляют
приблизительно 35% трудоспособного населения
Казахстана, во-вторых, что самое главное,
они – будущее страны, и от стартовых условий
их деятельности зависит последующее
развитие. Молодежь уже сегодня во многом
определяет политические, экономические
и социальные структуры общества. Вместе
с тем она во всем мире является одной
из особо уязвимых групп на рынке труда,
особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность
перечисленных проблем, им уделяется мало
внимания в научных исследованиях, средствах
массовой информации, правительственных
документах.
В данной работе анализируются тенденции
спроса и предложения труда молодёжи в
возрасте от 16 до 29 лет – именно в это час
основная ее часть приобретает устойчивый
профессионально – трудовой статус в
общественной и социальной сфере. На молодежный
возраст приходятся главные социальные
и демографические события в жизненном
цикле человека: завершение общего образования,
отбор профессии и получение профессиональной
подготовки, начало трудовой деятельности,
вступление в брак, рождение детей. Эта
категория населения развивается на ряд
групп, определяющих их положение на рынке
труда.
Подростковая группа (молодежь до 18 лет)
представляет в основном учащихся средних
школ и профессиональных училищ. В основном
они не вовлечены в трудовую дело. Однако
значительное снижение жизненного уровня
большей части населения изменило жизненную
позицию этой категории молодежи. Многие
из них стремятся получить финансы основным
путём. Они вступают на рынок труда, пополняя
ряды безработных.
Согласно утверждённой программе содействия
занятости молодёжи в 1998г. было заключено
62 контракта на организацию временной
занятости несовершеннолетних. Создано
4177 временных дополнительных рабочих
места, трудоустроены на эти места 5058 подростков,
в том числе:
Нынешняя ситуация с подростковой занятостью
вызывает большую тревогу. Чаше всего
– это самозанятость как бы мойки автомашин
и торговли газетами или работа в "теневом"
секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного
детского труда крайне узок. "Макдональдс"
и "Русское бистро", конечно, не могут
предоставить возможности заработка всем
желающим. Поэтому если не решить проблему
государственного контроля за занятостью
этой молодежной группы, то возникнет
опасность увеличения криминального потенциала
общества.
Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты
и молодые люди, завершающие или завершившие
в основном профессиональную подготовку.
Они являются самой уязвимой группой,
вступающей на рынок труда, так как не
имеют достаточного профессионального
и социального опыта, и в силу этого менее
конкурентоспособны.
В 25-29 лет молодые
люди, в основном, уже делают профессиональный
выбор, имеют определенную квалификацию,
некоторый злободневный и профессиональный
опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего
уже имеют собственную семью и предъявляют
довольно высокие требования к предлагаемой
работе. Очевидно поэтому именно в данной
группе наибольшая доля зарегистрированных
в Казахстане молодых безработных . Скорее
всего, это можно объяснить более быстрой
адаптацией казахстанской молодежи к
рыночным условиям за счет больших возможностей
выбора работы.
Важнейшими показателями ситуации на
рынке труда являются динамика уровня
безработицы, емкость и конъюнктура рынка
труда, соотношение спроса и предложения
и его структура. Наша статистика не отражает
в полной мере ситуацию на рынке груда,
и особенно в его молодежном сегменте.
Молодежь реже регистрируется на бирже
труда, чем люди в других возрастах. Статистика
позволяет оценивать тенденции развития
только официальной части открытого рынка
труда и преимущественно в государственном
секторе. Служба занятости охватывает
лишь часть спроса на труд и предложений
рабочей силы. В результате не учитывается
все многообразие новых явлений в сфере
занятости, связанных с особенностями
российских рыночных отношений, и в частности
скрытая безработица. Если принять во
чуткость спад производства, то ее можно
считать равной 40%, приблизительно четверти
которой составляет работающая молодёжь.
