Автор работы: a****************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 22:59, курсовая работа
Сферы реализации занимают одну из важных тем в дисциплине социально-культурной деятельности, так как помогают установить вектор направления этой деятельности и определить область задач, без знания которых действия работника в социально-культурной среде будут расплывчаты и не эффективны. Поэтому необходимо рассматривать социально-культурную деятельность не как единое целое, а разделить ее на сферы применения или, что тоже самое, сферы реализации. Каждая из сфер реализации социально-культурной деятельности несет в себе определенные признаки и выполняет и решает определенные задачи в обществе, так же в каждой из этих сфер используются, наряду со стандартными, и уникальные методы и средства достижения цели, присущие только ей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…3
СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Досуг и его функции в современном обществе……………………5
Образование как сфера социально-культурной деятельности…....10
Художественная культура и искусство…………………….…...... 14
Физическая культура и спорт………………………………..........18
Социально-культурная реабилитация …………………………... 20
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СФЕР РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Межкультурное сотрудничество и коммуникация………………... 23
Тенденции и перспективы развития в сферах реализации социально-культурной деятельности………………………………………….…..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……….….…..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….……….….......36
Выделяют общие (базовые) и частные принципы. К общим (базовым) относятся зафиксированные в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН (1970) принципы международного права, распространяющиеся не только на политические и экономические, но и на социальные и культурные отношения и связи между государствами: запрещение угрозы силой и использования силы; уважение государственного суверенитета: невмешательство во внутренние дела; равенство и право на самоопределение; мирное разрешение споров; обязательное исполнение обязательств.
Частные (специальные) принципы сформулированы в Декларации принципов международного культурного сотрудничества ЮНЕСКО (1996) и включают в себя: равенство культур государств, народов, наций, народностей, национальных и этнических групп; служение культуры делу мира; взаимовыгодность культурного сотрудничества; обязательность защиты культурных ценностей во время мира и во время войны.
В
настоящее время множество
Государствам- членам ООН предложено в ходе десятилетия уделять больше внимания деятельности по пропаганде культуры мира и ненасилия, содействовать любым поощряемым формальным и неформальным её проявлениям, на местном, региональном, национальном и международном уровнях развивать партнерские отношения и обмен информацией, участвовать в проведении специальных крупномасштабных мероприятий, отвечающих интересам человечества, грядущих поколений.
Человечеству предлагается единственно возможный альтернативный путь перехода от логики силы и страха к логике разума и доброжелательности во всех сферах общественной деятельности.
Несколько характерных черт, отличающих программу культуры мира и ненасилия от предшествующего практического опыта в области миростроительства:
1) это не просто кратковременная кампания, а длительный, рассчитанный на многие годы процесс, требующий продолжительной, разнообразной по форме и содержанию настойчивой работы;
2) миротворческая деятельность, в отличие от многих других общественных практик, характеризуется полисубъектностью, много-уровневостью, вторжением в самые сокровенные секторы общественных отношений - экономических, политических, культурных, социальных;
3) программу культуры мира и ненасилия нельзя эффективно реализовать в одной, отдельно взятой стране, в отрыве от процессов, происходящих в регионе или мировом сообществе в целом.
Сутью и смыслом доктрины культуры мира должна стать выработка такой системы, которая с максимальной полнотой и в реальных масштабах времени могла бы обеспечить возможность представителям различных национальностей:
1) самоидентифицироваться как носителям своей национальной культуры, уклада жизни своего народа, его традиций, норм и ценностей;
2) создать условия для их вступления в равноправный диалог с инокультурным окружением;
3) включиться в современные общемировые культурные процессы.
Культуру мира целесообразнее рассматривать не как учебную дисциплину, рассчитанную на преподавание в образовательных и академических учреждениях, не как систему региональных центров на местах, осуществляющих принятые ими собственные локальные программы мероприятий по культуре мира, не как ограниченную временными рамками информационно-просветительной кампании, обладающей мощными средствами и каналами трансляции, а прежде всего в качестве крупнейшего межнационального социально-культурного института нормативного типа, который представляет собой совокупность норм, идей, взглядов, традиций, принципов, отношений, которыми руководствуются отдельные страны и народы в своей общественной практике в области миротворчества и миростроительства.
