Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:04, доклад
Символический интеракционизм – это теоретико-методологическое направление, анализирующее социальные взаимодействия преимущественно в их символическом содержании. Последователи этого подхода утверждают: любые действия людей есть проявления социального поведения, основанного на коммуникации; коммуникация же становится возможной благодаря тому, что люди придают одинаковые значения данному символу. При этом особое внимание уделяется анализу языка как главного символического посредника взаимодействия
Символический интеракционизм.
Символический интеракционизм – это теоретико-методологическое направление, анализирующее социальные взаимодействия преимущественно в их символическом содержании. Последователи этого подхода утверждают: любые действия людей есть проявления социального поведения, основанного на коммуникации; коммуникация же становится возможной благодаря тому, что люди придают одинаковые значения данному символу. При этом особое внимание уделяется анализу языка как главного символического посредника взаимодействия. Взаимодействие рассматривается как непрерывный диалог между людьми, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Само понятие символического интеракционизма было введено еще в 1937 г. американским социологом Г. Блумером, который резюмировал основные принципы этого подхода с позиций трех предположений:
1) человеческие существа совершают свои поступки в отношении тех или иных объектов на основе тех значений, которые они этим объектам придают;
2) эти значения возникают из социального взаимодействия;
3) любое социальное действие проистекает из приспособления друг к другу индивидуальных линий поведения. Разница между человеком и любым деятельным существом иной породы по мнению Мида включает два следующих различия:
1) все виды деятельных существ, включая и человека, оснащены мозгом, но только человек обладает разумом;
2) все другие виды, включая и человека, имеют тела, однако лишь человек обладает ощущением своей собственной исключительной и неповторимой личности.
Главными теоретиками
здесь стали Кули и Мид - представители
символического интеракционизма. Ими
был предложен новый взгляд на индивида
- рассмотрение его в рамках социального
взаимодействия.
Символический интеракционизм опирается на три основные посылки:
· Во-первых, люди реагируют
на окружающую среду в зависимости от
тех значений - символов, которыми они
наделяют элементы своего окружения.
· Во-вторых, эти значения (способ связи
явления и символа) выступают продуктом
социального повседневного межличностного
взаимодействия – интеракции.
· И, наконец, в-третьих, эти социокультурные
значения подвержены изменениям в результате
индивидуального восприятия в рамках
такого взаимодействия. "Я" и "другие"
образуют единое целое, поскольку общество,
представляющее собой сумму поведений
составляющих его членов, накладывает
социальные ограничения на поведение
индивида. Хотя чисто теоретически и возможно
отделить Я от общества, интеракционизм
исходит из того, что глубокое понимание
первого неразрывно связано со столь же
глубоким пониманием второго - в том, что
касается их взаимозависимого отношения.
Создание основ теории «Я»
Уильям Джемс (1842-1910) американский
философ и психолог, первым из психологов
начал разрабатывать
Постулат
Уильяма Джемса. В развитом обществе человек
имеет возможность выбора целей. Мы может
сами устанавливать себе цели, связанные
с различными компонентами нашего «Я»,
и оценивать успешность наших жизненных
проявлений относительно этих целей. Из
этого и вытекает "постулат Джемса":
наша самооценка зависит от того, кем мы
хотели бы стать, какое положение хотели
бы занять в этом мире; это служит точкой
отсчета в оценке нами собственных успехов
или неудача. В конечном счете, мы сами
создаем свои притязания и связываем их
с определенными уровнями личностного
развития. То, что для одного является
безусловным успехом, другой воспринимает
как неудачу.
Из этих теоретических рассуждений вытекает
один довольно проблематичный вывод, а
именно: быть лучшим в какой-то области
автоматически означает высокую самооценку
для данного индивида. Однако есть профессии,
которые в обществе котируются не слишком
высоко. Например, человек, считающий себя
самым квалифицированным мусорщиком,
вряд ли имеет при этом высокую самооценку.
Как бы то ни было, Джемсу принадлежит
первая и весьма глубокая концепция личностного
«Я», рассматриваемого в контексте самопознания;
он выдвинул гипотезу о двойственной природе
интегрального «Я»; многие его формулировки,
касающиеся дескриптивной, оценочной
и эмоциональной категориальности «Я»,
предвосхитили развитые впоследствии
представления о «Я»-концепции.