Для молодых людей скрытая безработица
представляет не меньшую опасность, чем
зарегистрированная, так как именно они
рискуют в первую очередь оказаться за
воротами предприятий. Кроме того, вынужденное
безделье действует разлагающе на несформировавшееся
сознание. Понятно, что в подобной ситуации
большинство молодых людей стремится
к стабилизации своего трудового статуса,
пытается различными способами избежать
возможности потери заработка.
Как показывают исследования, более 50%
молодёжи занятой на предприятиях государственного
сектора, работает по совместительству,
около 25% - подрабатывает в различных альтернативных
формах занятости. Молодые люди активно
занимаются предпринимательством: приблизительно
70-80% регистрируемых предприятий альтернативного
сектора экономики организуется людьми
25-30- летнего возраста. Собственное дело
имеют 2.5-3.5% общей численности молодёжи.
Снижение общего уровня жизни населения
привело к сверхзанятости среди учащейся
молодежи, вынужденной работать в свободное
от учебы час, в 1998г. она достигла самой
высокой отметки по сравнению с предыдущими
годами. По моим прогнозам, в перспективе
тенденция роста предложений молодежи,
в том числе учащейся, на рынке труда сохранится,
максимальная их величина будет, очевидно,
в 1999-2000 гг.
Возрастает количество предложений рабочей
силы за счет выпускников учебных заведений.
Отсутствие механизма, регулирующего
трудоустройство выпускников учебных
заведений и, в частности профессиональных,
приводит к возникновению серьезных проблем.
За 1998г. было устроено на работу 60% от обратившихся
в бюро. Особенную тревогу вызывает утрата
молодежью ценности профессионализма.
"Деньги - любым путем"" - такова
формула времени для многих молодых людей.
Проявляется четкая тенденция люмпенизации
молодежи, что в ближайшей перспективе
отразится на социальной структуре российского
общества со всеми вытекающими отсюда
негативными последствиями.
Из-за падения престижа производительного
труда для значительной части молодых
людей стал характерен социальный пессимизм,
они не верят в возможность иметь интересную,
содержательную работу, оплачиваемую
в соответствии с мерой своего труда на
уровне мировых стандартов. Происходят
полярные изменения трудовой мотивации.
Квалифицированные молодые кадры часто
меняют специальность, что в дальнейшем
может привести к дисбалансу в профессиональной
структуре рабочей силы. Приоритет отдается
не содержательному труду на производстве,
а труду с низкой интенсивностью, направленному
на получение значительной материальной
выгоды любым путем. Все это, конечно, не
может способствовать подъему экономики,
как нашего города, так и всей страны.
Уменьшение объемов производства, рост
числа убыточных предприятий, усиление
платежного кризиса оказывают самое негативное
влияние на спрос рабочей силы. Повсеместно
увеличивается высвобождение работников.
Среди безработных, претендующих на вакантное
место, каждый пятый – молодой человек
в возрасте 16-29 лет. Отношение числа всех
обратившихся в поисках работы в службу
занятости к количеству вакансий (конкуренция)
составляет почти 17 человек, каждый третий
из них - молодой человек в возрасте до
29 лет. Это свидетельствуют о значительном
резерве рабочей силы, т.е. потенциале
безработицы, в том числе молодежной, который
коррелируется с показателем напряженности
на рынке безработной молодежи и его официальном
уровнем. В последнее час безработица
среди молодежи все больше приобретает
застойный характер. В 1998г. средняя ее
продолжительность составляла 5,6 месяца.
Повсеместно наблюдается сокращение емкости
официального рынка труда и усиление разбалансированности
между спросом и предложением рабочей
силы, что приведет к дальнейшему росту
общей безработицы, в том числе молодежной.
Особенности российской безработицы определяются
структурно–регрессивным спадом производства
при разрушении прежних рынков (экономического
пространства) и механизмов функционирования
хозяйства и медленном формировании новых
рынков и рыночных механизмов регулирования
и саморегулирования экономики. Тенденции
формирования безработицы закрепляются
инвестиционным кризисом.
