Глава
2. История «шведского
социализма»
Шведская
модель сформировалась не так уж давно.
Еще в начале ХХ века Швеция была экономически
одной из самых отсталых стран Европы.
Материальное положение шведов было настолько
тяжелым, что четверть тогдашнего населения
(1,2 миллиона человек) эмигрировала, в основном
в США, в поисках лучшей доли. В начале
века в стране происходит промышленный
бум, в связи с открытием месторождений
железной руды и цинка развивается индустрия,
но даже к 1913 году половина работоспособного
населения была занята в аграрном секторе.
В
1914 году началась Первая мировая война.
Очень скоро после ее начала выяснилось,
что у всех воюющих стран есть две тяжелейшие
хозяйственные проблемы: нехватка многих
видов сырья и нехватка (из-за постоянных
мобилизаций) рабочих рук, а нейтральная
Швеция вполне способна частично восполнить
эти нехватки. Вот главные богатства этой
страны, остро понадобившиеся участникам
войны: древесина и всевозможные
изделия из нее, единственное в Западной
Европе месторождение высококачественной
железной руды, цинк, нитрит
и другие полезные ископаемые, наконец,
не затронутая мобилизациями квалифицированная
рабочая сила и сравнительно развитая
промышленность, которая в состоянии при
наличии спроса производить разнообразные
изделия, в том числе весьма сложные (подшипники,
приборы и т.п.). И все это буквально по
соседству с обоими враждующими блоками.
Огромные
военные заказы подняли шведскую экономику
на небывалую высоту. Еще недавно нищая
страна уверенно вышла в мировые лидеры
по производству на душу населения. За
счет колоссальных барышей, полученных
с военных заказов, уже во время войны
и в послевоенные годы значительно вырос
жизненный уровень населения и началось
введение различных социальных гарантий.
Одновременно Швеция всячески подчеркивала
свой нейтралитет. В стране даже
образовался так называемый «единый национальный
блок» под лозунгом «защиты нейтралитета
Швеции», в который вошли все политические
партии, включая социал-демократов.7
В
эти же годы Швеция вступила на путь
индустриализации.
Экономика была освобождена от пут государственного
регулирования, налоги снижены, тарифы
упразднены. Были приняты законы о поощрении
свободного предпринимательства, введена
система защиты патентных прав. Благодаря
всем этим мерам в период 1890-1950 гг. Швеция
занимала первое место в мире по темпам
экономического развития.
Промышленное
развитие бурно идет после Первой мировой
войны, но ему мешают кризисы 20-х и особенно
30-х годов, которые к тому же накаляют отношения
между трудом и капиталом. В 1932 году к власти
в Швеции приходят социал-демократы, которые
взяли курс на государство всеобщего благосостояния
– «Народный дом». Отказавшись от программы
национализации экономики и перехода
к плану, что встретило мощный отпор у
капиталистов, социал-демократы пошли
по пути перераспределения доходов
крупного бизнеса в социальную сферу при
помощи прогрессивного налога. Постепенно
была создана беспрецедентно высокая
ставка налогообложения (на сегодняшний
день крупные бизнесмены платят около
80% от дохода), и тем самым была заложена
база шведского «социального государства».
Следует
учесть, что немалую роль в экономическом
процветании Швеции сыграли объективные
обстоятельства. Она вышла из Второй
мировой войны практически единственной
европейской страной, чья экономика
не была затронута военной разрухой.
Ее производственные и человеческие ресурсы
полностью сохранились. Лежавшая в руинах
Европа, куда американцы начали накачивать
финансовую помощь, представляла фактически
неисчерпаемый рынок сбыта для шведских
товаров. Неудивительно, что шведская
промышленность и без вмешательства государства
заработала на полные обороты, в избытке
создавая рабочие места. В стране была
достигнута фактически полная занятость.
К 1950 г. налоговое бремя не превышало 21%
валового внутреннего продукта.8
Начало
«шведского чуда» связывают с 1950-ми годами,
когда заработали первые законы, открывшие
эпоху «государства всеобщего благосостояния».
С этого времени Швеция с гордостью несет
имя страны, где отлажены самые эффективные
механизмы социальных гарантий.
На
протяжении последующих десятилетий налоги
и государственные расходы быстро росли
и к середине 90-х годов достигли пика: налоги
перевалили за 50% ВВП и достигли наивысшего
уровня в Западной Европе, а государственные
расходы поглощали до 66% ВВП.
