Семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 04:06, реферат

Описание

Семья – малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета.

Содержание

II. Семья:

1.Семейное право;

2. История семейного права;

3. Семейные правоотношения.


III. Брак:

Понятие брака и семьи;
Заключение брака;
Признание брака недействительным;
Расторжение брака.


IV. Личные и имущественные правоотношения супругов:

Личные права и обязанности супругов;
Имущественные отношения супругов.


V. Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Семья.Притыка Мария 9 Д.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)
 

  Лицей 1535 

  РЕФЕРАТ 

  Тема: Семья 

  Работу выполняла  Притыка Мария  ученица 9 «Д» класса 

  5 мая 2011 год

    

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ПЛАН 

  I. Введение 

  II. Семья:

  1.Семейное  право;

  2. История  семейного права;

  3. Семейные правоотношения. 

  III. Брак:

  1. Понятие брака и семьи;
  2. Заключение брака;
  3. Признание брака недействительным;
  4. Расторжение брака.
 

  IV. Личные и имущественные правоотношения супругов:

  1. Личные права и обязанности супругов;
  2. Имущественные отношения супругов.
 

  V. Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    I . Введение 

 Семья – малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно тем выше культура семьи. Изучение семьи очень актуально в современном мире. Поэтому, выбирав тему для реферата по обществознанию, я остановилась именно на семье. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  I. СЕМЬЯ 

  1.СЕМЕЙНОЕ  ПРАВО 

  До принятия нового Гражданского и семейного  кодексов РФ предмет семейного права обычно определялся как “личные и имущественные отношения, возникающие между людьми из брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание”. Практически все авторы считали, что семейное право представляет собой самостоятельную отрасль права, отличную от гражданского. С принятием Гражданского и Семейного кодексов в определении предмета семейного и гражданского права произошли существенные изменения.

  В нашей  стране отношения, составляющие предмет  семейного права, традиционно регулируются обособленной сферой законодательства, отдельными кодексами. В настоящее время действует кодекс, принятый в 1995г. Во многих странах (Франция, Германия) семейные отношения регулируются соответствующими главами гражданских кодексов. Вследствие этого до сих пор не утихают споры о том, что такое семейное право: то ли подотрасль гражданского права, то ли самостоятельная отрасль права, а может быть что-то иное.

  Не вдаваясь в детали данного спора, необходимо отметить, что отношения, регулируемые семейным законодательством, обладают достаточной спецификой. На первый взгляд, предмет регулирования гражданского и семейного права совпадает: имущественные и личные неимущественные отношения. Однако в семейном праве имеются свои особенности.

  К отношениям, составляющим предмет семейного права, но не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. 
 

     2. ИСТОРИЯ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 

  Семейное  право до Петра I 

  Сведений о семейном укладе народов, населявших территорию России до принятия христианства, очень мало.

  Летописи  говорят о том, что у полян  уже сложилась моногамная семья, у других же славянских народов еще  сохранялось многоженство. Семейные отношения регулировались в этот период обычным правом. В различных источниках содержатся указания на несколько способов заключения брака. Среди них наиболее древний – похищение невесты женихом без её согласия, однако, постепенно увозу невесты начинает предшествовать сговор с ней. Славяне имели обычай похищать на игрищах тех невест, с которыми они сговорились. Также часто невесту покупали у её родственников. У полян самой распространенной формой заключения брака стал привод невесты её родственниками в дом к жениху. При этом согласие невесты на брак не имело большого значения, хотя уже в Уставе Ярослава содержится запрет выдавать замуж силой. Церемония брака сопровождалась специальным обрядом: невесту приводили вечером в дом к жениху, и она снимала с него обувь. На другой день после свадьбы её родственники приносили приданное. Личные отношения между супругами во многом зависели от формы брака. При похищении невесты она становилась собственностью своего мужа. При купле невесты и особенно при заключении брака с приданным по соглашению между женихом и родственниками невесты возникали, во-первых, отношения между женихом и этими родственниками, которые несколько ограничивали власть мужа. Во-вторых, появляются уже первые признаки наделения жены личными правами, хотя власть мужа все-таки была очень велика. На Руси, по-видимому, муж никогда по закону не имел права жизни и смерти в отношении своей жены. Однако муж мог распоряжаться её свободой.

  Развод в  тот период производился свободно, причем есть основания полагать, что  в браке с приданым инициатором развода могла быть и женщина.

  С принятием  христианства на Руси стало действовать  собрание византийского семейного  права, дополненное русскими князьями, которое получило название Кормчей книги. Христианство распространялось очень медленно, и вытеснение языческих обычаев происходило очень медленно. Церковное венчание, введенное в XI веке, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало браки по традиционным обрядам, справедливо считавшимся пережитками язычества. Церковь постоянно боролась с этими обычаями.

  Согласно  Кормчей книге, венчанию предшествовало обручение – сговор, во время  которого родители невесты и жених  уславливались о заключении брака  и договаривались о приданном. Акт  обручения оформлялся специальной  с говорной записью; на случай нарушения обещания вступить в брак устанавливалась неустойка – заряд, достигавшая иногда значительных размеров. Одновременно священник, производивший обручение, давал венечную запись, которую надо было предъявить при венчании. Возраст вступления в брак был установлен 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Верхний возрастной предел формально не был установлен, но священнику запрещалось венчать престарелых людей. Запрещались браки между людьми с большой возрастной разницей и между близкими родственниками. Запрещалось вступать в брак при наличии другого не расторгнутого брака. Взаимное согласие на вступление в брак по церковным законам всегда было необходимо, но в действительности согласие невесты практически никогда не спрашивалось. Запрещалось вступать в четвертый брак.