В результате спада производства во многих
отраслях увеличился удельный вес сырьевых
отраслей с низкой степенью переработки
сырья. Позитивным моментом можно считать
устойчивый рост доли отраслей непроизводственной
сферы. Возникли новые сектора экономики:
банки, страховые, консалтинговые, аудиторские
и инвестиционные фирмы. Здесь особенно
быстро увеличивалась численность занятых,
причем именно молодых людей.
Положительная реакция молодежи на возможности
активного участия в "свободной"
экономике налицо: это быстро растущий
слой предпринимателей и лиц, занимающихся
индивидуально-трудовой деятельностью,
более 2/3 из них составляют люди в возрасте
25-30 лет. Однако структурные сдвиги в спросе
на рабочую силу являются скорее отражением
кризиса в экономике, а не структурной
перестройки. И тем не менее рынок трансформирует
отраслевую структуру в соответствии
со своими потребностями. Стремительно
растет спрос рабочей силы в отраслях
непроизводственной сферы, особенно в
тех, которые быстрее коммерциализировались.
Если существующие в настоящее час тенденции
в воспроизводстве квалифицированных
кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе
можно ожидать роста безработицы среди
неквалифицированного населения, и прежде
всего, среди молодежи–выпускников общеобразовательных
школ, не продолжающих дальнейшего образования,
не имеющих профессии или должной квалификации.
Поэтому необходима рациональная организация
общеобразовательного и профессионального
образования молодежи, согласованного
как с развитием национальной экономики,
так и с мировыми тенденциями на рынке
труда.
В последнее час все большее число молодых
людей считает получение полноценного
образования необходимым условием достижения
желаемого социального статуса и более
высокого материального положения, определенной
гарантией от безработицы. Профессиональное
обучение становится важнейшим элементом
инфраструктуры рынка труда, который поддерживает
качественно сбалансированный спрос и
предложение труда, во многом определяет
эффективность мер по реализации молодежной
политики занятости. Вот почему при сокращении
подготовки квалифицированных кадров
в ПТУ и средних специальных учебных заведениях
прием студентов в вузы из года в год увеличивается.
Большое роль имеет развивающаяся в службе
занятости система профессионального
обучения незанятого населения. Она способствует
профессиональной адаптации высвобождаемых
работников и незанятого населения, повышению
их конкурентоспособности на рынке труда.
Профессиональное обучение безработных
осуществляется по трем каналам: переподготовка
кадров, первоначальное обучение, повышение
квалификации.
По мере развития рыночных отношений и
конкуренции, ускорения перестройки отраслевой
структуры занятости ценность общеобразовательной
и социальной подготовки работника неизбежно
возрастет. Это будет способствовать приросту
занятости молодежи на учебе. Мировой
и отечественный опыт подтверждают устойчивую
тенденцию роста продолжительности обучения
молодежи и более позднего вступления
в активную трудовую дело. Одновременно
изменяются и требования нанимателей
к рабочей силе. От тактики быстрой максимизации
сиюминутной прибыли предприниматели
переходят к долговременной стратегии
получения устойчивых доходов в условиях
конкуренции, поэтому в перспективе у
них появится потребность в расширении
найма молодой рабочей силы. В противоположном
направлении будет работать фактор роста
стоимость рабочей силы и, в особенности,
профессионально подготовленной. Поэтому
уровень занятости среди молодежи будет
зависеть от общей ситуации на рынке труда.
Тем не менее, он будет увеличиваться,
хотя, очевидно, и меньшими темпами, чем
у зрелых работников.
Список
используемой литературы
Бабич А.М. государственные и муниципальные финансы. М.: Финансы 2001.
Бельмесова Л.В., Бобров Л.. Новосибирск. Новосибирская государственная академия экономики и управления. 2000.
Березин И.С. Доклад на научно-практическом семинаре в МЭСИ 31 января 2002 г.
Гусаров В.М. Статистика: учебное пособие. М.: ЮНИТИ 2001.
Золотухина Е.С.
Повышение
Поляк Г.Б. Денежное обращения и кредит. М.: ЮНИТИ 2001
Справочник «Социально-
Чекмарев В.В. Экономические проблемы сферы образования. М.: ИНФРА-М, 2000.