Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 21:13, курсовая работа
Социальная защита завтрашнего дня - это не только обеспечение гарантированных государством социальных выплат, а развитые системы социальных услуг, предоставляемых с учетом особенностей положения различных категорий населения. Такая социальная защита требует новых подходов к деятельности в сфере социального обслуживания населения и соответствия этой деятельности требованиям государственных стандартов.
Введение……………………………………………………ст.2
Глава I Понятие и принципы социального обслуживания
1.1 сущность, цели и задачи социального обслуживания населения.ст.3-6
1.2. система социального обслуживания населения: принципы, функции,
виды и формы деятельности…………………………………ст.6-11
Глава II Виды и специфика деятельности учреждений социального обслуживания населения…………………………………………ст.12-15
2.1 учреждения социального обслуживания семьи и детей…ст.15-20
2.2 учреждения социального обслуживания пенсионеров….ст.20-25
Заключение………………………………………………………ст.27
Список литературы………………………………………………ст.28
Оглавление
Введение…………………………………………………
Глава I Понятие и принципы социального обслуживания
1.1 сущность, цели и задачи социального обслуживания населения.ст.3-6
1.2. система социального обслуживания населения: принципы, функции,
виды
и формы деятельности…………………………………ст.6-
Глава
II Виды и специфика деятельности учреждений
социального обслуживания населения…………………………………………ст.
2.1 учреждения социального обслуживания семьи и детей…ст.15-20
2.2 учреждения социального обслуживания пенсионеров….ст.20-25
Заключение……………………………………………
Список
литературы………………………………………………
Введение
Социальная защита завтрашнего дня - это не только обеспечение гарантированных государством социальных выплат, а развитые системы социальных услуг, предоставляемых с учетом особенностей положения различных категорий населения. Такая социальная защита требует новых подходов к деятельности в сфере социального обслуживания населения и соответствия этой деятельности требованиям государственных стандартов.
Социальное обслуживания населения как объект стандартизации представляет собой деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, направленных на осуществление социальной адаптации.
По мнению специалистов современной России, сохраняющаяся в настоящее время проблема - это почти полное отсутствие утвержденных государственных стандартов социального обслуживания. Это показывает актуальность выбранной темы. Итак, актуальность темы "Система социального обслуживания" обусловлена тем, что применение утвержденных государственных стандартов социального обслуживания могло бы обеспечить более эффективную защиту интересов граждан в вопросах объема и качества предоставляемых социальных услуг. Также могло создать условия для развития социального обслуживания, осуществлять социальное обслуживание на основе принципов равнодоступности, добровольности, приоритетности предоставления социальных услуг и конфиденциальности.
Цель работы - изучить систему социального обслуживания. Для достижения цели решены следующие задачи:
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
1. Понятие и принципы социального обслуживания
1.1. Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения
В научной литературе понятие «социальное обслуживание населения» используется сравнительно редко. По мнению ряда ученых, социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого общества.
В «Словаре по социальной работе» Р. Баркера социальное обслуживание определяется как «представление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (тем, кто не может сам о себе позаботиться)».11]
Следует отметить, что не во всех странах мира в понятие «социальное обслуживание» вкладывается одинаковый смысл. Например, в Финляндии в Законе о социальном обслуживании (1982 г.) под ним подразумевается «совокупность социальных услуг, поддержки средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий, которые призваны служить укреплению социальной обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, общества».22
Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения РФ устанавливает федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995 г.). Он определяет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб и отдельных специалистов по поддержке, оказанию социально - бытовых, социально - медицинских, психолого - педагогических, социально - правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» (ст. № 1).
В отечественной литературе предпринимались попытки обобщить современный опыт и на этой основе конкретизировать сущность социального обслуживания различных категорий населения - составная часть современной социальной политики, принципиально новое направление социальной защиты населения».13
В настоящее время развитие системы социального обслуживания населения находится в стадии создания сети учреждений и отработки технологий социального обслуживания с учетом специфики различных регионов РФ. Важное значение приобретает при этом определение четкой структуры программ и принципов управления, а также способности к автономии и к самоограничению как с экономической, так и с социологической точки зрения. Для формирования эффективной системы социального обслуживания, необходимо также создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах. На современном этапе осуществляется последовательный процесс моделирования территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности.
По нашему мнению, есть необходимость обратить внимание на Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (15 ноября 1995 г.) где социальная работа как теория среднего уровня призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. В то же время эффективность социального обслуживания во многом определяется уровнем профессиональных специалистов, их умением работать с человеком - конкретной личностью или с группой людей.14
Поэтому эффективность социального обслуживания может, по мнению ученых, определяться на основе как общих, так и специфических (для оценки конкретных социальных услуг отдельных видов и методов социальной работы) критериев. Непосредственным источником определения критериев социального обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации.
При этом принципиально важными являются следующие моменты:
- во-первых, цели социального обслуживания могут рассматриваться на уровне общества, отдельных регионов, населенных пунктов, районов и микрорайонов, на уровне групп населения и отдельной личности;
- во-вторых, цели социального обслуживания должны учитывать социально - экономическую, морально - психологическую, экологическую, политическую и прочую обстановку;
- в-третьих, цели социального обслуживания в современной России должны быть неразрывно связаны с объективной оценкой и позитивным освещением процессов выхода страны и ее регионов из кризиса.
Критерием эффективности социального обслуживания должна стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что важное значение приобретает роль социального обслуживания населения как стимулятора развития общества. Работа системы социального обслуживания населения способствует росту «уровня нормального потребления». Это обусловлено тем, что снижение уровня потребления социально неблагополучных групп населения (в результате болезни, безработицы и т.д.) обеспечивает их привыкание к более низким стандартам жизни. Поддерживая эти группы людей, система социального обслуживания населения способствует удовлетворению системной потребности «общественных организмов» в повышении «уровня нормального потребления» в обществе.1
__________________
1 Мачюльская Е.Е, право социального обеспечения. Учебное пособие, Москва 2004 г.
1.2. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности
Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб. Понятие «социальная служба» относится к основным понятиям в социальном обслуживании населения и определяется как система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.
Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы. К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания. К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания. К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые негосударственными организациями и частными лицами. Клиент, попавший в трудную жизненную ситуацию, может получить следующую поддержку на основе его запросов (см. рис. 1). Государственные социальные службы ориентированы на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых выделяются следующие:
а) функция социальной помощи, которая включает:
-
учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся
в социальной поддержке (семей
с несовершеннолетними
детьми малообеспеченных граждан
и другими нетрудоспособными членами),
оказание материальной (финансовой, натуральной)
помощи и предоставление нуждающимся
временного жилья и т.п.;
Рис. 1. Система помощи клиенту
в
системе социального обслуживания
- профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;
- надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);
- содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;
- организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;
б) функция консультирования, которая включает:
- консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);
- участие в подготовке молодежи к выбору профессии;
- подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству;
- родительский медико-психологический всеобуч;
в) функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:
- социальную медико - психологическую реабилитацию безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних с отклоняющимся поведением;
Информация о работе Система социального обслуживания граждан