Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:17, доклад
Социализация (от лат. socialis - общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование.
Существуют различные подходы к выделениюэтапов социализации, например, по характеру протекания: стихийный, относительно направляемый, социально контролируемый и самоуправляемый. В 1920-е гг. выделяли этапы, ориентированные на анатомо-физиологические изменения организма ребенка. В 1970-е гг. Д.Б. Эльконин (1904-1984) предложил возрастную периодизацию развития психики, основанную на смене ведущих деятельностей: дошкольники - игра; младшие школьники - обучение; подростки - интимное личное общение; юноши - учебно-профессиональная деятельность. В 1980-е гг. А.В. Петровский выдвинул концепцию возрастной периодизации развития личности, определяемую типом деятельностно-опосредованных отношений индивида с наиболее референтными для него группами.
Существует подход выделения стадий социализации человека в зависимости от отношения его к трудовой деятельности: возрастные (Ловингер): 1) досоциальная (младенчество); 2) импульсивная (раннее детство); 3) самозащитная (≪дельта≫, раннее детство); 4) конформистская (позднее детство/отрочество); 5) сознательная (отрочество/юность); 6) автономная (юность/зрелость); 7) интеграционная (взрослость);
(Кеган): 1) инкорпоративная (младенчество); 2) импульсивная (от 2 до 7 лет);
3) имперская (7-12 лет); 4) интерперсональная (13-19 лет); 5) институциональная (ранняя взрослость); 6) интериндивидуальная (взрослость); по характеру отношения к трудовой деятельности: дотрудовая (ранняя социализация) - до школы, стадия обучения; трудовая - стадия высшей школы, стадия трудового коллектива; послетрудовая - стадия выхода на пенсию, стадия самореализаии на пенсии.
Основные ступени социализации человека: идентификация, индивидуализация, персонализация.
Каждый человек в отдельности - индивид - это особый мир со своими возможностями и особенностями. Категория индивид (от лат. individuum - неделимое) по отношению к человеку означает, что этот конкретный человек является единичным природным существом, представителем вида Homo sapiens. Он - носитель индивидуального своеобразия в сообществе других людей. Термин индивид иногда употребляется как синоним индивидуальности. Идентификация (от лат. identificare - отождествлять) означает отождествление человекас кем-либо, чем-либо. 3. Фрейд (1856-1939) ввел это понятие и типы идентификации для характеристики процессов усвоения ребенком значимых для него образцов поведения:
а) первичная идентификация в младенчестве - примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери;
б) вторичная идентификация - проявление защитного механизма. По Фрейду, маленький ребенок старается отождествлять себя с наиболее значимой для него личностью. Он копирует некоторые особенности поведения таких лиц. Ребенок идентифицирует себя с любимым человеком или с людьми, которых он ненавидит или которым завидует;
в) идентификация применительно к взрослому человеку связана с невротическим симптомом. Субъект из-за желания оказаться в положении объекта психологически вживается в его состояние, болезненно переживая его.
В процессе социализации происходит развитие особенностей конкретного человека, формируется индивидуальность. Это означает, что все то, что присуще этой личности, получает еще большее своеобразие, уникальность, обретаетнеповторимую самобытность. Индивидуальность означает особенное, самобытное, свойственное данному индивиду природное и социальное своеобразие проявлений человека в мире своих способностей и стремлений, личностных отношений и жизненных смыслов.
Наряду с индивидуализацией существует и деиндивидуализация - утрата самосознания и боязнь оценки со стороны социального окружения. Она возникает в групповых ситуациях, в которых обеспечивается анонимность и не концентрируется внимание на отдельном индивиде. Это имеет место при определенных условиях в общественных объединениях, в интернатных учреждениях, иногда в детсадовских и школьных группах. Подобное явление возникает при жесткой регламентации жизни и деятельности, администрировании, при активном и постоянном использовании авторитарной педагогики. В процессе социализации происходит персонализация (от лат. Persona - личность) - процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность (Петровский). Имеет место и деперсонализация — как следствие отчуждения продукта труда от его создателя или присвоения плодов чужого труда (например, отделение архитектора от результатов его деятельности). Деперсонализация возможнане только как следствие приписывания себе чужих заслуг, но и как трансляция своих недостатков и ошибок кому-нибудь другому.
Личность - это конкретный человек, наделенный сознанием, индивидуальностью, сложившийся в процессе социального развития. В широком традиционном смысле под ней понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В узком смысле личность, обладающая системным качеством, определяется включенностью в общественные отношения, формируемые в совместной деятельности и общении. На социализацию человека значительное влияние оказывают наследственные и врожденные особенности, факторы среды, личная роль в саморазвитии, самосовершенствовании. Человек выступает как объект и субъект, социализации. Как объекту, ему принадлежит значительная роль в процессе усвоения социального опыта для развития и саморазвития. Она имеет осознаваемый (человек сам принимает решение, чем и как заниматься и что делать в интересах самосовершенствования) и неосознаваемый (человек под воздействием различных факторов включается в деятельность, которая обусловливает его социальное развитие) характер. На начальном уровне развития человека (на ранних этапах его возраста) роль личности в социализации выражается в естественной активности ребенка в самопроявлении. В дальнейшем с развитием сознания возрастает значение направленной активности человека в деятельности, общении, в работе над собой по самосовершенствованию. Факторы, обусловливающие самопроявление личности на различных возрастных этапах, - это игра, учение, общение, профессиональная деятельность.