Семья, как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:08, реферат

Описание

Простые социальные институты - организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему.

Содержание

Введение
1. Семья как социальный институт
2. Характеристика основных функций семьи
3. Типология семьи
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

семья как социальный институт.doc

— 97.50 Кб (Скачать документ)

Конфликт между индивидуальными и общественными потребностями, который является обычным состоянием любого общества, разрешается в большинстве случаев за счёт подчинения частных интересов общим. Это обеспечивается социальным контролем, который может быть либо экзогенным, т.е. жёстко закреплённые обществом социальные нормы и образцы поведения, за отклонение от которых следуют негативные санкции, либо эндогенным, когда социальные нормы и ценности жёстко не навязываются личности посредством внешней регуляции, а интернализуются ей в процессе социализации, в результате чего возникает потребность соответствовать и следовать им.

2. Социализирующая функция семьи и социальный контроль

Представляет также интерес классификация семейных групп по такому основанию, как юридическая регистрация брака. Исходя из этого критерия выделяют: семьи, основанные на юридически оформленном браке; фактические семьи (внебрачные сожительства); оформленные юридически, но проживающие раздельно супруги.

Если рассматривать в качестве основания для типологии семейных групп юридическую регистрацию брака, то также можно выделить семьи, являющиеся субъектами воспроизводства населения (первые два типа) и семьи, не являющиеся ими (третий тип). Юридически не регистрируемые брачные союзы являются субъектами воспроизводства населения лишь условно, т.к создаются они, видимо, не с целью рождения и воспитания детей. Тем не менее, в подобном союзе вполне возможно рождение детей, кроме того, сам факт такого рождения может привести к юридическому оформлению супружеских отношений.

По этой же причине представляет интерес классификация в зависимости от этапа жизненного цикла семьи. Этот критерий используется в основном в зарубежной литературе. В США наиболее распространена следующая типология: семьи молодожёнов без детей; семьи с первым младенцем; семьи, где первый ребёнок поступает в школу; семьи, где младший ребёнок поступает в школу; семьи пожилых супругов, от которых отделяется последний ребёнок; семьи бабушки и дедушки; семьи пенсионеров.

Если информацию о юридических и фактических отношениях супругов соотнести с их возрастом или этапом жизненного цикла их семьи, то также можно получить достаточно достоверные данные о количестве субъектов воспроизводства населения в обществе. Что касается приведённой типологии семей по этапам их жизненного цикла, обращает на себя внимание то, что потенциальными субъектами воспроизводства населения являются первые четыре типа семей. Можно выделить в данной типологии дорепродуктивный период в развитии семей, собственно репродуктивный и после - или пострепродуктивный, в результате чего она примет следующий вид:

      семьи молодожёнов от момента фактического образования брачного союза (вне зависимости от его юридического статуса) до рождения первого ребёнка;

      семьи от момента рождения в них первого ребёнка до наступления совершеннолетия последнего;

      семьи с момента наступления совершеннолетия последнего ребёнка (вне зависимости от того, проживают ли взрослые дети вместе с родителями) до смерти одного из супругов.

На первом этапе происходит процесс взаимной адаптации молодых людей друг к другу и взаимного восприятия специфических норм и ценностей, принесённых обоими супругами из родительских семей. В этот период завершается формирование брачно-семейных и репродуктивных ценностных ориентаций, причём возможно разрушение некоторых прежних социальных шаблонов и стереотипов, что можно считать частичной де - и ресоциализацией. Массовые дефекты социализации супругов в молодых семьях могут способствовать повышению разводимости, увеличению числа производимых абортов, снижению рождаемости в обществе. Далее наступает период собственно реализации репродуктивных планов, построенных на основе окончательно сформировавшихся репродуктивных ценностных ориентаций.

 

 

3. Типология семьи

Существует типология с точки зрения количества детей - малодетные, среднедетные, многодетные. Количество детей, по которому судят о том, к какому типу относится семья, в социологии со временем меняется (1-2-малодетная, 3-4-средне, 5 и более - многодетная).

Типология по количеству участвующих в браке: моногамия - 1женщина и 1мужчина, полигамия - 1мужчина и много женщин (у мусульман), полиандрия - 1женщина и много мужчин (в Гималаях). [2, с. 49]

Существует также деление по распределению ролей в семье типология: патриархальная; матриархальная; эгалитарная (равенство); партнерская (совместное принятие решений); автономная (автономное принятие решений).

