Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 19:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социология".
Субъективизм Лаврова и всей российской школы определялся тем, что он совершенно иначе, чем представители западной социологии, смотрел на проблему взаимозависимости и взаимовлияния человека и общества. По мнению Лаврова, индивид является реальной движущей силой общества. Хотя ход истории и определен объективными законами, индивид по-своему интерпретируя исторический процесс ставит свои цели и средства, трансформируя объективно необходимое в акт собственной воли. Лавров отвечал, что личность всегда имеет право и обязанность изменить существующие формы, сообразно своим нравственным идеалам, имеет право и обязанность бороться за то, что она считает прогрессом.
Лавров был первым российском социологом, который дал определение предмету социологии. По Лаврову, "Социология есть наука исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями, и поэтому охватывает, с одной стороны — все животные общества,
8. Общество, как главная категория социологии. Теории обществ.
В широком социологическом смысле общество - это мировое сообщество, или мировая система, подразумевающая все человечество как целое. Под мировым обществом понимается некая планетарная социальная система, объединяющая все население Земли, имеющая наднациональные органы управления, универсальные для всех стран правила политического, экономического и культурного взаимодействия. В таком обществе действуют не внутринациональные, а международные отношения. Общество в узком смысле обозначает совокупность людей, проживающих исторически длительное время на одной и той же территории, создавших собственную культуру и политическую систему управления. Общество в третьем значении - как сообщество, союз или ассоциация (например, Общество любителей чтения) - в строгом смысле социологической категорией не является, поскольку нарушается один из неотъемлемых признаков общества в социологическом значении: не являться частью более общей системы.
Сегодня социологическая мысль, выделяя существенную взаимосвязь между общиной и обществом, выдвигает ряд теорий. В целом в их основе лежат три гипотезы:
9. Общество и его системные признаки.
Признаки системности общества: Общим для многих интерпретаций общества является характерный для современной науки системный подход. Общество мыслится как целостная динамическая система. Система это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией и образующее целостное единство. Общество с позиций философии и социологии представляет собой сложную систему, поскольку, характеризуется рядом признаков. Наиболее простым признаком общества как системы является его качественная обособленность, т. е. способность быть автономным явлением, отличным от других явлений природы. Вторым необходимым признаком системности общества является гетерогенность строения, которая означает, что данная система не только выделяется среди прочих объектов, но и сама состоит из автономных частей. Третьим признаком общества как системы является то, что все его части взаимосвязаны, что проявляется в некоторых интегральных свойствах системы., Таким образом, общество как система выделяется относительно других явлений, состоит из взаимосвязанных частей и обладает интегральными свойствами, которые отсутствуют у отдельных его частей.
10.
Концепция постиндустриального
общества Дэниела
Белла
11. Общество в 20ом веке? Какое будущее нас ожидает?
Итоги, прямо скажем, очень печальные. Существующие вроде бы для безопасности и нормальной жизни людей, для защиты их от преступников государственные структуры сеют вокруг себя, как правило, разруху и смерть, многократно превышающие своими масштабами все последствия "обычной" (т.е. негосударственной) преступности. По приблизительным общемировым статистическим данным, жертвами "обычных" убийц становятся от 200 до 300 человек на миллион жителей в год. (Эти цифры, выведенные из разных источников, скорее слегка завышены, чем занижены). Несложные арифметические подсчёты показывают, что такие убийцы с начала 20-го века (среднее население Земли в этом веке -- около 3,5 миллиарда) отправили на тот свет во всём мире примерно от 70 до 100 миллионов человек.
Примерно столько же людей за это же время было уничтожено государственными структурами лишь на территории бывшего СССР. А если к этому количеству прибавить истреблённых в 20-ом веке жертв бесчисленных актов государственного террора и геноцида (в том числе и организованных государствами войн) во всём остальном мире, то получится, как минимум, около полумиллиарда человек (жертвы двух мировых и множества более мелких войн, жертвы террора и геноцида от Китая, Камбоджи и Бангладеш до Турции, Германии, Руанды, Кубы и т.д.). К этому количеству нужно прибавить ещё огромнейшее число тех, кто умер от голода и болезней вследствие нищеты, которая, в свою очередь, явилась следствием грабительских государственных налогов, пошлин, конфискаций, девальваций и всевозможных запретительных мер в экономике.