Чарльз Кули
Кули Чарльз Хортон (17.08.1864,
Мичиган, - 08.05.1929, Мичиган)- американский
социолог и социальный психолог. Основоположник
теории малых групп концепции «Зеркального
Я». Интересовался проблемами социализации.
Первоначально точка зрения Кули заключалась
в том, что индивид первичен по отношению
к обществу. Однако позже он пересмотрел
этот взгляд и в большей степени акцентировал
роль общества, утверждая, что личность
и общество имеют общий генезис и, следовательно,
представление об изолированном и независимом
эго - иллюзия (1912). Действия индивидов
и социальное давление оказывают взаимное
модифицирующее влияние. Позже произошел
дальнейший сдвиг в основах этой теории,
когда Мид пришел к выводу о том, что личность
фактически определяется социальными
условиями. Экспериментально можно показать,
что главным ориентиром для Я-концепции
является Я другого человека, то есть представление
индивида о том, что думают о нем другие.
Кули первым подчеркнул значение субъективно
интерпретируемой обратной связи, получаемой
нами от других людей, как главного источника
данных о собственном Я. В 1912 году Кули
предложил теорию "зеркального Я",
утверждая, что представления Индивида
о том, как его оценивают другие, существенно
влияют на его Я - концепцию.
Видимо, мало найдется таких людей, кому
бы ни разу в жизни не приходилось с предельной
остротой осознать свое существование
и спой собственный облик как нечто воспринимаемое
другими. В сущности, в этом и проявляется
предельно обостренное чувство Я. Человек,
который находится перед лицом любой аудитории
или которому приходится взаимодействовать
с другими людьми, может обнаруживать
различные признаки волнения, нервного
напряжения, растерянности и т.п. Но эти
эмоции в большей степени связаны с тем,
"что они обо мне подумают", чем с
реальной задачей взаимодействия. Таким
образом, Я - концепция формируется в осуществляющемся
методом проб и ошибок процессе, в ходе
которого усваиваются ценности, установки
и роли.
Джордж Мид
Мид Джордж Герберт (1863-1931) -
американский социолог и социальный психолог,
подлинный основатель символического
интеракционизма. Посмертное издание
и переиздание его лекций и статей, а также
фундаментальной работы “Разум, самость
и общество” (1934 г.) принесли ему мировую
славу. разработал теорию, в которой объясняется
сущность процесса восприятия индивидом
других личностей и развита концепция
«обобщенного другого», в известной степени
дополняющая и развивающая теорию «зеркального
Я». Мид предположил, что через усвоение
культуры (как сложной совокупности символов,
обладающих общими значениями для всех
членов общества) человек способен предсказывать
как поведение другого человекам так и
то, как этот другой человек предсказывает
наше собственное поведение.
Он объяснял развитие взаимной, межличностной
перспективы у ребенка игрой, причем такой,
когда ребенок сначала играет один непосредственно
имитируя других, а затем, когда им усвоены
правила групповой игры, проигрывая роли
участников воображаемого взаимодействия.
Это осознание «обобщенного другого»
развивается через процессы «принятия
роли» и «исполнения роли». Принятие роли
– это попытка принять на себя поведение
личности в другой ситуации или в другой
роли. Участники детских игр принимают
на себя различные роли, например, при
игре в дом (ты будешь мамой, ты -папой,
ты - ребенком). Исполнение роли - это действия,
связаны с действительным ролевым поведением,
в то время как принятие роли только претендует
на игру. Ролевая игра дает ему возможность
опробовать (или, по крайней мере, приблизиться
к этому) тип ответной реакции, вызываемом
у других его действиями. Отсутствие такого
репертуара присущих всем установок, чувств
и действий может сильно ограничивать
общение ребенка с другими людьми. Проигрывание
ребенком роли "значимых других"
остается именно проигрыванием роли, а
не игрой в полном смысле этого слова (предполагающей
партнеров) до тех пор, пока он не усвоит
правил, которые и делают ее таковой, то
есть пока он не научится управлять своим
поведением, видя себя со стороны "генерализованного
другого". В такой игре происходит усвоение
ребенком важных деталей общей картины
социального взаимодействия. Эти постепенные
изменения в форме и характере игры сопровождаются
развитием образного мышления, речевой
деятельности и соответственно формированием
Я – концепции. Происходит постепенная
интериолизация социальных санкций, требований,
норм и моделей поведения, которые преобразуются
в индивидуальные ценности и включаются
в Я - концепцию.