  Расторжение брака все более усложнялось. Основным поводом к разводу являлось прелюбодеяние, т. к. развод за прелюбодеяние  упоминается в Евангелии. Обязанность  развестись с неверной женой существовала только для священнослужителей, но право развестись с ней признавалось, безусловно, за всеми. Муж же считался совершившим прелюбодеяние, только если он находился в связи с замужней женщиной. Поводом к разводу считались также неспособность к брачному сожитию, бесплодию жены, безвестное отсутствие одного из супругов, неизлечимая болезнь, например проказа. В рассматриваемый период еще был возможен развод по обоюдному согласию супругов.

  Личные отношения  между супругами с принятием  христианства также меняются. Замужняя женщина рассматривается уже не как имущество мужа, а как относительно самостоятельное лицо. За убийство жены муж подвергался наказанию, а убившая жена, живой закапывалась в землю. Мух мог заложить жену, предоставив залогодержателю право пользоваться предметом залога. Отношения между родителями и детьми в Древней Руси, как и всюду в этот период, строились на отцовской власти. Законность происхождения в рассматриваемое время еще не имела решающего значения.

  С принятием  христианства постепенно начинает придаваться  значение только законному родству. В Уложении 1648 года запрещалось узаконение внебрачных детей даже в случае брака родителей. Дети не состояли в правовой связи с отцом и признавались только родственниками своей матери.

  Родительская  власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители формально никогда не имели. Однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления (за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию). Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни. Принуждение детей к повиновению осуществлялось самим отцом с помощью домашних наказаний. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1648 года предписывало “бить их кнутом нещадно”.

  Родители  могли обратиться для наказания  детей и к публичным властям. Дело при этом по существу не рассматривалось, достаточно было одной только жалобы родителей, чтобы приговорить детей  к порке кнутом. Родители имели  право даже отдавать детей в холопство. 
 
 
 
 

  Семейное  право России периода  империи 

  Реформы Петра I положили начало новому периоду в  развитии семейного права. Решающее значение стало придаваться добровольному  вступлению в брак.

  В 1810 году Синод  составил перечень запрещенных степеней родства. Теперь запрещалось браки восходящих, нисходящих родственников, а также боковых родственников до седьмой степени включительно. В 1744 году Указом Синода были запрещены браки лиц старше 80 лет. В 1830 году повышается возраст для вступления в брак для мужчин до 18 лет и 16 лет для женщин. Для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей не зависимо от возраста жениха и невесты. Брак, заключенный без согласия родителей, тем не менее, считался действительным, но дети лишались наследства. Лица, состоявшие на гражданской или военной службе, обязывались получить согласие на брак своего начальства.

  Заключение  брака с 1775 года могло производиться  только в приходской церкви одного из вступающих в брак. Венчанию по-прежнему предшествовало соглашение. Брак заключался при личном присутствию жениха и невесты, исключение делалось лишь для лиц императорской фамилии, венчающихся с иностранными принцессами.

  Брак мог  быть признан недействительным при  совершении его в результате насилия  или при сумасшествия одного или обоих супругов. Недействительным являлся и брак между лицами, состоявшими в запрещенных степенях родства; при наличии другого нерасторгнутого брака; с лицом старше 80 лет; с лицом духовного сословия, обреченным на безбрачие; православных с не христианами.

  Развод в  период империи становился все менее  свободным. Поводами к разводу являлись: прелюбодеяние любого из супругов, двоебрачие, неспособность к брачному сожитию, покушение на жизнь супруга, принятие монашества, ссылка на каторгу.

  Процедура развода в императорской России была очень сложной. Бракоразводный процесс осуществлялся в суде. Сам процесс носил смешанный  состязательно-розыскной характер. Решающее значение придавалось не убедительности доказательств для судей, а наличию  строго определенных доказательств, которыми, например при прелюбодеянии, являлись показания двух или трех свидетелей очевидцев. На практике это приводило к многочисленным злоупотреблениям и подкупу лжесвидетелей. В случае меогобрачия возможно было даже уголовное наказание.

  Личные права  и обязанности супругов в период империи также претерпели существенные изменения. Прежде всего с восприятием  европейский форм жизни изменилось само положение женщин о обществе. Власть мужа, формально сохранившаяся  до 1917 года, приобретает белее цивилизованные формы. Так с 1845 года муж не вправе подвергнуть жены физическому наказанию.

  Место жительства супругов определялось по месту жительства мужа. Жена обязана была следовать  за ним, иначе она могла быть водворена  в дом мужа принудительно.

  Начиная с XVIII века жена получала право требовать  судебного разлучения за жестокое обращение.

  С петровских времен приданное жены рассматривается  как раздельное имущество, которым  муж не может даже пользоваться. Также жена имела право свободно распоряжаться имуществом, не требуя от мужа дозволительные или верительные письма.

  Право на содержание признавалось только за женой, которую  муж был обязан содержать. Эта  обязанность прекращалась, если жена не выполняла свои супружеские обязанности, в частности отказывалась следовать за мужем.

  В петровские времена смягчается власть родителей  над детьми: родтели уже не вправе насильственно венчать своих  детей или отдавать их в монастырь.

  Право родителей  применять физические наказания  в отношении детей так и не было отменено в дореволюционной России. Начиная с XVIII века оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить и ранить детей, а также ответственностью за доведение их до самоубийства. Родители по-прежнему могли использовать и публичные меры против непокорных детей. Так разрешалось по требованию родителей заключать детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям или развратную жизнь.

Информация о работе Семья