Это число очень
трудно подсчитать, но очевидно, что
оно вполне сопоставимо с вышеназванным
количеством явных жертв
Причём, в этом кровавом занятии замешаны даже вроде бы самые цивилизованные государства. Например, в США в годы второй мировой войны всех японцев помещали в концлагеря исключительно за их национальность, при этом, конечно, было много жертв. Сегодня к большому количеству жертв приводит, например, воинская повинность -- в тех "цивилизованных" государствах, где она сохраняется. Кроме того, тысячи людей ежегодно гибнут на границах Запада лишь за то, что пытаются "нелегально" туда иммигрировать (т. е. осуществлять своё естественное право на передвижение по созданной Богом или Природой -- но не государствами -- Земле), скрываясь, как правило, от ещё более зверских государственных режимов. Например, на границе США с Мексикой, по официальным данным, ежегодно убивают более 300 человек. Подобные разнообразные примеры государственной "цивилизованности" можно приводить очень долго, но большинство государств обычно даже не именуют цивилизованными ввиду их явной террористической сущности. Причём, речь здесь идёт лишь о наиболее, так сказать, цивилизованном 20-ом веке. А можно углубиться и в прошлые века с их инквизицией, работорговлей, крепостничеством, царями-палачами (даже в самом буквальном смысле, как, например, Пётр 1-ый), истреблением многих народов (американских индейцев, кавказских горцев и др.), бесчисленными войнами, пыточными казематами и прочими "прелестями" государственности. Так что, кровавый 20-ый век в этом смысле вовсе не является исключением. Итак, готовьтесь к худшему, но надейтесь на лучшее! С 2010 по 2012 гг. рухнет русскаякультура. Страна и народ подвергнутся небывалому «сжатию». Из России уйдет религиозность и пассионарность. Власть окрепнет, но народ и правящие элиты испытают внутренний ужас осознания бездны. Будет дан старт «новой экономике» государственного регулирования. Сменится структура власти, из жизни уйдет лидер страны, с именем которого будут связаны значительные «поворотные» исторические события. Не исключается изменение конституции РФ. Возможно восстановление братского союза России с Казахстаном, Туркменистаном Вероятен перевод рубля из USD в золото и юань перед мировым финансовым кризиссом
12. Прогре́сс (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположность — регресс. Социальный прогресс - глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.
Регре́сс (лат. regressus — возвращение, движение назад) — переход от более высоких форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему; противоположность прогрессу.
13. . Проблемы современного Российского общества?
Геноцид народа
Разрушение традиционной культуры, растление
Проблемы национальной безопасности,
развал армии
Приватизация, продажа земли и ресурсов
Российские экономические проблемы и
перспективы
Развал науки и образования, «утечка мозгов»
Власть
Проблемы национального самосознания
Тоталитарные секты и культы
14. Человек и общество особенности взаимодействия?
Согласно Марксу человек - это прежде всего homo faber, человек производящий. Производительный труд - вот что отличает человека от животного. Человек отличается от животного тем, что не столько приспосабливается к окружающему миру, сколько его приспосабливает к себе. Вместе с тем труд связывает человека с природой. Благодаря труду в ходе исторического развития люди все больше овладевают природными ресурсами. Но вместе с тем, по мере овладения этими стихиями, созданные самими людьми производительные силы и общественные отношения все более противостоят им в качестве внешних, чуждых, враждебных для них сил. Происходит отчуждение человека от созданных им самим сущностей. Человек оказывается отчужденным от результатов своего труда, от процесса труда, от общества и от самого себя.
Для того, чтобы изначально положительные родовые качества человека проявились, необходимо коренным образом преобразовать общество. В будущем коммунистическом человечестве человек, преодолевая отчуждение, вернется на новой, более высокой ступени к своему исходному и в то же время подлинному состоянию. Отличие же этого, нового "золотого века" от первобытного заключается в том, что здесь "неотчужденность" базируется не на низком уровне производительных сил и ограниченности отношений людей между собой и с природой, а, наоборот, на безграничном росте производительных сил, на всемогуществе человека и невиданном изобилии.
Эта концепция человека, непосредственно перерастающая в утопию, составляет своего рода постоянный фон научных изысканий Маркса. Последние, однако, нуждались в менее абстрактных постулатах и категориях. Поэтому Маркс формулирует тезис о социальной сущности человека и обращается к ее изучению. Один из наиболее важнейших его "Тезисов о Фейербахе" гласит: "... Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений" . Важно иметь в виду, что это не психологический, а именно, к природе человека вообще, поскольку речь идет о совокупности всех общественных отношений.
Его трактовка взаимоотношений общества и индивида базируется на понимании взаимозависимости, взаимодополнительности и взаимопроникновения этих сущностей. В интерпретации Маркса общество представляет собой систему связей и отношений между индивидами, образующихся в процессе деятельности, прежде всего - трудовой. "Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг с другом" , - писал он. Общество в его понимании - это "продукт взаимодействия людей"; при этом люди не свободны "в выборе той или иной общественной формы" .
С точки зрения марксистской социологии общество предстает прежде всего как система отношений: экономических, политических, правовых, нравственных, религиозных и др. В данном случае в основу классификации общественных отношений положено их социальное содержание. Если же исходить из их субъектов, то можно выделить отношения между социальными группами, в том числе классовые и национальные отношения, а также отношения между людьми города и деревни, умственного и физического труда, семейные отношения, отношения между личностью и обществом, личностью и социальной группой, коллективом, межличностные отношения.
Все общественные отношения органически связаны между собой и выражают взаимозависимость и взаимодействие людей, находящихся в прямом и косвенном общении друг с другом. Объективной основой данных отношений и их взаимосвязи являются прежде всего общественное разделение труда и развитие различных видов деятельности людей. Так или иначе, но в марксизме за исходный пункт в исследовании общества берутся не просто индивиды, а их социальные связи и отношения, опосредующие различные виды деятельности. Общество, по словам Маркса, "выражает сумму тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу" . Структура общества предстает как структура (взаимосвязь) присущих ему общественных отношений.