Семья и брак

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 20:52, доклад

Описание

Наряду с системой образования семья является одним из важнейших социальных институтов современного общества. Важность проблематики, связанной с семейными отношениями в обществе, позволяет выделить эту проблему в качестве самостоятельной. В ней рассматриваются понятия брака и семьи, связь семьи с другими социальными общностями и сферами общественной жизни, исследуются исторические типы и формы семейно-брачных отношений, тенденции и перспективы их развития, анализируются проблемы развития институтов семьи и брака сквозь призму социально-экономических, политических, правовых и духовных структур общества.

Содержание

Введение
1.Понятие: «брак» и «семья». Социальная сущность
2.Функции и структура семейной организации
3.Модели брачно-семейной организации
4.Молодая столичная семья в начале XXI века: ценность и социальный потенциал
5.Статистический обзор «Семья и брак в Европе»
Приложение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Брак.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)


3

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Понятие: «брак» и «семья». Социальная сущность…… ……………………4
  2. Функции и структура семейной организации ……………………………….5
  3. Модели брачно-семейной организации………………………………………6
  4. Молодая столичная семья в начале XXI века: ценность и социальный потенциал…………………………………………………………………………9
  5. Статистический обзор «Семья и брак в Европе»……………………………...13

Приложение …………………………………………………………………………15

Список использованных источников……………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Наряду с системой образования семья является одним из важнейших социальных институтов современного общества. Важность проблематики, связанной с семейными отношениями в обществе, позволяет выделить эту проблему в качестве самостоятельной. В ней рассматриваются понятия брака и семьи, связь семьи с другими социальными общностями и сферами общественной жизни, исследуются исторические типы и формы семейно-брачных отношений, тенденции и перспективы их развития, анализируются проблемы развития институтов семьи и брака сквозь призму социально-экономических, политических, правовых и духовных структур общества.

Семья является объектом исследования многих общественных наук – социологии, экономики, права, этнографии, психологии, педагогики, демографии. Каждая из наук в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи. В центре внимания экономики находится семья, или домохозяйство, как экономическая, главным образом потребительская, ячейка, хотя в условиях осуществления экономической реформы ей все больше отводится место как производительной силе советского общества (семейный подряд и т.п.). Этнографические исследования связаны с изучением особенностей уклада жизни и быта семей с различными этническими характеристиками. Для демографии основной интерес представляет роль семьи и семейной структуры населения в воспроизводстве населения. Однако обобщающий характер знаниям о семье придает социологическая наука.

 

 

 

 

 

 

1 Понятие: «брак» и «семья». Социальная сущность семьи

 

Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. Ведь объект её изучения – социальный институт семьи – в истории человечества играет ведущую роль. В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. «Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. Семья – малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.

Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Лишь наличие триединого отношения супружества – родительства – родства позволяет говорить о существовании семьи как таковой в её строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп.

 

 

 

 

 

 

 

2.Функции и структура семейной организации

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идёт об общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные; все семейные функции – главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи.

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают её особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принуждённой или приспособленной в определённых исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание, социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьёй и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, отражают  исторический характер связи между семьёй и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают  вовсе. Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.В конечном итоге характер выполнения семьёй тех или иных функций зависит от структуры или модели семьи.

Семейная структура:

— расширенная (трехпоколенная, родственная, «коммуна»)— нуклеарная (не более 2-ух поколений);

— отсутствие несовершеннолетних детей (до 18 лет в РБ) — их наличие (в свою очередь, выделяются одно-, двух- или мало-, средне-, многодетные);

— полная (с несовершеннолетними детьми проживают родные или неродные мать и отец) — неполная (с несовершеннолетними детьми проживает только мать или только отец).

 

 

3 Модели брачно-семейной организации

 

1)Традиционный (обычный) брак – это брак между лицами противоположного пола закрепляющий обязанности супругов друг перед другом, перед будущими и уже имеющимися детьми, а также перед обществом, что подтверждается регистрацией в соответствующих административных органах. самая привычная форма, включающая регистрацию, совместное проживание, общее хозяйство, и, как правило, единый бюджет и главу семьи, отвечающую за принятие решений.

2) Церковный брак — освящённый какой-либо церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства, в том числе и Беларусь, в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением рекомендуют провести регистрацию в органах ЗАГСа. В Православии и в Католичестве бракосочетание составляет одно из Таинств — Венчание.

 

 

 

3) Пробный брак (гражданский или незарегистрированный брак) - это брак заключаемый между двумя индивидами на договорной основе с образованием ячейки общества по образу Обычного брака с соблюдением всех его особенностей, но без регистрации его в соответствующих административных органах.

4) Сезонный брак (ограниченная временем семья) заключается на определенный срок, по истечению которого он либо прекращается, либо переходит в обычную форму брака, либо перезаключается на новый срок.

5) Гостевой брак — брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти, при котором супруги живут отдельно и не ведут общего хозяйства. На первое место в гостевом браке встают не чувства, а комфортность для обоих супругов. Подобный формат чаще встречается в подвижных социальных слоях, таких, как, например, культурная богема.