Кроме того, семья как объект может быть классифицирована по:

      типам поселения - городская и сельская;

      социальному положению родителей - семьи крестьян, рабочих, служащих;

      этапам жизненного цикла - молодая, зрелая, опустевшего гнезда;

      степени формализации - фактическая, юридическая;

      однородности социального положения супругов - гомогенная и гетерогенная.

Семья характеризуется определенной динамикой от ее возникновения, и до распада или развития. Кроме того, институт семьи, как и преобладающий тип семьи, изменяется с развитием общества. Функции семьи (основные- репродуктивная, социализация детей, содержание детей) и функции второго плана (коммуникационная, регулятивная, накопление и передача собственности и статуса, рекреационная) в том или ином виде и объеме имеют место в семьях, в каждой семье их соотношение различно. Исторически некоторые функции отмирают, например, производственная, другие функции усиливаются. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи с бесспорным авторитетом и властью отца к семье, эгалитарной, в которой мужчина перестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Роль кормильца выполняет и женщина и мужчина. Рекреационная функция семьи существовала и в 19 и в 20вв лишь в зачаточном состоянии, поскольку в рамках семьи осуществлялся не столько отдых, сколько совместное производство. Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине ХХв изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная функция. Это привело к массовому появлению нетипичных семей. Одни ученые называют это кризисом и даже концом света. Другие же утверждают, что происходит очередной этап смены одних типов семей другими. Просто как и все другие соц. процессы этот процесс смены к концу ХХв приобрел очень большую скорость. Новые типы семей, которые сейчас возникают, приходят на смену расширенной и даже нуклеарной, называют немодальной или нетипичной. Часто дети рождаются вне брака. Растет число неполных семей и семей с 1 ребенком. В современном мире женщина стала экономически независимой от мужчины, они могут самостоятельно материально обеспечить своего ребенка, поэтому неполные семьи становятся все распространенней.

Для современного мира типично:

  1. Неполная семья или с одним ребенком;
  2. Семья, не регистрирующая брак;
  3. Одиночки, отказывающиеся от любой формы семьи;
  4. Нетипичные типы;
  5. Параллельное проживание 2 или более семей. [3, с. 73]

Итак, немодальные или нетрадиционные типы семей к концу ХХв занимают все большее место в системе семейных отношений, вытесняя модальные или традиционные типы. В основе этого процесса лежат две главные причины и ряд вторичных. К основным относятся:

      изменение экономической ситуации в мире, которое привело, во-первых, к экономической состоятельности женщин, во-вторых, к обеспеченной старости, в - третьих, к довольно существенной материальной помощи государственных и общественных институтов, что позволило разорвать традиционную зависимость женщин от мужчины-кормильца, пожилых родителей от детей-кормильцев и повлияло на размеры и типы семьи;

      всеобщая демократизация, наделившая равными правами женщин и мужчин, существенно усилившая права детей. Тем самым женщина самой предоставлено право решать вопрос о необходимости исполнения роли супруги и матери и это изменило внутрисемейные отношения.

 


Заключение

 

Можно сделать следующие выводы по данной работе:

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Семья - организованная социальная группа, члены которой могут быть связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.


Список используемой литературы

 

1. Андреев Ю.П. Роль социальных институтов в жизни общества // Общественно-политический и научный журнал “Россия” - 2001 - №1.

2. Антонов А.И. Социология семьи. - М., 2000

3. Арнаутова Е.П. Педагог и семья - М.: изд. дом "Карапуз", 2007.

4. Блищенко И.П., Солнцева М.И. Социология семьи. – М.: Юристъ, 2010.

5. Брич А., Лисоволик А. Семья в современном мире. - М.: Прогресс-Академия, 2006.

6. Ерусланова Р.И., Зуйкова Е.М. Семья как объект социальной работы (региональный опыт) - Чебоксары: "Клио", 2009.

7. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академический проект, 2006.

8. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. Социология. - М., 2000

9. Основы социальной работы: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2004.

10. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога - Ростов-н/Д: "Феникс", 2005

 

 

 

2

 



Информация о работе Семья, как социальный институт