Семья как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:08, реферат

Описание

Социология семьи - одна из наиболее развитых областей социологического знания. Ей посвящены тысячи книг и научных исследований. Только в нашей стране библиография работ по социологии семьи насчитывает более 3 тысяч названий. Ведущие исследователи этой отрасли социологии – Э.К. Васильев, А.Г. Вишневский, С.И. Голод, И.С. Кон, М.С. Мацковский, Б.С. Павлов, Ю.Б. Рюриков, А.Г. Харчев и многие другие. Зарубежная социология имеет давние традиции изучения семьи. Наиболее известными специалистами в данной области являются И. Най, И. Рейс, В. Берр, Р. Хилл (США), М. Бекомбо, А. Жирар, Л. Руссель, Ф. Мишель (Франция) и др.

Содержание

1. Введение 3
Понятие "социальный институт" 4
Функции социальных институтов 5
Семья как важнейший социальный институт 6
Заключение 10
Список литературы 12

Работа состоит из  1 файл

Семья как социальный институт.doc

— 75.00 Кб (Скачать документ)

     8) сексуальная - осуществляет сексуальный  контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

     Для понимания семьи как социального  института большое значение имеет  анализ ролевых отношений в семье. Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

     Ролевые отношении в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым  согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как: 1) конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи; 2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли; 3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т. д.) с современной ролью, предполагающей участие в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, а так же равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствует развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой – приводит к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В данное время тема семьи до конца  не изучена и полностью изучена  быть не может, так как взаимоотношения  в семье, проблемы, функции семьи  изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с изменением главных целей, стоящих перед  обществом. В современном обществе идет процесс ослабления семьи как социального института, но вместе с этим семья является основным фундаментальным институтом общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Роль семьи не исчерпывается только воспроизводством населения, семья способствует развитию общества и его прогрессу.

     Мне кажется, что проблемы в семье, разводы, а в результате и отсутствие положительного воспитания детей связаны с отсутствием внимания и поддержки со стороны государства, низким уровнем культуры у современной молодёжи и порой не понимание молодыми, что создание семьи, это задача не из лёгких и требует от человека больших эмоциональных затрат. 
 

 

     

Список  литературы

  1. Гараджа В.И. «Религиеведение» М. «Аспект Пресс», 1994 г.
  2. Голод С.И. «Личная жизнь, любовь, отношения полов» – С.-П., 1990 г.
  3. Гребенников И.В. «Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов» – М., Просвещение, 1991 г.
  4. Крывелев И.А. «История религий» М. «Мысль», 1975 г.
  5. Мчедлов М.П. «Религия и современность» М. Издательство политической литературы, 1982 г.

6. Основы  социологии: Учебное пособие / Под  общ. ред. проф. М. В. Прокопова.  – М.: Издательство РДЛ, 2001. – 192 с.

7.  «Психологические аспекты семейной жизни» под ред. И.Н. Яблокова М. «Высшая школа», 1994 г.

8. . Радугин А.А., Радугин К.А «Социология» М. «Центр», 1997 г. 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Семья как социальный институт