Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 11:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
1. Объект, предмет, задачи и функции социологии. Социология - учение об обществе. Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками. Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа. Социальные общности - это все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами. Социология - это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют. Функции социологии. 1. Познавательная. 2. Прогностическая. 3. Управленческая. 4. Ценностно-ориентирующая человека. 5. Мировоззренческая. Социальные институты: 1)экономические-служат для произв-ва распределения товаров и услуг 2.) политические- регулируют осущ-е власти и доступ к ней 3)институт семьи- регулирует семейно-брачные отн-я 4)институт культуры- связано с религиозно-научной и художественной деятельностью
|
2. Структура социологического знания. В настоящее время в соц-ии выделяются три уровня познания. 1)Макроуровень. В рамках этого уровня изучается общество как целостная система, как единый организм, состоящий из множества частей. Макросоц-ия изучает: структуру общества, хар-р изменений общества. 2)Мезосоциология, или соц-ия среднего уровня - исследовать, имеющиеся в обществе группы людей, такие как классы, нации, поколения, а так же созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства, и т.д. Более 100 институтов. 3)Микросоциология — третий уровень изучения общества. Самое главное понять, познать деятельность отдельного чел-а, мотивы, хар-р действий, стимулы и препятствия… За прошедшее время соц-ия превратилась в очень сложную структуру. В организационной структуре социологии как науки существует три независимых уровня: 1. уровень фундаментальных исследований, задачей которого является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы; 2. уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных проблем на основе существующих фундаментальных знаний; 3. социальная инженерия — уровень практического внедрения научных знаний. Соц-ия разделяется на теоретич-ую и эмпирич-ую. Теоретич-ая соц-ия — это совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты соц развития общества и дающие их интерпретацию. В теоретич-ой соц-ии отсутствует ядро, которое бы оставалось стабильным со времени ее основания. Теоретич-ую соц-ию трактуют как науку о человеке и обществе. Соц-ия включает в себя такие уровни знания, как социальная философия, теоретическая соц-ия и др. Существует соц-ия религии, культуры, политики, и экон. соц-ия и этносоциология, изучающая нации и народы, соц-ия конфликта, соц-ия молодежи и т.д.
|
4.Функции социологии. 1.) Теоретически-познавательная – т.е. соц-я накапливает знания, систематизирует их и стремится составить наиболее полную картину соц. отношений. 2) Описательная- систематизация, описание исследований в виде различного рода научных отчетов и т.д. 3) Прогностическая – выдача соц. прогнозов 4) преобразовательная – т.е соц-я не только описывает прогнозы, но и преобразует их явление в ту или иную сторону К.Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явления, необходимые для общественного развития и прогресса. М.Вебер разработал общественную социологическую теорию. Одним из центральных пунктов теории явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе – социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества). Э.Дюркгейм – основатель французской социологической школы. Он стремился прежде всего к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций. Э.Дюркгейм считал, что существование и закономерности общества не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он назвал «коллективным сознанием». Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Таким образом, «Первым социологом, давшим узкую трактовку социологической науки, был Э.Дюркгейм. С его именем связан переход социологии от науки, тождественной обществознанию, к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, то есть самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук – политэкономии, философии, истории и других.» |
6 методы социологии Соц. исследования - это
система теоретических и Разновидность соц. исследований 1 по типу логических задач, к-ые решаются в ходе исследований:
2 по отн-ю к объекту исследования:
3. по заказчику а) гос. Бюджетные (вузы, прав-во) б) хозяйственно-договорные ( ЧП, ИП) 4. по срокам поведения
Программа соц. исследования программа состоит из 2х разделов:
А) формулировка проблемы выделения объекта и предмета б) определение цели и задач исследования в) уточнение основных понятий г) формулировка рабочих гипотез
|
7 Этапы выборочного исследования. Задача любого социологического исследования выявить причинно следственную связь между какими-то фактами. 1. Для этого выдвигается 2. Любое исследование имеет под
собой теоретическую 3. Различают 2 вида переменных в исследованиях - независимую, т.е. ту которое является причиной какого-либо факта. - зависимая, которое зависит от предыдущей. 4. Для решения выделяется группа
респондентов, но вначале определяется
генеральная совокупность, т.е. социальная
группа или общность, которая
будет исследоваться. Из этой
группы выделяются респонденты, Выборочный метод - метод получения информации, основанный на изучении небольшой части потенциальной совокупности объектов (генеральной совокупности), выводы которого затем распространяются на всю совокупность объектов. Проектирование выборки * Определение границ и состава генеральной совокупности (сплошное или выборочное исследование) * Определение типа выборки ( * Определение объема выборки * Расчет предельной ошибки * Определение технологии отбора объектов Репрезентативность (представительность) - свойство выборки отражать характеристики генеральной совокупности. |