Повышение
налогов и государственных расходов
сопровождалось ужесточением государственного
контроля над экономикой, проектами “социальной
инженерии” и попытками государственного
планирования. Как и следовало ожидать,
рост государственных расходов и регулирования
привел к упадку самодеятельности населения
в связи с его растущей зависимостью от
государства. Жесткое трудовое законодательство
вызвало застой на рынке труда.9
Сверхприбыли
капиталистов крупнейших предприятий
Швеции привели к значительному накоплению
капитала в банках. Пользуясь стихией
финансового рынка, банки в свою очередь
получили возможность и стали выделять
неограниченное количество денег на различные
рискованные коммерческие операции. Больше
всего шведские банки стали вкладывать
средства в спекуляцию недвижимостью
на европейском рынке — в Лондоне, Париже
и так далее. В 1989-1990 годах были вообще
отменены какие-либо ограничения на спекуляцию.
До 10% валового национального продукта
ежегодно вывозится из страны. В Европе
шведские инвестиции были вдвое выше японских
и американских, вместе взятых.10
В этот период “шведский рай” достиг
своего невиданного расцвета. Средства
массовой информации взахлеб трубили
тогда о вечном буржуазном “рае” для
всех при достижении определенной гармонии
в развитии капитализма. Именно тогда
получил широкое распространение миф
о “шведской модели социализма” без классовой
борьбы угнетенных, без революционных
потрясений, без насильственной экспроприации
буржуазии. Однако этот миф просуществовал
недолго.
Глава
3. Современный этап
«шведского социализма»
В
1990-х и особенно в 2000-х в самой Швеции начинается
кризис «шведского социализма».
«К
1990 году начался развал рынка недвижимости
в Европе и затем наступил банковский
крах в Швеции. Цены резко поползли вверх,
а надежность шведских банков стала стремительно
падать. Множество банков, среди них был
даже государственный банк “Норд-банкен”,
стали нести огромные убытки и им грозил
крах. В этой критической ситуации на помощь
шведским банкам пришло государство. На
государственном уровне была создана
специальная “банковская неотложная
помощь”, которая, используя налоговые
бюджетные поступления, стала спасать
банки от разорения. В общей сложности
на спасение банковских финансовых спекулянтов
из государственного бюджета было потрачено
более 100 миллиардов
крон».11
К
власти приходят «правые» – выразители
интересов «крупного капитала», демагогически
играя на недовольстве шведов высокими
налогами (к положительным сторонам налогового
бремени шведы привыкли и воспринимают
уже имеющиеся блага как должное, а отрицательные
стороны все больше их раздражают, особенно
молодежь, которая не помнит, как жилось
до 1950-х гг.). Конечно, правые не решаются
начать радикальные неолиберальные реформы,
о чем капитал давно мечтает. Но под разговоры
о том, что большое налоговое бремя тормозит
развитие экономики и что солидные социальные
выплаты инициируют падение производительности
труда и рост безработицы, правые организуют
медленное наступление на социальные
гарантии. Производится сокращение пособий,
пенсионная реформа, вносятся соответствующие
изменения в трудовое законодательство.
После этих реформ, например, государство
уже не оплачивает первые три дня болезни,
а оплата последующих снижена до 75% от
зарплаты (тогда как ранее была практически
100-процентная оплата всего больничного).
Размер пенсий снижен с 65 до 55% от уровня
прежней зарплаты. Квартплата и плата
за коммунальные услуги возросла до 40%
от среднестатистического дохода, льготы
инвалидов, безработных в этой области
сокращены до минимума. Доходы рабочих
падают, зато растут сверхприбыли капиталистов.
Работодатели получили законное право
периодически вводить 10-часовой рабочий
день без оплаты сверхурочных. Число безработных
неуклонно приближается к 1 000 000 человек,
и это в стране, где менее 9 000 000 населения.12
Особой
проблемой для славящейся своим здоровым
образом жизни Швеции стал постоянный
рост болеющих граждан и "досрочных"
пенсионеров. Денег на всех больных катастрофически
не хватает. Поэтому в бюджете на следующий
год правительство заложило сокращение
пособий по болезни. Предпринимателям,
в свою очередь, предлагается взять на
себя оплату трех недель больничных вместо
существующих двух. Правительство также
собирается разработать специальное положение,
по которому пособие может быть сокращено
или полностью изъято в том случае, если
больной усиленно сопротивляется реабилитации
и возвращению на рабочее место.