Мид пишет, что особенно важную роль такой
процесс играет в раннем развитии ребенка,
когда именно через восприятия и реакции
других людей формируются его идеи и представления
о самом себе, выливающиеся затем в стабильную
концепцию собственной личности.
Три стадии обучения
ребенка.
Дж. Мид различал три стадии процесса обучения
ребенка исполнению взрослых ролей. Первая
— подготовительная стадия (в возрасте
от 1 до 3 лет), во время которой ребенок
имитирует поведение взрослых без какого-либо
понимания (например, девочка наказывает
куклу). Вторая стадия, называемая игровой
(в 3-4 года), наступает тогда, когда дети
начинают понимать поведение тех, кого
они, изображают, но исполнение роли еще
неустойчиво. Третья — заключительная
стадия (в 4-5 лет и более), в которой ролевое
поведение становится собранным и целенаправленным
и проявляется способность ощущать роли
других актеров. Удачным примером или
аналогом такого поведения можно считать
игру в футбол, когда в ходе перемещения
по полю происходит постоянная смена амплуа
игроков. Для взаимодействия с партнерами
каждому из игроков необходимо ставить
себя на место партнера и представлять
себе, что он сделал бы в том или ином игровом
эпизоде. Команда возникает и действует
только тогда, когда каждый усваивает
не только собственную роль, но и роли
партнеров.
В ходе подобного процесса индивид, проходя
последовательно все стадии вхождения
в другие роли, развивает способность
видеть свое собственное поведение во
взаимосвязи с другими индивидами и ощущать
на себе их реакции. Через осознание других
ролей, а также чувств и ценностей других
в сознании личности формируется «обобщенный
другой». Он является грубым сравнением
со стандартами и ценностями общества.
Повторяя принимаемую роль «обобщенного
другого», индивид формирует свою концепцию
Я. Вывод, к которому уже пришел в своей
теории Кули: индивид воспринимает себя
в соответствии с теми характеристиками
и ценностями, которые приписывают ему
Другие. Человек для Мида - не изолированное
существо, не "одинокий остров", и
психология дает многочисленные подтверждения
тому, что именно общество обусловливает
форму и содержание процесса формирования
Я - концепции.
Символический интеракционизм
развил собственную исследовательскую
стратегию, основывающуюся на описании,
близком этнографическому, и включенном
наблюдении. В идеале социолог должен
включаться в социальную ситуацию самих
субъектов, наблюдать их поведение, “понимать”
интерпретации и практики их повседневной
жизни, отражая это в своих социологических
отчетах. Эти описания должны составлять
как бы “портреты” отдельных социальных
“миров”, такие как мир профессий, мир
преступности, мир деятельности и тому
подобное. В портретах, прежде всего, должны
фиксироваться основные практики, организующие
эти миры, и сопровождающие их символические
структуры (идеологии, интерпретации,
объяснения). Адекватность этих портретов
должна проверяться не путем применения
к ним стандартных методологических процедур,
а путем консультаций с самими заинтересованными
субъектами. Кульминация научного и обществ,
успеха Символического интеракциониста
пришлась на 70-80-е гг. В эти же десятилетия
сформировались такие направления, как
социальная феноменология и этнометодология,
родственные Символическому интеракционизму
и основывающиеся на том же самом мировоззренческом
фундаменте. С точки зрения интеракционистов,
человеческое общество состоит из индивидов,
обладающих "личностным я", т.е. они
сами формируют значения; индивидуальное
действие - есть конструирование, а не
просто совершение, оно осуществляется
индивидом с помощью оценивания и истолкования
ситуации. Личностное я - человек может
служить объектом для своих действий.
Формирование значений - набор действий,
в ходе которых индивид замечает предмет,
относит его со своими ценностями, придает
ему значение и решает действовать на
основе данного значения. Истолкование
действий другого - определение для себя
значений тех или иных действий окружающих.
С точки зрения интеракционистов объект
- это не внешний стимул, а то, что человек
выделяет из окружающего мира, придавая
определенные значения. Диалог, в котором
люди придают значение окружающему миру,
стремятся истолковать действия других
людей.
"Смысл возникает и располагается в
пространстве отношения между жестом
данного человеческого организма и последующим
поведением этого организма, возвещенным
другому человеческому организму посредством
этого жеста. Если этот жест возвещает,
таким образом, другому организму последующее
поведение данного организма, то он обладает
смыслом."