8 Социальная мобильность и социальная стратификация теории соц стратификации. Соц стратификация – это процесс и результат дифференциации общества на различ соц-ые группы, отличающиеся по своему общественному статусу. Деление на страто: профессии, доход, собственность, участие во власти, образование. Соц стратификация имеет иерархический хар-р, закрепляется и поддерживается соц институтами, постоянно воспроизводится. Виды по стратификации: 1) элементарные группы 2) кумулятивные 3) конгломераты. Кумулятивные делятся на: солидарные и антогонистичечкие. Класс – совокупность лиц, сходных по профессии, имущественному положению, объему прав, имеющие общие интересы. Соц стратиф-ия носит хар-р: 1) экономический 2) профессиональный 3) политический. Стратификационная система общества – это дифференциация соц ролей и позиций, обусловленная разделением труда и господствующей в обществе системой ценностей. Три критерия стратификации: 1) кач-во – это предписание личности опред-ой характеристики 2) исполнение – оценка деятельности личности сравнительно с другими 3) обладание внутренними, присущеми качествами (способности, талант, гениальность). Социальная мобильность. Наибольший вклад в исследования внес Сорокин, считал, что общество огромное соц. пространство, в котором люди перемещаются как физически, реально, так и условно во мнении окружающих и своем собственном. Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил в него иной смысл, чем был до этого — совокупность всех членов общества, как целое. Сорокин указал основные каналы (лифты), с помощью которых люди меняют свое положение — главным образом за счет образования, армии, церковь, бизнес. Социальная мобильность - это перемещ-е личности, или целой соц-ой группы из одного соц-ого страта в другой, изменение места в соц-ой структуре. Виды мобильности: 1) вертикальная – это понижение и повышение соц статуса. 2) горизонт-ая моб – перемещ-е людей в рамках одного соц-ого уровня. Причины моб-ти: осуществления принципа распределение благ, пропорционально заслугам каждого его члена. Если высшие страты не обновляются, то в них накапливается дебильный материал. Из низших страт постоянно должен идти приток в высшие. Миграция – это перемещение физическое в пределах общества. Эмиграция это переход в другое общество. Миграция бывает: творческая и вынужденная. Соц. мобильность является положит-ым явлением и свойственно демократическим, динамическим обществам. Исключением является ситуация, когда в состоянии динамического движения, резкой мобильности нах-ся все общество - это означает кризис, неустойчивость. |
9. Основные виды опросов: 1. Анкетирование – метод опроса, при котором респондент самостоятельно заполняет опросник (анкету), т. е. общение между исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации опосредуется анкетой. Анкетирование подразделяется на групповое и индивидуальное. Анкета, как правило, анонимная (за редким исключением: например, при проведении прикладных исследований на предприятиях, когда важно выяснить личное мнение каждого работника, анкета может содержать сведения о фамилии и имени респондента, разумеется, с его личного согласия и при условии, что эта информация не будет использована против него), заполняется респондентом самостоятельно. 2. Интервьюирование – способ опроса, при котором опросник (бланк интервью) заполняется со слов респондента, т. е. использующий в качестве источника информации вербальное взаимодействие (путем беседы) исследователя (интервьюера) с респондентом. Классифицировать интервью можно разными способами в зависимости от выбранного основания. По форме интервью бывает: · неформализованным (нестандартным), когда ни вопросы (их формулировка, последовательность, качество), ни предполагаемые ответы не определяются заранее перед интервью; · формализованным (стандартизированным), когда формулировка вопросов, их порядок, количество и перечень возможных альтернативных ответов, их кодировка и форма записи предусматриваются заранее и строго фиксируются в своем единообразии. |
10 Макро- и микросоциология семьи. Макро- и микро- социология семьи подразделяется прежде всего по уровню объекта изучения. Макросоциология семьи изучает социальный институт семьи со стороны эффективности выполнения им функций по отношению к обществу. Она исходит из посреднической роли семьи в конфликте личности и общества, в <профилактике> индивидуализма и тоталитаризма. В сохранении семьи, обоюдной заинтересованности в ней личности и общества социология видит средство от сползания к тоталитарности и эгоцентризму. Микросоциология семьи фокусируется на уровне семейно-групповом. Семья берется как малая группа, но не одна какая-либо семья , а семья отдельная. Микросоциолог как анатом, препарирующий отдельный организм, и получающий представление о строении и функционировании данного вида, также пытается найти нечто общезначимое в жизненных историях семей, в многообразии семейного поведения. Используя биографический подход можно анализировать семью по стадиям ее жизненного цикла от возникновения до распада, но в контексте всей совокупности семей. Описание отдельных случаев при такой перспективе, когда одновременно учитывается все пространство семейных событий от <старта до финиша>, позволяет определить весь спектр семейных судеб и статистически выявить наиболее типичные конфигурации жизненных историй семей Семья и брак как социальные институты общества. Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. Функции семьи. Репродуктивность Хозяйственно-потребительская Воспитательная Восстановительная Социологи и антропологи
сравнивают семейную структуру в
разных обществах по 6 параметрам: форме
семьи, форме брака, образцу распределения
власти, выбору партнера, местожительства,
а также происхождению и |
1.Объект, предмет, задачи и функции социологии 2.Структура социологического знания 4.Функции социологии 6. методы социологии 7 Этапы выборочного исследования.
8 Социальная мобильность и 9. Основные виды опросов: 10 Макро- и микросоциология семьи |