Правительство
королевства понять можно. Для поддержания
в порядке системы всеобщего благосостояния
Швеции, как и другим западноевропейским
странам, необходимо задействовать всю
имеющуюся в наличии рабочую силу. Задача
- практически невыполнимая. Между тем,
очереди на операцию в больницах, нехватка
персонала для ухода за престарелыми,
проблемы в школьном образовании уже стали
реалиями сегодняшнего дня. В ближайшем
будущем в результате старения населения
ситуация может стать еще более острой.
Найти выход лишь за счет дополнительного
привлечения иммигрантов вряд ли возможно.
Их интеграция в шведское общество и так
идет весьма непросто.13
Все
это - свидетельства того, что шведская
модель стоит на пороге перемен. Впрочем,
зная осторожный характер шведов, можно
предположить, что перемены эти будут
носить постепенный и вряд ли радикальный
характер. Однако направление дальнейшего
развития видно уже сегодня - умеренное
сокращение государственных расходов,
развитие конкуренции в общественном
секторе, введение более гибкой системы
оплаты труда, а также внедрение более
устойчивой, но менее щедрой системы социальных
льгот. Если Швеция вступит в зону евро
(вопрос вынесен на всенародный референдум,
назначенный на сентябрь), процесс преобразований
может пойти еще более быстрыми темпами.
Так что вопрос скорее не в том, произойдут
ли перемены в "шведском доме", - можно
сказать, что они уже идут, - а в том, смогут
ли социал-демократы совместить реформы
с традиционными для них идеологическими
принципами. До сих пор это им удавалось.
Естественно,
по сравнению с другими странами Европы,
не говоря уже о России или странах третьего
мира, уровень социальной защищенности
шведов и сейчас сказочно
высок, но перед нами тенденция, которая
позволяет говорит многим экономистам
о «конце шведского чуда». Возможно, шведский
социализм просуществует не больше, а
то и меньше советского, уж очень он не
вписывается в неолиберальный поворот
современной западной
экономики.
Заключение
Сохранение
в будущем двух основных целей
шведской модели – полной занятости
и равенства – видимо, потребует
новых методов, которые должны соответствовать
изменившимся условиям. Лишь время покажет,
сохраняется ли специфические черты шведской
модели – низкая безработица, политика
солидарности в области зарплаты, централизованные
переговоры по зарплате, исключительно
большой государственный сектор и соответственно
тяжелое налоговое бремя, или же модель
соответствовала лишь особым условиям
послевоенного периода. Рынок труда и
трудовые отношения в 60-е годы и в настоящее
время заметно отличаются. Постоянно проводятся
реформы, и с течением времени то, что называется
шведской моделью, постоянно подвержено
изменениям. В этом и состоит процесс развития
шведской модели и возможность ее приспособления
к изменяющимся условиям.
Шведскому
капиталу выгодно сохранение внутреннего
мира в стране. Поэтому он старается
по возможности никого не обижать
у себя дома. Пока ему это более
или менее удается, что вызывает
искреннюю зависть у его конкурентов.
Из всего вышеизложенного можно предположить,
что у нас «шведский социализм» невозможен.
Кроме Швеции и двух-трех небольших государств,
модель «шведского социализма» не будет
осуществима.
Список
использованной литературы
1.
Александр Тырышкин. «Страна полуночного
солнца, где с радостью платят налоги».
– Постскриптум. Еженедельник. №1, 2005.
Ссылка через http://www.kprf.org/showthread-t_8470-page_11.html
2. Виктор
Вольский. Шведская модель — тупиковый
путь. Ссылка
через http://www.elektron2000.com/volskiy_0138.html
3. Внутренние противоречия
шведской модели «благосостояния».
А. П. Сафронов, кандидат философских наук.
Фонд социальных исследований (Москва),
эксперт.
Ссылка через http://www.rusrand.ru/Dokladi3/Safronov.pdf
4. Тэди-Ян
Франк, Коммунистическая марксистско-ленинская
партия Швеции. Закономерный крах «шведского
рая». Ссылка через http://left.ru/2000/4/Krah_Shecia.htm