Семья в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:41, реферат

Описание

В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа или этноса (в различных языках и в научной литературе термины «народ» и «этнос» употребляются как синонимы).

Работа состоит из  1 файл

социология.doc

— 35.00 Кб (Скачать документ)
 

1. Этническая общность — это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием. 
В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа или этноса (в различных языках и в научной литературе термины «народ» и «этнос» употребляются как синонимы). Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, прежде всего — общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство.

2. Формы (типы) этнических  общностей:

а) Род – коллектив кровных родственников (20 – 30 человек), ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя. Счет родства ведется по материнской (материнский род) или отцовской (отцовский род) линии. Возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита. Роды объединялись в племена. Распался с возникновением государства. Родоплеменное деление сохранилось у некоторых народов. 

б) Племена-объединения людей, считающих себя происходящими от общих предков и сознающих свое кровное родство, отличающихся от других племен особым языком или диалектом, особым названием, территорией расселения.

 Каждое племя обладало признаками этнической общности: они отличались друг от друга своим происхождением, языком, сложившимися обычаями и традициями, материальной и духовной культурой — от примитивной до относительно высокоразвитой. У каждого племени формировалось свое этническое самосознание. 
Признаки: кровнородственная связь между его членами, деление на роды и фратрии, общность территории, некоторых элементов хозяйства, единый языковой диалект, единство религиозных представлений, самосознания и самоназвания, для позднего этапа – самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей.

 В процессе разложения первобытнообщинного строя, с развитием военных столкновений появляются союзы племен, такие, например, как известная «лига ирокезов»; это сопровождается некоторым усилением межплеменных хозяйственных и культурных связей. В ряде районов мира (в Австралии, Южной Америке, Африке) остатки родоплеменного деления сохранились вплоть до настоящего времени. 
в) Народ – обозначение всех исторических типов этнических общностей: племён, народностей, наций. Народ этнос.

Этнос (греческое ethnos – народ) – 1) исторически сложившаяся общность людей с общей культурой, языком и самосознанием; 2) большая группа людей, обладающая общностью культуры, языка, исторической судьбы.

В отличие от племен народы достигали в эпоху цивилизации несравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого (на несколько порядков, как фиксируют этнографы, историки, лингвисты и другие специалисты) развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры многих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и

самосознании.  
Формирование наций, начавшееся с разложения родоплеменного строя, завершилось с развитием машинного производства и капиталистического рынка, связавшего все районы и области той или иной страны в единый экономический организм. Интенсификация экономического общения неизбежно активизировала политическое и культурное общение людей, что вело к консолидации их как наций, расцвету культуры и национального характера.

г) Нация – исторически высшая форма этносоциальной общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнического (национального) самосознания, национального менталитета (особое восприятие окружающего мира, особые поведенческие нормы), особые антропологические признаки (преобладающий цвет глаз, волос, темперамент, форма черепа). 

7. Термины:

1. Миграция-это добровольное перемещение, переселение жителей в пределах страны из одного региона в другой регион (внутренняя миграция), или же переселение из одного государства в другую страну (международная миграция).

Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения.  
 
 

Выделяют  следующие виды международной миграции населения:

  1. Безвозвратная (постоянная) миграция, осуществляемая с целью выезда на постоянное место жительства в принимающей стране.
  2. Временно-постоянная: как правило, она ограничена сроком пребывания в стране въезда от 1 до 6 лет (из-за сохраняющейся зависимости от страны выезда, возрастно-половой, семейной и профессиональной характеристики мигрантов). В международной статистике такого вида мигранты носят название «долгосрочные эмигранты и иммигранты», «временные рабочие по контракту», «постоянные трудящиеся-мигранты».
  3. Сезонная: связана с кратковременным (в пределах года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (сельское хозяйство, рыболовство, сфера услуг). Разновидности сезонной миграции - кочевничество, сохранявшиеся главным образом в Западной Африке и Ближнем Востоке, а также половничество к святым местам. В международной статистике сезонным мигрантам соответствуют термины «краткосрочные иммигранты и эмигранты», «мигранты-сезонники» и др. 
  4. Маятниковая миграция (челночная, приграничная)- ежедневный, реже еженедельный, переезд из одной страны в другую и обратно. Мигрантов, пересекающих таким образом границу для работы в соседней стране, называют «рабочими-фронтальерами». Данный вид миграции получил широкое распространение в Западной Европе и Северной Америке, например, между Канадой и США (десятки тысяч людей ежедневно). 
  5. Нелегальная (подпольная) миграция. Нелегальные мигранты – лица, незаконно въезжающие в поисках работы в другие страны (так, из Мексики в США нелегально переходят границу более 1мил. человек ежегодно), а также лица, пересекающие границу на законных основаниях (по частным приглашениям, в качестве туристов и т.п.) с последующим нелегальным трудоустройством. Со второй половины 1970-х наблюдается большой рост числа таких мигрантов. В США, например число подпольных мигрантов, оценивается от 2 до 15 млн., в Европе (включая Россию) – 1,3 до 5 млн., в Японии – от 300 тыс. до 1мнл. и т.д. Рост нелегальной иммиграции объясняется многими причинами. Одна из основных – тот факт, что мигранты, работающие нелегально, представляют собой для предпринимателей самую дешевую и бесправную рабочую силу. 
  6. Вынужденная миграция обусловлена, прежде всего, политическими и экономическими факторами. Она находит выражение в первую очередь в движении беженцев, перемещенных лиц и др. В 1980-1990-х резко возросли не только масштабы, но и сложность проблем, связанных и с этим видом международной миграции населения. Она приобрела глобальный характер, затронув многие страны мира. На начало 1993 года 87% беженцев осели в развивающихся странах. В 1990-х значительно возросло число мигрантов, въезжавших в экономически развитые страны по кратковременной визе и остающихся с просьбой об убежище. В Европе число таких мигрантов в 1993 превысило 500 тыс. человек против 14 тыс. в 1973 и 71 тыс. в 1983, из которых все меньше количество получает статус беженца, оставаясь на нелегальной и так называемой «гуманитарной» основе. 
  7. Особый вид международной миграции – эпизодический - связан, прежде всего, с международным туризмом и др. подобными поездками за рубеж. Число туристов в мире в 1990 составило 415 млн. человек. 

2. Диаспора-это группа людей какой-либо национальности, проживающая не на своей исторический родине, а на территории, где преимущественно живут люди другой национальности. Люди, входящие в диаспору, поддерживают друг друга, у них свои обычаи, свой уклад жизни, свои общественные организации, помогающие им жить вне своей родины. Часто они более дружны и сплоченны, чем местное население.

3. Эмигранты-лица, добровольно или вынужденно покинувшие страну, гражданами которой они являются, и поселившиеся в какой-либо другой стране.

4. Иммигранты-лица, которые выехали в какую-либо страну с целью длительного или постоянного пребывания там. 

5. Колониализм-это политическое, экономическое и духовное порабощение стран, как правило менее развитых в социально-экономическом отношении, метрополиями. Колониализм прошел ряд стадий: от ранней (с 15 в.), осуществлявшейся преимущественно в насильственных формах (военные захваты и т. п.), до новой, продолжавшейся до нач. 20 в., когда страны почти всей Африки, большей части Азии и Латинской Америки были превращены в колонии и полуколонии. После 2-й мировой войны, с усилением национально-освободительной борьбы, начался распад колониальной системы, в основном завершившийся в 1960-70-х гг.

6. Расизм-это совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.

Расизм-это убеждение в том, что расовые признаки имеют решающее влияние на способности, интеллект, нравственность, поведенческие особенности и черты характера отдельной человеческой личности, а не общества или общественной группы.

7. Апартеид (апартхейд) (на яз. африкаанс apartheid – раздельное проживание) – крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Современное международное право считает апартеид преступлением против человечества. 
8. Сегрегация (от позднелат. segregatio – отделение) – политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации. 

9. Дискриминация (от лат. discriminatio – различение) – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. В области международных отношений – предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств.

10. Антисемитизм-одна из форм национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям . Принимал в ходе истории различные формы — от религиозного и психологического предубеждения и сегрегации, проявлявшихся главным образом в сфере бытовых отношений, до проводимой государственными органами политики и насильственного выселения евреев и даже их физического истребления (геноцида).

11. Сионизм-это идеология, выражающая непреклонное стремление еврейского народа жить на своей исторической родине - в Стране Израиля, Сионе.

12. Геноцид (от греч. genos – род, племя и лат. caedo – убиваю) – одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид). Такие преступления совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время 2-й мировой войны, особенно против славянского и еврейского населения. 
13. В гитлеровской Германии было уничтожено в лагерях смерти (Треблинка, Освенцим) около 6 млн. евреев. Эту трагедию называют греческим словом «холокост» (всеуничтожение через сожжение).  
Холокост (холокауст) (англ. holocaust – от греч. holokaustos – сожженный целиком) – гибель значительной части еврейского населения Европы (св. 6 млн. человек, св. 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45. Геноцид армянского народа в 1915 г. 

Информация о работе Семья в современном обществе