Шпаргалка по "Технологии социальной работы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 07:06, шпаргалка

Описание

1. Социальные технологии в социальной работе: понятие, сущность.
2. Специфика социальных технологий в социальной работе.
3. Технологии социальной работы как учебной дисциплины.
4. Социальная диагностика.
5. Профилактика.

Работа состоит из  1 файл

бла бла бла.docx

— 40.63 Кб (Скачать документ)

1. Социальные технологии  в социальной работе: понятие,  сущность. Социальные технологии  в широком смысле слова –  это особая область научного  знания, которая ставит и обосновывает  вопрос о том, каким образом  и в какой последовательности  возможны специфические операции  с результатами познавательной  деятельности.

В узком смысле слова понятие  «социальные технологии» имеет  два значения. Во-первых, социальные технологии – это, прежде всего, процесс  целенаправленного воздействия  на социальный объект, обусловленный  необходимостью и потребностью получения  заданного результата. В этом плане  технологичность воздействия наполнена  такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность. Исходя из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать как определенную прагматику, выстраивающую  в один ряд: 1) цель, 2) средство, 3) результат. Во-вторых, социальные технологии –  это теория, исследующая процессы целенаправленного воздействия  на социальные объекты, разрабатывающая  и обосновывающая эффективные способы  и приемы такого воздействия. При  этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Это могут  быть социальные отношения, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация. Сегодня  можно сформулировать две основные точки зрения на сущность социальных технологий. Первая точка зрения (Дж. Томас) состоит в том, что социальные технологии имеют смысл, только если вводят социальные инновации в различные  направления социальной практики. В  число инноваций, согласно данной точке  зрения, входят социальные исследования, разработка исследовательских программ, выработка моделей, социальный эксперимент, создание новых методик, технологии выработки критериев оценки эффективности. Инновации включают в себя специальные  средства, позволяющие сделать их реальностью. Реализация социальной технологии - это: 1) анализ социальной реальности, социального объекта; 2) разработку социальной технологии изменения объекта; 3) распространение (внедрение) социальной технологии; 4) исследование развития объекта  технологического воздействия; 5) оценка полученных результатов в ходе воздействия. Необходимость применения социальных технологий обусловлена тем, что  практическому действию всегда предшествует какая-либо модель, макет, проект этого  действия, т.е. возможный вариант  его реализации. Социальная технология рационализирует последовательность возможных практических действий, упорядочивает  их. Суть социальной технологии – не в том, что делать, а в том, в  какой последовательности. Наконец, согласно данной точке зрения, суть социальных технологий состоит также  в том, что необходимо проектировать  и прогнозировать не только сами практические действия, но и их возможные последствия. Таким образом, согласно данной точке  зрения социальные технологии необходимы как инструмент для внедрения  социальных инноваций в различные  направления социальной практики.Вторая точка зрения (Н.С. Данакин) состоит  в том, что существование социальных технологий связано с самой социальной действительностью (реальностью). Дело в том, что социальные технологии обусловливают протекание социальных процессов, ведь если рассматривать  социальные технологии как последовательность операций, то они и есть социальный процесс. Однако отождествление этих понятий  было бы неправильным. Суть социальной технологии, согласно данной точке  зрения в том, чтобы, учитывая все  объективные и субъективные условия, спроектировать оптимальное развитие социального процесса. Для этого  процесс анализируется с точки  зрения его вида, типа, характерных  особенностей, внутреннего механизма, сопутствующих условий, интенсивности, направленности. Таким образом, посредством  социальных технологий формируется  исчерпывающий «реестр» социальных процессов.При анализе социальных процессов их носители – субъекты, а в связи с этим – субъективные и объективные предпосылки. Установлению подлежат и организационные формы  социальных процессов. Решение указанных  вопросов напрямую ставит проблему необходимости  проектирования, так как любая  социальная технология, имеющая своей  целью проектирование и внедрение, ориентирована на технологизацию соответствующего процесса. При этом смысл технологизации социальных процессов состоит в  следующем: 1) формирование процесса, 2) придание ему целевой направленности; 3) его оптимизация; 4) обеспечение  его устойчивости; 5) создание механизма  саморегуляции; 6) обеспечение благоприятных  сопутствующих условий для развития. 2. Классификация социальных технологий.

социальные технологии –  это, прежде всего, процесс целенаправленного  воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и  потребностью получения заданного  результата.

Различают базовые и частные  тех-и.