Сферами реализации принципов и идей культуры мира и миротворческой деятельности являются: образование, культура и искусство, досуг и досуговая деятельность, физическая культура и спорт, средства массовой информации и общественные связи, социально-культурная реабилитация незащищенных групп населения и др.
Педагоги разных стран говорят о необходимости баланса в популяризации и освоении традиций и опыта разных культур.
Подрастающему поколению, незнакомому с иными культурами, кроме своей, грозит вкусовой эгоцентризм, склонность судить о других культурах по собственным стандартам. Отсутствие взаимопонимания, связанное с элементарной поликультурной неграмотностью, может обернуться проявлениями культурной нетерпимости, враждебности и даже действиями антикультурного агрессивного характера.
Педагоги московского Центра творческо-эстетического центра «Гармония» считают, что поликультурное воспитание и образование детей можно начинать с раннего возраста, но при этом доминирующими должны быть отечественные культурные традиции. Основное время в работе Центра отводится освоению фольклора, сказок, истории христианства, проведению детских праздников музыкально-поэтического и изобразительно-театрального характера.
Педагоги в школах США, Англии и ряда других западных стран на собственном опыте убеждаются в эффективности поликультурного образования, в уменьшении разногласий между учащимися разных национальностей и в устранении проблем в общении.
Ученые и практики отмечают важную роль социально-культурного посредничества в достижении взаимопонимания между культурами. Посредники, выступающие в качестве многочисленных субъектов социально-культурной деятельности, являются по существу связующим звеном между культурными системами, давая людям возможность познакомиться с иной культурой, переводя её ценности на язык, доступный восприятию.
Попытки утвердить концепцию культуры мира в глобальном масштабе останутся бесплодными, пока не будет достигнуто гармоничное воспитание альтернативных культур каждым человеком и в каждой отдельно взятой семье. Сама идея культуры мира станет всеобщей только после того, как её примет значительная часть людей, образующих мировое сообщество.
Формируя общемировую межнациональную культуру, необходимо иметь в виду, что основополагающую роль в этом процессе играют такие социальные институты, как семья и школа.
Культура мира начинается с культуры в собственном доме. Семейная политика становится неотъемлемой частью политики государств мира, а культура брачно-семейных отношений - частью мировой культуры.
Не менее важная роль в обеспечении гармонизации национальных культур с идеей общемировой культуры принадлежит современной школе, социально-культурному институту образования. Все этносы должны получить равные возможности для удовлетворения образовательных потребностей, в то же время каждый этнос и этническая группа требуют особого внимания, специфического дифференцированного подхода.
Стержнем воспитания в такой школе является патриотизм, основанный на национальной идентичности каждого, диалоге и взаимопроникновении культур народов, их взаимном обогащении.
Осмысление
понятия «культура мира»
К характерным чертам культурной экспансии исследователи относят: перенесение образа жизни и потребительских ориентаций стран-«агрессоров» на другие территории, насаждение «своей» культуры как универсальной, исключающей вклад других культур; стремление достичь политических целей, используя культурные связи; развитие одностороннего потока информации - от «центра» к «периферии», от крупнейших монополий в области социокультурного бизнеса (шоу-бизнес, СМИ, индустрия развлечений и т.д.) к многочисленной аудитории зрителей, слушателей, читателей в других странах; формирование в этих странах социально-культурной элиты, которая способствует утверждению ориентации и укреплению влияния стран-«агрессоров».
Практика социально-культурной деятельности на мировом уровне наполнена проявлениями культурной экспансии.
Распространение в пределах той или иной страны чужеродного для нее типа культуры, которая никак не интегрируется с собственной культурой, не обогащает её и остается обособленным придатком, существенно ослабляет культурную конкурентоспособность данной страны в мировом культурном пространстве. Существенно ослабляются ее возможности для вывода своих этнокультурных технологий на общемировой уровень.
Многочисленная сеть социально-культурных институтов представляет собой фундаментальную базу для разработки и реализации региональных программ в рамках доктрины культуры мира и ненасилия, расширения контактов в информационном и образовательном пространстве (телевидение, радио, пресса, международный книгообмен, Интернет, школы, средние специальные и высшие учебные заведения и др.). Культурное сотрудничество возможно в различных видах и жанрах искусства в области досуга и развлечений (туризм, спорт) и т. д.
