Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 14:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
1.Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни.
Социология – наука об обществе. Данный термин ввёл в науку французский учёный и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), основоположник социологии как самостоятельной науки об обществе.
Социология не ограничивалась
проблемами общества как целого, движущих
сил его развития и т.п. Она
касалась всех сторон развития общества,
в том числе проблем
С развитием общества она теряла роль единой универсальной теории общества. От неё отделились политология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика и ряд других наук. Сама она отныне развивалась как самостоятельная наука.
Предметом внимания и изучения социологии были фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма.
В своих наиболее фундаментальных положениях и выводах общетеоретическая социология выступает и как философская наука. Общетеоретическая наука исходит из философских предпосылок. Она базируется на определённом мировоззрении, в котором ведущую роль играет та или иная философская концепция. С позиции данной концепции решаются наиболее фундаментальные проблемы жизни и развития общества.
На самостоятельный характер социологии указал французский социолог Эмиль Дюркгейм. В работе «Метод социологии» он писал, что социология представляет собой объективное изучение социальных факторов.
Современная социология – это самостоятельная наука об обществе как целостной системе, её подсистемах и отдельных элементах.
Социология вскрывает
и изучает также законы общественного
развития. Её можно охарактеризовать
как науку о законах
Направления в социологии объединяют идеи объективной обусловленности развития общества природными и социальными факторами, а также закономерного характера исторического процесса.
Структура социологического знания – определённая упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся соц. системе.
Соц. представления и научные знания формируются в зависимости от ряда факторов: общество. Всё, что есть в обществе, является продуктом его развития и имеет соц. природу.
Важной частью структуры соц. знания являются знания о соц. составе населения страны и соц. структуре общества.
Ещё одна составляющая структуры соц. знания – научные представления, взгляды, теории, относящиеся к политической социологии.
Следующей стороной структуры соц. знания выступают научные представления и выводы социологов о деятельности существующих в обществе соц. институтов (гос-во, право, церковь, наука, культура и т.д.).
Уровни соц. знания:
-общесоциологические теории, или общетеоретическая социология;
-специальные социологические
теории, которые нередко
-конкретные социологические исследования.
Общесоциологические теории касаются глубинных или сущностных моментов развития того или иного общества и в целом исторического процесса.
Специальные или частные социологические теории касаются отдельных сфер общественной жизни, соц. групп и институтов.
Основные параметры
специальных социологических
Конкретные соц. исследования. Проводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений. Составляют важную роль эмпирической социологии, направленной на изучение каждодневной практической деятельности людей, её объективных и субъективных сторон.
2.Функции социологической науки.
Основные функции социологии: познавательная, практическая и идеологическая.
Познавательная заключается в исследовании соц. явлений с целью получить адекватные научные представления об их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития. Познавательная функция социологии заключается также в том, чтобы на основе анализа соц. процессов выработать научные прогнозы их дальнейшего развития в сфере материальной, политической или духовной жизни общества.
Практическая состоит в том, что бы на основе эмпирического и теоретического анализа соц. явлений и процессов разработать практически рекомендации. Важное практическое значение имеют социологические прогнозы относительно ближайшего и отдалённого будущего общества, научные предвидения развития экономики, социальной, политической и духовной сфер общества.
Идеологическая. Социология в той или иной форме выражает интересы определённых социальных групп, классов, политических партий и движений. Этого невозможно избежать, даже если поставить цель полностью избавиться от идеологического подхода. Формулируемые социологом выводы и обобщения приобретают идеологическое содержание, некий идеологический оттенок.
Функции социологии, как и структура социологического знания, указывают на её место в системе общественных и гуманитарных наук.
3.Социологическое учение О. Конта.
Основателем социологии
как самостоятельной и
Согласно такому пониманию, развитие отдельных людей как бы предшествует развитию общества.
Уровень развития отдельных людей, их деловых качеств и культуры – действительно важный фактор развития общества, решения возникающих в нём проблем.
Сами по себе эти качества ни в ком развиваться не могут. Необходимо как минимум наличие таких социальных институтов, как воспитание и образование, благодаря которым люди могут овладеть знаниями и опытом предшествующих поколений, выработать в себе соответствующие социальные качества. Необходимо включение людей в разнообразные виды общения, что бы они могли осуществлять на современном уровне производственную, политическую и духовную деятельность – писателя, художника, композитора, учёного и т.д.
Человек может играть малую или большую роль в обществе, но лишь как социальный субъект, а не как автономно развивающаяся и абсолютно свободная в своих действиях личность. Он действует на основе и в пределах общества, на базе выработанных в обществе правил и норм поведения, выполнение которых общество обеспечивает через соответствующие социально-политические и другие институты.
Он поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма.
Конт называл свою философию и социологию позитивными, поясняя при этом, что они базируются на данных науки, на научных наблюдениях. Основоположник позитивизма – одного из наиболее влиятельных и поныне направлений в области философии и социологии.
Открыт им «великий основной закон интеллектуальной эволюции человека». Согласно этому закону, познавательная деятельность людей и в целом их общественное сознание прошли через три стадии своего развития: теологическую, метафизическую и позитивную.
На теологической стадии, человеческий ум за каждым явлением природы и жизни людей усматривал сверхъестественные силы. На теологической стадии развития общественного сознания доминирует религиозная мифология.
На метафизической стадии, человеческое сознание, по Конту, больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реальные процессы внешнего мира.
На позитивной стадии, человеческое сознание в своих суждениях и выводах исходит преимущественно из научных наблюдений.
Он писал о влиянии на развитие общества климата и расового состава населения. Однако главное влияние на развитие общества оказывает, по Конту, интеллектуальная эволюция человечества как эволюция его сознания.
В учении о социальной динамике Конт характеризует развитие общества как закономерное и прогрессивное. Он указывает на большую роль в этом процессе общественного разделения труда и, политической деятельности, исследованию которой он посвятил свой труд «Система позитивной политики».
Гармония в обществе, подчёркивал он, это также наилучшее сочетание интересов разных личностей и социальных слоёв.
В гармонии общества Конт
видел основное условие его стабильности,
возможность нормального
4.Органическая теория общества Г. Спенсера.
Позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе и обществе, а также его представления об обществе как целостном социальном организме воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер (1820-1903).
Спенсер был широкообразованным учёным, одним из выдающихся умов своего времени. Создал ряд фундаментальных трудов по философии, социологии, психологии и др.
Спенсер является основателем органической школы в социологии. Суть органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов.
Спенсер рассматривал общество как организм, развивающийся по естественным, главным образом биологическим, законам.
В эволюции он выделил
следующие основные моменты: переход
от простого к сложному (интеграция);
от однородного к разнородному (дифференциация);
от неопределённого к определённом
Можно сказать, что многие суждения и взгляды Спенсера могут помочь нашим современникам глубже разобраться в содержании сегодняшней жизни. Это касается его органической теории общества как целостной системы, обоснование путей достижений социального равновесия, гармонии и стабильности, а также решения многих проблем более частного характера.
5.Теория социального реализма Э. Дюркгейма и его эволюционного развития общества.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Он
продолжил разработку теории общества
как единого социального
Дюркгейм энергично выступил против индивидуалистических и психологических подходов в объяснении явлений общественной жизни, согласно которым основную роль в поведении людей и в целом в историческом процессе играют внутренние, осознанные и неосознанные, психические факторы, т.е. влечения, желания, стремления и интересы людей. Большую роль играют непосредственная и более широкая социальная сфера. Таковы основные положения разработанной Дюркгеймом доктрины социального реализма.
Дюркгейм был сторонником разработки научного метода в социологии, заключающегося, по его словам, в рационалистическом, строго логическом, объяснении явлений общественной жизни.
Социология, пишет он, есть наука о социальных фактах, под которыми он понимал прежде всего политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями.
2 основных признака социальных факторов: их объективное существование по отношению к отдельным индивидам и их принудительное воздействие на людей.
Труды Дюркгейма сыграли заметную роль в становлении и развитии социологии как самостоятельной науки.
6.Психологическое направление в социологии. (С.Де – Роберти, Кареев Н.И.).
Психологическое направление в социологии России сложилось в 1890-х годах. Именно в это время вышли фундаментальные труды наиболее ярких его представителей Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева и других.
Главные труды Е.В. Де-Роберти (1843-1915) и Н.И. Кареева (1850-1931) касались фундаментальных проблем общественного развития - его изначальных причин и движущих сил, основного содержания и направленности, прогресса и регресса в развитии общества, роли масс и личности в истории и т. д. Все эти проблемы решались ими исходя из признания главной роли в поведении и деятельности людей их индивидуальной и коллективной психологии.