6) Фиктивный брак — притворная регистрация брака без намерения обеих сторон или одной из них создать семью. Доказанное отсутствие намерения создать семью является основанием для признания брака недействительным. Фиктивный брак может заключаться по разным мотивам: перспектива получения жилой площади, постоянной регистрации, наследования имущества в случае смерти престарелого супруга, получение пенсии, другие корыстные и иные цели.

7) Однополый брак  — сожительство гомосексуальной пары. Во многих странах Запада (Дания, Норвегия, Швеция, Гренландия, Исландия, Испания, Нидерланды, Франция, Бельгия, Германия, Финляндия, Люксембург, Новая Зеландия, Великобритания и Северная Ирландия, Чехия, Швейцария с 2007 года), а также некоторых регионах стран Северной и Южной Америки однополые пары могут заключать брак. Некоторые церкви и синагоги также признают гомосексуальный брак (например, Шведская епископальная церковь и реконструктивистская ветвь иудаизма). В соответствующих национальных языках и законодательствах используется то же слово, которое переводится на русский язык как «брак»; заключение такого союза порождает сходные с браком юридические последствия (например, ПАКС во Франции). Впрочем, из этих последствий есть ряд естественных исключений, поскольку в таком союзе, как и в бездетном гетеросексуальном союзе, не может быть общих биологических детей (но могут быть приёмные). В большинстве стран, в том числе и в России, однополые браки пока не признаются и не регистрируются.

8) Свободный (открытый) брак подразумевает совместное проживание супругов, ведение общего хозяйства, но в своей личной, сексуальной жизни муж и жена абсолютно свободны. Они открыто заводят параллельные романы без необходимости скрывать что-либо от своей второй половины.

9) Виртуальный брак — форма постоянных отношений через международную компьютерную сеть Интернет между пользователями с их регистрацией на специализированных сайтах. Виртуальный брак юридически не является браком и не признаётся государством и некоторыми мировыми религиями, но при этом имитирует институты бракосочетания, регистрации, семейной жизни, принятые в обществе.

10) Призрачный брак. Женщины, не вступившие в брак, называются незамужними. Мужчины, не вступившие в брак, называются неженатыми или холостыми. Особым типом холостых (незамужних) являются отшельники и монахи (отшельницы, монашки), часто принимающие обет целибата (сознательно отказываясь вступать в брачные отношения). Обычно это мотивируется тем, что монах видит в жизни нечто большее, чем размножение (поиск бога, просветления, и т.д.). В отличие от отшельников, монахи часто живут монашескими семьями, ведя совместное хозяйство, воспитывая усыновлённых детей своего пола и называя себя «семьями». Тем не менее (с научной точки зрения) подобные общины семьями не являются, так как подобно однополому браку не участвуют в процессе биологического воспроизводства. Монашеские «семьи» однополы, имеют свой устав, покрой одежды и отличаются большей религиозностью, чем мирские семьи.

 

4 Молодая столичная семья в начале XXI века: ценность и социальный потенциал

 

Ряд негативных тенденций, которые отмечаются в сфере брачно-семейных отношений Беларуси и обусловлены социальными процессами, наблюдаются уже несколько десятилетий. События последних лет только усугубили их и сделали более очевидными. Одни из них связаны с уменьшением стабильности брачных и семейных отношений, что проявляется в росте количества разводов, увеличении числа неполных семей, снижении престижа брака. В контексте глобализации обострилась распада традиционной семьи, создаются новые формы брачно-семейных отношений. Другие  тенденции связаны с нуклеаризацией семьи, снижением рождаемости и средней  продолжительности жизни.   При всем многообразии семейных структур в Беларуси большинство из них являются нуклеарными. Типичная семья сегодня - двое родителей и один ребенок. В нашей стране даже не осуществляется простое воспроизводство населения. Такая ситуация не может не беспокоить государство, научную общественность, рядовых граждан.

Излагаются некоторые результаты проводившегося в г.  Минске и г. Москве

2002 г.  российско-белорусского  исследования «Молодая семья в новом веке», направленного на изучение совокупного социального потенциала молодой семьи, эндогенных и экзогенных факторов активизации ее ресурса. В ходе исследования был проведен массовый опрос столичной молодежи (в г. Минске и г. Москве). Изучаемая совокупность: женщины и мужчины в возрасте от 18 до 30 лет. Было опрошено 502 человека, состоявших в юридическом или фактическом браке, разведенных и вдовых, а также не состоявших ранее и не состоящих в браке на момент опроса.

В соответствии с пропорциями генеральной совокупности методом анке­тирования было опрошено 50,4 % женщин и 49,6 % мужчин. В браке со­стояли 45,2 % респондентов, в том числе: 41,8 % - в юридическом, 3,4 -фактическом, 6,0 были разведены, 0,2 % - вдовые. Не состояли в браке 48,6 % респондентов, однако подавляющее большинство из них в ближай­шем или отдаленном будущем планировали вступление в брак. Для реше­ния отдельных задач исследования при анализе некоторых вопросов всех опрошенных молодых минчан расделили на 4 группы: 1 - замужние жен­щины, 2 - женатые мужчины, 3 - незамужние женщины, 4 - неженатые мужчины. Деление показало, что существуют заметные различия в установ­ках, ценностных ориентациях, жизненных планах и поведении сгруппиро­ванных таким образом респондентов. Причем гендерные различия явля­ются наиболее существенными.

Информация о работе Семья и брак