В
качестве субъектов и партнеров
в сфере международного культурного
сотрудничества выступают международные
организации и, прежде всего, Организация
Объединенных Наций по вопросам образования,
науки и культуры (ЮНЕСКО), созданная в
1945 году, множество международных, межгосударственных,
межрегиональных ассоциаций, союзов, советов,
обществ и других организаций, работающих
в области культуры, науки, образования,
туризма, спорта, искусства, а также правительственные
и неправительственные учреждения и организации
в каждой из стран.
2.2
Тенденции и перспективы развития в сферах
реализации социально-культурной деятельности.
Способность видеть перспективы, исходя из тенденций развития, становится главным вопросом, так как от этого зависит правильность выбранных решений, которые способны повлиять на социокультурную ситуацию - в целом и - на отдельные её части.
В современном мире с его темпами развития ни одно государство не может обойтись без прогнозирования. Для того, чтобы спрогнозировать социокультурную ситуацию, необходимо учитывать множество факторов.
Сферы реализации социально-культурной деятельности активно развиваются. Каждая из них движется в своем направлении.
Сфера досуга, например, развивается наиболее активно - об этом говорят социологические исследования. Было установлено, что существенное влияние на содержание и формы культурной деятельности в сфере досуга оказывают принадлежность человека к определенной социальной и национально-этнической группе, его культурная ориентация, условия и образ жизни, предшествующий опыт досуговой деятельности, информация о возможности удовлетворения досуговых потребностей. Национальные особенности и элементы этнической культуры накладывают отпечаток на досуговое поведение людей.
Существуют определенные различия между традиционной сельской досуговой культурой и содержанием социально-культурной деятельности городских жителей, но сегодня, когда средства массовой информации, мода, музыка и другие «городские ценности» глубоко проникли в село и стали частью их досуга, ситуация меняется.
Отсюда можно сделать вывод, что в этой сфере различия в досуговых потребностях и культурных предпочтениях жителей села и города ощутимо исчезают, то есть постепенно стирается грань между разными группами населения, и досуг людей становится более однородный.
Если говорить о сфере образования, следует отметить, что именно эта сфера становится все более и более актуальной, ведь это необходимое условие формирования дальнейшей профессиональной карьеры специалиста.
Система образования должна не только отвечать реалиям сегодняшнего времени, в том числе учитывая глобализацию мира, но и ориентироваться на будущие потребности общества. Исходя из этого, систему образования ждут большие изменения, в противном случае вся система окажется в очень сложном положении.
В условиях коренного изменения всего стиля жизни страны происходит возрождение интереса к национальным корням, традициям, где личность может найти привычную систему ценностей и ощутить себя включённой в вековую традицию.
Физическая культура и спорт в наше время получают все большую популярность у молодёжи, но, к сожалению, пока наше государство не запретит рекламу пива и сигарет, которые формируют в сознании подростков, что досуг без алкоголя и курения - это не отдых, результаты останутся не утешительными.
Особое
внимание должно быть обращено на сферу
культуры. Эта область является чрезвычайно
сложной и тонкой, поскольку культура
и искусство есть единство многообразия:
общего и индивидуального, уникального
и массового, изменчивого и неизменного,
рационального и
Для всех сфер реализации социально-культурной деятельности общей тенденцией является увеличение разнообразия запросов населения для приложения своих сил, талантов, способностей. В перспективе это увеличит рынок сбыта и предложения в непроизводственной сфере потребления. Ускорение и расширение масштабов обмена информацией практически со всеми странами мира ведёт к тенденции быстрого освоения зарубежного опыта в социально-культурной деятельности. Эта тенденция в перспективе имеет и положительные, и отрицательные последствия. Например, постсоветское культурное пространство всё более подвергается культурной эрозии под влиянием сетевых информационных структур глобального сообщества. Молодёжь, в своём стремлении к познанию, но при отсутствии внятных ориентиров, становится легкой добычей нечистых на руку дельцов, недружественных влияний, опасных для психики и здоровья объединений и сект. Поэтому использование чужеродных продуктов культурной сферы требует не только избирательности, но и объективной оценки Задача состоит в том, чтобы войти в мировое сообщество, не отрываясь от собственных корней, от национальных и культурных особенностей.
Информация о работе Сферы реализации социально-культурной деятельности