Базовые – технологии стратегического (долгосрочного) проектирования социального  объекта. Смысл базовых технологий состоит в: 1) гармонизации индивидуального, личностного и общественного; 2) выдвижении таких целей социальных технологий, которые гуманистичны по своей природе; 3) развитии творческих способностей и  активности социального субъекта.

Частные – разновидность  форм тактико-оперативного (краткосрочного) воздействия на социальный объект. Это социальное конструирование, практически-предметное урегулирование отношений и операций, оптимизация социального взаимодействия на разных уровнях.

1) По сфере применения

А)соц-экон-е (стимулирование д-ти труда)

Б) Соц-политич. (т.проведения выюоров)

В) Соц-культурн

2) инновационность

А) традиционные (рутинные)

Б) инновационные

3) по масштабам

А) глобальные

Б) международные

В) федеральные

Г) региональные

Д) муницитальные

4) по колличественнуму  признаку

А) групповые

Б) индивидуальные

5) по временному признаку

А) краткосрочные

Б) среднесрочные

В) долгосрочные

Г) дальнесрочные

6) по содержанию

А) общие (клиентоорентированные)

Б) частные (проблемноорентированные)

 

2. Специфика социальных  технологий в социальной работе. Поиск наиболее оптимальной типологизации социальных технологий целесообразно вести не в направлении выделения частных критериев, а по пути усиления самой классификации. В связи с этим, понимая под социальным общественное, правомерно выделить следующие основные виды социальных технологий по сферному признаку: 1) правовое обеспечение функционирования общества;2) политическое административно-властное регулирование;

1) экономическое функционирование общества;

2) информационное обеспечение в средствах массовой информации,  по компьютерным связям;

3) духовно-культурное развитие.

Согласно данной классификации  технологии социальной работы есть технологии обеспечения социального функционирования всех сфер жизни общества. Под социальной работой как особым видом социального  воздействия понимается специфическая  деятельность по оптимизации жизнедеятельного существования граждан, оказавшихся  в трудной жизненной ситуации.

В узко профессиональном смысле под социальной работой понимается вид деятельности, направленный на реализацию комплекса мер, гарантированных  государством слабозащищенным и  нуждающимся в социальной помощи и поддержке категориям населения.

В настоящее время в  нашей стране идет процесс институционализации (становления и оформления) системы  социальной работы в узкопрофессиональных рамках этой деятельности. В перспективе  же сферой деятельности социального  работника, объектом его воздействия  станут не только нуждающиеся в помощи, но и социальная сфера в целом.

Отличие технологии ср от др. технологий явл. В том, что они  всегда направлены на человека (те на клиента  ср), это может быть как сам  индивид, так и группа. Человеческий фактор – определяющий. Тех-и ср – это специфический вид целенаправленной целенаправленного, последоват-го, соц-го воздействия на клиента ср, предполаг-й  оптимизацию его жизнед-ти и его  качественного изменения.

 

3. Технологии социальной  работы как учебной дисциплины.

Тех-и ср – это специфический  вид целенаправленной целенаправленного, последоват-го, соц-го воздействия на клиента ср, предполаг-й оптимизацию  его жизнед-ти и его качественного  изменения.

Когда социальная работа выступает  в форме цикла учебных дисциплин, ее технологии являют собой не только знания, но и умения информационного  и обучающего характера. В учебном  процессе по подготовке работников в  сфере социальной работы образовательные  технологии обусловлены государственными стандартами, программами, учебными планами, формами и методами обучения. В  данном случае в качестве технологий выступают такие формы обучения как лекции, практические и лабораторные занятия, курсовое и дипломное проектирование и т.п. Широкое развитие также  получают инновационные формы образовательных  технологий (рейтинговая система  контроля знаний, тестовые проверки, коллоквиумы).

Как учебная дисциплина технология социальной работы включает:         общие (общие технологии) и частные  технологические процедуры (частные  технологии). Система общих технологий – это: диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация, коррекция, консультирование и т. д, т.е технологии универсального характера, пригодные при работе с любой категорией населения. Частные  технологии социальной работы представляют собой определенные технологические  процедуры помощи конкретным категориям и социальным слоям, нуждающимся  в поддержке и помощи.

Среди частных технологий социальной работы можно выделить следующие: социальная работа с безработными; с лицами девиантного поведения; с семьями; с инвалидами; с пожилыми; с детьми и подростками; с молодежью; с малообеспеченными; с беженцами; с бомжами;

 

 

11. Социальная диагностика.

