Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 23:45, шпаргалка
Работа содержит полные ответы на вопросы по дисциплине "Социология" для экзамена.
То есть группа — совокупность людей, где:
Ряд теорий на стыке социологии и психологии, раскрывающий механизм внутри группы: например, группа с четным количеством членов менее устойчива, чем с нечет, как для дружеских взаимоотношений, так и для принятия решений, особенно для решений управленческих задач. Для мозговой атаки собирают группу из 5 человек.
Теория групповой динамики определяет как возникает групповая иерархия. Это необходимо для создания групп совместных действий. Типология:
Фрейд считал, что индивиды образуют группы и остаются в них отчасти потому, что у них формируются чувства преданности и покорности лидерам группы. Согласно теории Фрейда это происходит не потому, что лидеры обладают какими-то особыми чертами, но обусловлено тем, что члены группы отождествляют лидеров с могущественными, богоподобными личностями, какими в детстве казались им их отцы.
Разновидностью малых групп являются первичные группы. Термин «первичные группы» был введен в социологию Кули. Отличительным признаком этих групп, по Кули, является непосредственный, интимный, межличностный контакт ее членов. Эти группы характеризуются высокой степенью эмоциональности контактов и тем, что именно в них индивид получает первый опыт социального единства. Примером являются: семья, школьный класс, студенческая группа, группа друзей, спортивная команда и т.д. Через первичную группу осуществляется социализация индивида, освоение ими образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Можно сказать, что она выполняет роль первичного связующего звена между обществом и человеком. Через нее человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям, посредством ее участия в жизни общества. Основным объектом социологии с т. зр Кули являются малые группы (семья, соседи, школьный коллектив, спортивный и т.д.), в недрах которых и осуществляются основные социальные связи. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами группы, постоянно сопоставляя себя с ними. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения. Человек становиться человеком благодаря его взаимодействию с другими людьми именно в рамках малых первичных групп.
Вторичная группа образуется из людей, между которыми сложились лишь незначительные эмоциональные отношения. Их взаимодействие подчинено лишь достижению определенных целей. Основными типами вторичных групп являются большие группы, например, полит. организация.
Группы, объединяющие людей, которые связаны общим делом или общим интересом имеют многообразную классификацию. Типы групп назначения — аудитория, экипаж.
Есть понятие «референтная группа» — это группа, с которой остальные берут пример. Например «золотая молодежь». Это группа наиболее уважаемых членов коллектива поведение, стиль жизни которых является стереотипом для подражания.
Богардус
составил тест, шкалу, которую назвали
шкалой Богардуса. Она стала обязательной
для тестирования многих профессий, чтобы
определить на сколько люди стремящиеся
занять должность предполагающие контакты,
лояльные к «аутгруппам».
50.СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
Социология семьи — специальная социологическая дисциплина, которая изучает возникновение, развитие и функционирование семьи. Объектом познания является семья. Главные ее предмет — брачно-семейные отношения. Социология семьи изучает типы социальных отношений, характерных для семьи, численность и структуру семейных общностей, функции семьи, особенности семьи как социального института и малой социальной группы. Таким образом социология семьи является самостоятельной отраслью науки, представляющей собой систему знаний, которые отражают семью как целое, в единстве ее общих и особенных, количественных и качественных, статистических и динамических сторон.
Различаются два основных направления:
В рамках исторического направления рассматривается происхождение семьи и ее развитие в различных соц.-экон. формациях. Существует множество подходов и теорий в этом вопросе. Конт понимал семью как категорию изменяющуюся, историческую и при этом считал ее основной общественной группой, которая выполняет самые важные функции. Заметный вклад в развитие теории семьи внес французский социолог Ле-Плей, который считал, что семья является единственным способом выводить дальнейшее поколения развивая добро и подавляя зло, если семья не справится с укрощением «маленьких варваров», то прежде всего пострадает общество. В течение длительного периода 19в семья рассматривалась как изначальная и самая маленькая ячейка общества и ученых интересовала не столько она сама, сколько ее отношение к государству. Энгельс особенно внимательно рассматривал эволюцию форм семьи, ее развитию от групповых форм к моногамии. Вклад в теорию семьи внес и Дюркгейм. Влияние на социологию семьи оказала теория «социальных групп» американского социолога Кули. Он ввел понятие первичных групп (семьи, соседства, детской группы), которые являются общественными первичными ячейками и характеризуются интимными, личностными, неформальными связями, непосредственным общением, устойчивостью, малыми размерами. В первичных группах происходит социаизация личности.
