Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 15:39, реферат
Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Введение…………………………………………………………...3
1. Понятие социального института, его виды……………………...5
2. Брак – основа семейных отношений……………………………..7
2.1. Формы брака………………………………………………….8
2.2. Историческое направление в социологии семьи и брака...11
3. Семья как важнейший социальный институт………………….15
3.1. Жизненный цикл семьи…………………………………….15
3.2. Формы семьи………………………………………………..16
3.3. Функции семьи……………………………………………...17
3.4. Распределение ролей в семье………………………………20
4. Кризис семьи и ее будущее……………………………………...23
Заключение………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………...30
Оглавление
Введение…………………………
2.1. Формы брака…………………………………………………
2.2. Историческое
направление в социологии
3.1. Жизненный цикл семьи…………………………………….15
3.2. Формы семьи……………………………………………….
3.3. Функции семьи……………………………………………
3.4. Распределение ролей в семье………………………………20
Заключение……………………
Список
литературы……………………………………………...
Введение
Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Однако всегда ли мы задумываемся над вопросами:
Проблемы семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, – вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.
Социология семьи – одна из наиболее развитых областей социологического знания. Только в нашей стране библиография работ по социологии семьи насчитывает более 3 тысяч названий. Ведущие исследователи этой отрасли социологии – Э.К. Васильев, А.Г. Вишневский, С.И. Голод, И.С. Кон, М.С. Мацковский, Б.С. Павлов, Н. Г. Юркевич, А.Г. Харчев, В. Г. Харчева и многие другие. Зарубежная социология имеет давние традиции изучения семьи. Наиболее известными специалистами в данной области являются И. Най, И. Рейс, В. Берр, Р. Хилл, М. Бекомбо, А. Жирар, Л. Руссель, Ф. Мишель и другие.
Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базисным элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты.
«Социальный институт – это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи».1
Социальный институт представляет собой совокупность людей, учреждений, материальных средств, обеспечивающих устойчивость социальных связей и отношений в обществе.
Социальные институты обеспечивают реализацию основополагающих потребностей общества, связанных с его материальным обеспечением, интеграцией социальных групп, воспроизводством и сохранением духовных ценностей и т. д. Благодаря их наличию обеспечивается воспроизводство населения, материальных и духовных благ, социализация человеческих индивидов, преемственность поколений и многое другое. Социальные институты функционируют лишь при наличии соответствующих общественных потребностей. При исчезновении таких потребностей их функционирование постепенно прекращается и они отмирают.
Общими признаками, которые характеризуют все социальные институты, являются следующие: цель; набор установок и образцов поведения, социальных статусов и ролей; система санкций, обеспечивающая стимулирование желаемого и подавление отклоняющегося поведения; культурные символы. Состав социальных институтов весьма разнообразен. Важнейшими социальными институтами являются:
а) экономические (собственность, деньги, банки);
б) политические (государство, партии, союзы);
в)
социокультурные и
Социальные
институты выполняют
Социальные институты образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений конкретных индивидов, социальных групп, слоев и иных общностей. Они носят индивидуальный характер, обладают собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть охарактеризованы как организованные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов, определенной изменчивостью их функций.
Итак, имея специфические особенности и отличаясь друг от друга, социальные институты вместе с тем функционируют в тесной связи друг с другом и дополняют друг друга.
«Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу».1
Иными словами, брак – это контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата – дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя не только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.
Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство – на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.
В
любом обществе – древнем или
современном – семья
Брак – совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие.
Все эти нормы, по определению американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет рад принципиально важных функций – воспроизводство людей, воспитание детей и другие.
Итак,
брак – институт, регулирующий отношения
только супругов, а семья – институт,
регулирующий, кроме того, еще и
отношения между родителями и детьми.
2.1. Формы брака
Способ, каким выбирается брачный партнер, подразделяет все формы брака на два типа – эндогамный и экзогамный. При эндогамии партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий, то есть это обычай, по которому разрешены браки только между лицами одной и той же социальной группы. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера из чужой группы. Чужой группой может стать класс, раса, нация, возрастная категория.
Размер брачной группы служит основанием для разделения форм брака на две большие категории:
Каждая из данных категорий распадается на подвиды. В моногамии выделяют:
а) пожизненную моногамию;
б) моногамию, допускающую развод (легко разводимый брак);
в) парную семью.
Последняя хоть и называется семьей, но лишь формально. На самом деле парная семья – это неустойчивая, кратковременная форма брачного союза. В полигамии выделяют:
а) полигинию (брачный союз одного мужчины с несколькими женщинами);
б) полиандрию (брак одной женщины с несколькими мужчинами);
в) групповой брак (брачный союз нескольких мужчин и нескольких женщин).
Классификацию форм брака можно провести и по самым разным критериям: брак по сговору, брак по любви, брак по расчету, брак по рекомендации посредников. Посредники – друзья и знакомые, которые рекомендуют будущего жениха или невесту.
Гостевой брак. Этот термин пришел из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю: и женаты, и свободны одновременно.
Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку – общественному положению, возрасту, доходу и т. д.
Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака имеет давние традиции. Он возник одновременно с групповым браком и внутри него. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной. Обряд бракосочетания осуществлялся в виде эквивалентного дарообмена. Две группы обменивались «подарками», которым могла служить женщина. Родственники женщины «дарили» родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались оказать вторые первым.
В отличие от древних форм покупного брака, осуществлявшихся в виде эквивалентного дарообмена, более поздние его формы, особенно в эпоху патриархата, проявлялись уже в форме неравного дарообмена. Мужчина преподносил невесте более дорогие подарки, чем получал от нее, – соответственно своему привилегированному положению, размерам богатства и политической власти. С тех пор можно говорить о новой форме покупного брака – выкупном браке. Теперь устной договоренности молодых людей или их родителей было уже недостаточно. Поскольку речь шла о крупном состоянии, постольку возникла необходимость в заключении договора, где оговаривались права и обязанности сторон, а также размер выкупа.