Социальная диагностика  – комплексный процесс исследования социального явления с целью  выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние  и тенденции дальнейшего развития.

Социальный диагноз –  научное заключение о состоянии  «социального здоровья» рассматриваемого объекта - основан на всестороннем систематическом  наблюдении и изучении, предполагающем реализацию следующих этапов:

1) предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;

2) проведение общей диагностики, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;

3) проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;

4) построение выводов, на основе которых делается диагностическое заключение;

5) определение диагноза, после чего – разработка конкретных программ и решений государственных и общественных организаций по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте.

 

12) Профилактика.

Принятые на основе социальной диагностики решения и рекомендации реализуются через процедуры  социальной профилактики.

Под социальной профилактикой  подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые  действия, направленные на:

1)предотвращение возможных  физических, психологических или  социокультурных коллизий у отдельных  индивидов и групп риска;

2)сохранение, поддержание  и защиту нормального уровня  жизни и здоровья людей;

3)содействие, им в достижении  поставленных целей и раскрытии  внутренних потенциалов.

Формы профилактических мероприятий  разнообразны, среди них можно  выделить следующие: 1) нейтрализующие; 2) компенсирующие; 3) предупреждающие  возникновение кризисных социальных обстоятельств 4) устраняющие эти  обстоятельства; 5) контролирующие проведение профилактической работы и ее результаты.

Профилактические мероприятия  важны во всех сферах жизнедеятельности  людей. Профилактика является обязанностью, основной составляющей повседневной работы не только лечебных учреждений, но и  всех социальных организаций при  проведении мероприятий по охране и  оздоровлению окружающей среды, соблюдению гигиенических норм и требований. Реализация задач профилактики возможна лишь при участии самого населения  и реализуется через диспансеризацию, широкое освещение мероприятий  по гигиеническому воспитанию и санитарному  просвещению.

13. Адаптация.

Понятие «адаптация» происходит от лат. слова adaptatio – приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса – это выживание человека через  приспособление организма к процессам  природной и социальной среды.

Специфичность социальной адаптации  состоит в том, что этот процесс  связан с социализацией человека, т.е. с процессом усвоения им социальных норм поведения. По существу, социальная адаптация – важнейший механизм социализации. Но если «социализация» представляет собой постепенный  процесс формирования личности в  определенных социальных условиях, то «социальная адаптация» – относительно короткий промежуток времени, в который  личность или группа активно осваивает  новую социальную среду, возникающую  либо в результате социального или  территориального перемещения, либо при  изменении социальных условий.

Процесс социальной адаптации  необходимо рассматривать на трех уровнях:

1)общество (макросреда) –  адаптация личности и социальных  слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовно-культурного  развития общества;

2)социальная группа (микросреда) –  адаптация человека или,  наоборот, нестыковка интересов  человека с социальной группой  (производственный коллектив, семья,  ученическая группа);

3)индивид (внутриличностная) – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней  позиции и ее самооценки с  позиций других индивидов.

Система социальной адаптации  включает разные виды адаптивных процессов: 1) производственная; 2) профессиональная; 3) бытовая;                          4) досуговая; 5) политическая; 6) экономическая; 7) адаптация к формам общественного  сознания (наука, религия, искусство, мораль и пр.).

Любой вид социальной адаптации  требует от человека определенных способностей. Характер и степень адаптации  во многом зависят от социальных, психологических, физиологических свойств человека и его социального развития. Но, с другой стороны, хорошо организованная профессиональная работа социальных служб  направлена на оказание содействия отдельным  личностям, группам, социальным слоям  общества на различных этапах их развития и уровня их социальной адаптации. Необходимо изучение адаптации как сложного механизма социализации личности, включающего: 1) освоение людьми новых социальных ролей; 2) формирование мотивационной  сферы; 3) восприятие индивидами себя и  своего социального окружения.

Адаптация – двуединый  процесс, в ходе которого субъект  не только испытывает воздействие со стороны социальной среды, социальных институтов, но и сам может активно  воздействовать на внешнюю среду, трансформируя  ее в соответствии со своими потребностями. Обладая сложной многоуровневой структурой и функциями, адаптация  приводит как к глубоким изменениям в сознании и поведении субъекта, так и к внесению существенных корректив в социальную среду.

Информация о работе Шпаргалка по "Технологии социальной работы"