Во второй половине 20в происходит осознание социальной важности процессов изменения семьи. Появляется социально-психологические подходы к изучению семьи. Рассматриваются проблемы современной семьи:
Сейчас соц. исследования идут в направлениях:
Для понимания семьи
как социального института большое значение
имеет анализ ролевых отношений в семье.
Семейная роль — один из видов социальных
ролей человека в обществе. Семейные роли
определяются местом и функциями индивида
в семейной группе и подразделяются на
супружеские (жена, муж), родительские
мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра),
межпоколенные и внутрипоколенные (дед,
бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые
отношения в семье могут характеризоваться
ролевым согласием или ролевым конфликтом.
В современном обществе наблюдается процесс
ослабления семьи как социального института,
изменение ее социальных функций. Семья
утрачивает свои позиции в социализации
индивидов, в организации досуга и других
функциях. Традиционные роли, при которых
женщина рожала и воспитывала детей, вела
хозяйство, а муж был хозяином, собственником
имущества, экономически обеспечивал
семью, заменились ролевыми, при которых
женщина стала играть равную или выше
роль с мужчиной. Это изменило характер
функционирования семьи и повлекло за
собой позитивные и негативные последствия.
С одной стороны это способствовало утверждению
равенства женщин и мужчин, с другой стороны
усугубило конфликтные ситуации, снизило
рождаемость.
51.ТИПОЛОГИЯ СЕМЕЙ
Существует множество типологий семьи, т.к. типологии базируются на различных критериях (численность, функции, традиции). С т. зр численности типология семьи:
Существует типология с т. зр количества детей — малодетные, среднедетные, многодетные. Количество детей по которому судят о том, к какому типу относится семья социология временем меняется (1-2—малодетная, 3-4—средне, 5 и более — многодетная). Типология по количеству участвующих в браке: моногамия — 1ж и 1м, полигамия — 1м и много ж (у мусульман), полиандрия — 1ж и много мужчин (в Гималаях).
По распределению ролей в семье типология:
Кроме того семья как объект может быть классифицирована по:
Семья характеризуется определенной динамикой от ее возникновения, и до распада или развития. Кроме того институт семьи как и преобладающий тип семьи изменяется с развитием общества. Функции семьи (основные— репродуктивная, социализация детей, содержание детей) и функции второго плана (коммуникационная, регулятивная, накопление и передача собственности и статуса, рекреационная) в том или ином виде и объеме имеют место в семьях, в каждой семье их соотношение различно. Исторически некоторые функции отмирают, например производственная, другие функции усиливаются. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи с бесспорным авторитетом и властью отца к семье, эгалитарной, в которой мужчина перестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Роль кормильца выполняет и женщина и мужчина. Рекреационная функция семьи существовала и в 19 и в 20вв лишь в зачаточном состоянии, поскольку в рамках семьи осуществлялся не столько отдых, сколько совместное производство. Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20в изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная функция. Это привело к массовому появлению нетипичных семей. Одни ученые называют это кризисом и даже концом света. Другие же утверждают, что происходит очередной этап смены одних типов семей другими. Просто как и все другие соц. процессы этот процесс смены к концу 20в приобрел очень большую скорость. Новые типы семей, которые сейчас возникают, приходят на смену расширенной и даже нуклеарной, называют немодальной или нетипичной. Часто дети рожаются вне брака. Растет число неполных семей и семей с 1 ребенком. В современном мире женщина стала экономически независимой от мужчины, они могут самостоятельно материально обеспечить своего ребенка, поэтому неполные семьи становятся все распространенней. Для современного мира типично: