Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:44, реферат
Активная роль семьи в изменении социальных отношений и всего строя жизни отображается и в анализе семьи как малой социальной группы. Функционирование социальной системы лучше осуществляется при локализации связок социальных действий, при структурировании отношений, а не тогда, когда элементы социальной системы остаются относительно разрозненными. Семья как первичная группа обладает такими качествами семейной жизнедеятельности, которые не позволяют сводить ее к простой сумме входящих в ее состав индивидов.
Цель и задачи реферата обусловили выбор его структуры. Реферат состоит из введения, двух частей, заключения, списка источников и литературы.
Введение
Семья и ее общественная роль
Функции семьи
Структура семьи
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
В числе тех явлений общественной жизни, интерес к которым среди этнографов и социологов за последние десятилетия особенно оживился, одно из первых мест занимает семья. Правда, эта тема для этнографов не нова: историко-этнографическое изучение семьи и семейных обычаев зародилось более ста лет тому назад. Но, во-первых, никогда прежде не появлялось за короткое время так много научных трудов, посвященных семье и браку, как теперь. Во-вторых, сбор и обработка массового (статистического) материала, особенно по отдельным странам (США и др.), позволили поставить изучение семейной жизни народов на почву конкретных фактов. В-третьих, замечается тенденция связать воедино данные сравнительно-этнографических, исторических и социологических исследований и наметить, хотя бы предположительно, общее направление развития семьи и брака и их ближайшее и дальнейшее будущее.
Социологический
подход к изучению семьи не сводится
к пониманию семьи как
Активная роль семьи в изменении социальных отношений и всего строя жизни отображается и в анализе семьи как малой социальной группы. Функционирование социальной системы лучше осуществляется при локализации связок социальных действий, при структурировании отношений, а не тогда, когда элементы социальной системы остаются относительно разрозненными. Семья как первичная группа обладает такими качествами семейной жизнедеятельности, которые не позволяют сводить ее к простой сумме входящих в ее состав индивидов.
Основные задачи реферата:
- изложить понятие,
сущность и основные
- изучить понятие, сущность и функции семьи.
Цель и задачи реферата обусловили выбор его структуры. Реферат состоит из введения, двух частей, заключения, списка источников и литературы.
Термины брак и семья,
как в обыденной речи, так и
в научных публикациях
Брак – это общественное установление, учреждение или, как говорят социологи, особый общественный институт. Это исторически обусловленное, регулируемое обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающие их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Иными словами, брак – это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий способов сохранения и развития общества. Брачная форма регулирования отношений между представителями разных полов появилось не сразу. В глубочайшей древности отношения между людьми, в том числе между полами, регулировалось только биологическими импульсами. В это время в половое общение могли вступать друг с другом все члены общества: братья с сёстрами, родители со своими детьми. Такая форма отношений между полами, беспорядочная связь между ними называется промискуитетом.
Каждая женщина данного стада могла принадлежать каждому мужчине этого же стада. Такое явление называется эндогамией, т.е. браком внутри данной общности. Впоследствии такие связи стали угрожать существованию данного рода. Было введено половое табу, полный запрет на сексуальные связи между людьми внутри данного рода. Постепенно это породило новые, экзогамные связи между людьми: лишенные возможности вступать в связь с женщиной своего рода, мужчины стали вступать в случайные связи с женщинами другого рода. От этой связи рождались более жизнестойкие дети. Поэтому постепенно эндогамные связи были совершенно запрещены. Таким образом, первой формой брака был групповой дуально-родовой брак. При нём все мужчины одного рода имели право на супружеские отношения с любой женщиной другого рода. Групповой брак существовал до конца каменного века. Впоследствии преимущественные связи именно с наиболее предпочитаемыми партнёрами получили всё большее распространение, таким образом, общество постепенно перешло к новой форме брака - парному браку. В нём объединялась уже одна супружеская семья. Правда, любой из напарников мог при этом составлять такие пары одновременно, а тем более последовательно. Поскольку отцовство в таких условиях было трудно установить, родство считалось по материнской линии. Дети, рождённые данной женщиной, принадлежали тому роду, которому принадлежала сама эта женщина.
В самом конце каменного века, с возникновением земледелия, с ростом производительности труда постепенно создаются условия, когда супружеская пара оказывалась способной самостоятельно содержать и кормить своих детей. И постепенно эта пара отпочковывалась от рода. Муж и жена объединили свои усилия не только в деторождении, но и в производстве вещей. Отношение между полами стабилизировалось, стало более надёжным установление отцовства, и ответственность за семью всё более переходило к мужчине. Матриархатные отношения перешли в патриархатные, когда родство уже считалось по отцовской линии. И на смену парной семье пришла новая, высшая форма семьи: моногамная семья. Жена перешла на жительство к своему мужу и вместе с детьми попала под его власть.
Надо сказать, что патриархатная семья существовала и существует в форме не только моногамного брака, но и полигамного брака, когда муж имеет право владеть несколькими женами. Ныне полигамия существует в некоторых мусульманских странах. Но история знает и иную форму неравенства в браке : полиандрия, многомужество. И до сих пор полиандрия встречается в некоторых племенах Индии, Тибета. В Индии чаще всего жена старшего брата становилась общей женой всех братьев – и получалась так называемая фратериальная семья, или братская.
Семьёй в социологии называют социальные объединения, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющих исторически определённую организацию.
Иными словами, семья – это новый объект, с новыми свойствами, где старые свойства семьи могут таинственным образом исчезнуть. Семья - это, прежде всего отношения между её лицами. Мы зачастую не понимаем, что создать семью – это означает не только найти человека и поставить соответствующий штамп в паспорт. Создать семью – это значит построить отношения любви, взаимопонимания и поддержки.
Вопрос о том, что первично – брак или семья, пока ещё дискутируется. Некоторые исследователи утверждают, что брак является основой семьи. Каждая перепись населения в России показывает, что число женщин, состоящих в браке, превышает число женатых мужчин. И это означает, что у нас существует многоженство. По-видимому, одно и то же явление, фактический брак, люди расценивают по разному: женщины его объявляют настоящим, равный юридическому, мужчины же полагают безбрачием.
Из определённого выше определения семьи следует, что основными являются три её признака:
Юридическая сторона тут не выступает непременным условием.
Семья относится к особым, фундаментальным группам общества. Семья оказывает довольно заметное воздействие на общество. Прежде всего, своей воспроизводящей потомство функцией. Именно семья осуществляет рождение, воспитание, выращивание новых членов общества. Кроме того, семья упорядочивает сексуальные отношения между людьми. В какой-то мере она является своеобразной моделью общества, всех социальных связей и отношений для молодого человека. Например, в семье существуют отношения материальные, складывающиеся независимо от воли людей. Это и отношения между полами, и экономические отношения между членами семьи в процессе производства необходимых благ. В семье человек впервые сталкивается с разделением труда.
В семье между её членами существуют идеологические, правовые, нравственные и религиозные отношения. Формирование трудовых ресурсов, квалификационный рост, миграция населения – все эти вопросы находятся под влиянием семьи. И именно в семье принимается решение о том, куда молодому человеку пойти учиться. Но все эти отношения преломляются в семье через особый психологический механизм: они основываются на чувствах любви привязанности и заботы.
Или взять такую важную проблему, как проблему заболеваемости и состояния здоровья населения. Ведь именно в семье закладываются генетические, биологические основы здоровья, а так же привычки, навыки по отношению к здоровью. Занимается человек физкультурой или нет, ведёт подвижный образ жизни или малоподвижный – всё это начинается обычно с семьи. Потребление людьми материальных благ и духовных ценностей во многом определяется семьёй. Именно она воспитывает вкусы, потребности у младшего населения.
Каково качество специалиста во многом зависит от семьи. Потому что именно здесь, на личном примере добросовестного труда родителей у молодого человека воспитание высокосознательное отношение к своему делу.
Именно в семье закладываются привычки, нравственные основы отношения к старшему поколению: милосердие или бездушие.
Всё это относится к социальной значимости семьи. Но она обладает и персональной значимостью. Семейное положение человека и качество его семейной жизни оказывают значительное влияние на его физическое, психическое состояние и самочувствие. По данным зарубежных исследователей смертность у людей, не состоящих в браке, значительно превышает смертность у людей семейных. Разумеется, благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой требует значительных усилий. Неблагоприятная же скорее усугубляет, ухудшает его положение
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе. Культурные нормы, помимо всего прочего, предписывают число супругов, которое может иметь один человек, правила выбора брачных партнёров, роль главы семейства и права и обязанности родственников.
Универсальность семьи как института раскрывается в понятии «функции семьи». Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. На каждом историческом этапе та или иная функция семьи обретала различную значимость – большую или меньшую. В то же время все функции постоянно находились во взаимосвязи, часто помогая одна другой, а иногда, впрочем, и мешая друг другу. Очень трудно разграничить одну семейную функцию от другой. Например, выполнение материальных функций оказывается в определённых условиях необходимым для осуществления семьёй духовных функций (обучение, воспитание детей), но реализация духовных функций является непременным условием осуществления материально-производственных функций.
Материальная деятельность семьи на разных этапах её развития выражалась через такие функции, как организация непосредственного процесса производства, накопления частной собственности, организация потребления. Вместе с тем экономическая, материально-производственная, хозяйственно-бытовая функция на разных стадиях развития общества в значительной мере выступала также средством социального, профессионального, нравственного, политического и правового воспитания подрастающего поколения. Производственный труд в то время не выходил ещё за рамки семьи, происходил на глазах детей. Поэтому уже сама трудовая деятельность родителей резко повышала родительский авторитет в глазах детей.
Следующая функция, присущая ей с древнейших времён - репродуктивная функция, то есть функция деторождения, воспроизводства населения. Прежде всего, естественно, биологического его производства. Собственно, даже внебрачное рождение женщиной ребёнка уже создаёт семью – пусть и не полную. Однако воспроизводство населения имеет не только биологический, но и социальный момент, то есть не только рождение, но и воспитание, и обучение его. Данная функция является функция социализации. Новое поколение, приходящее на смену старого, способна научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья – ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам. Именно в тёплой благоприятной атмосфере семьи ребёнок естественным образом получают первую социализацию своей личности, обретает основы собственной личности. Конечно же, ныне редко какая семья может дать своему ребёнку ту подготовку, какую может дать ему общество, социальные институты. И потому уже с шести-семи лет наш ребёнок уходит в школу, потом в техникум или в высшее учебное заведение. Но, как правило, тот нравственно-психологический потенциал, который заложен ребёнку семьёй, остаётся на долгие годы и играет заметную роль в дальнейшем профессиональном росте.