Системный анализ как метод исследования социально-экономических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 15:42, контрольная работа

Описание

Системный анализ и является таким методом исследования, при котором исследуемый объект представляется как система взаимосвязанных компонентов. Сложность системного подхода напрямую зависит от сложности исследуемой системы, потому системный подход в отношении сферы общественных отношений весьма труден, но, тем не менее, он необходим, поскольку даёт наиболее полное представление об объекте исследования.

В данной работе будут рассмотрены теоретические основы системного подхода, а также рассмотрение системного анализа как метода исследования социально-экономических процессов проходящих в обществе.

Содержание

Введение
Глава I. Место и роль системного анализа в исследовании социально-экономических процессов

Из истории возникновения системного анализа
Основные понятия системного анализа
Принципы системного анализа
Цели системного анализа. Построение «дерева целей»
Глава II. Специфика системного подхода в исследовании социально-экономических процессов

Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Системный анализ как метод исследования социально-экономических процессов.docx

— 41.87 Кб (Скачать документ)

     Оглавление:

     Введение

    Глава I. Место и роль системного анализа в исследовании социально-экономических процессов

    1. Из истории возникновения системного анализа
    2. Основные понятия системного анализа
    3. Принципы системного анализа
    4. Цели системного анализа. Построение «дерева целей»

    Глава II. Специфика системного подхода в исследовании социально-экономических процессов

    Заключение 
    Список использованной литературы
     
     

стр. 2 
 

стр. 4

стр. 7

стр. 9

стр. 10 

стр. 11

стр. 16

стр. 17

      

 

     Введение 

     Проблема  возрастающей трудности управления экономическими и социальными процессами, характерная для всех  развитых стран, породила целый ряд научных дисциплин и методов, которые позволяют познать и исследовать сложные экономические явления; выработать конкретные методы и формы управления экономическими процессами.

     Процесс исследования и познания является основополагающим процессом человеческой жизнедеятельности. Познание предшествует любой осознанной деятельности, а результаты исследований являются основой для деятельности человека. То насколько ясно человек представляет себе природу объектов и процессов окружающего мира и полнота меры его понимания этих объектов и процессов определяет адекватность поведения человека по отношению к ним и то, насколько успешным будет его управление.

     Если говорить о социально-экономических процессах, то можно сказать, что это весьма сложные процессы, так же как и сложны объекты социально-экономического и политического миров. В этих отношениях участвуют многие субъекты имеющие многочисленные разнообразные связи. Эти процессы невозможно понять, не рассматривая их как процессы, происходящие в сложных системах и являющиеся результатом взаимодействия множества элементов. Необходимо стремиться познать систему как можно в более полной мере.

     Системный анализ и является таким методом исследования, при котором исследуемый объект представляется как система взаимосвязанных компонентов. Сложность системного подхода напрямую зависит от сложности исследуемой системы, потому системный подход в отношении сферы общественных отношений весьма труден, но, тем не менее, он необходим, поскольку даёт наиболее полное представление об объекте исследования.

     В данной работе будут рассмотрены  теоретические основы системного подхода, а также рассмотрение системного анализа как метода исследования социально-экономических процессов проходящих в обществе.

 

Глава I. Место и роль системного анализа в исследовании социально-экономических процессов 

     1.1 Из истории возникновения системного анализа

     В мировой экономике во второй половине XX века под воздействием научно-технической революции произошли громадные сдвиги. В научной, технической, производственной и других сферах деятельности выдвинулись  новые проблемы, возникли явления, с которыми ранее не приходилось сталкиваться. Растущая потребность в исследованиях и разработках потребовали обращения особого внимания и привели  к тому, что прошлый опыт в значительной мере потерял свое значение как руководство при  управлении, которое отличается от управления в прошлом не только в глубоко логическом, но и практическом смысле.

     Центральным положением новой концепции управления явилось  использование систематизированных  аналитических проработок. Для проведения аналитических проработок потребовались новые методы анализа, «возникла необходимость  создания методологии их наиболее рационального использования на  практике, ибо когда «у общества появляется техническая потребность, то она продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов». Именно в так возникла необходимость системного анализа.

     Системный анализ возник в США и прежде всего  в недрах ВПК. Кроме того, в США  системный анализ изучался во многих государственных организациях. Он считался наиболее ценным побочным достижением  в области обороны и изучения космического пространства. В обеих  палатах конгресса США в 60-е  гг. прошлого века были внесены законопроекты  «о мобилизации и использовании  научно-технических сил страны для  применения системного анализа и  системотехники в целях наиболее полного использования людских  ресурсов для решения национальных проблем».

     Системный анализа использовался также руководителями и инженерами в крупных предприятиях промышленности. Цель применения методов системного анализа в промышленности и в коммерческой области -- изыскание путей получения высокой прибыли.

     По  данным на 1969 г., только в гражданских  ведомствах США системный анализ применялся при обосновании по крайней мере 50 типов крупных проектов и программ, охватывающих свыше 60% всей гражданской деятельности правительства. К ним относятся: программа эксплуатации водных ресурсов, управление лесным хозяйством страны, проектирование и производство космических ракет типа «Сатурн-5», разработка месторождений нефти и сланца, программы в области здравоохранения (контроль заболеваний, снижение детской смертности и др.).

     По  мнению руководителей компании «Локхид» и некоторых других фирм, применение системного подхода лучше всего  выявляет возможные источники роста  промышленной фирмы. В 70-80-х гг. прошлого века на роль высших управляющих крупнейших американских корпораций выдвинулись  люди, обладающие квалификацией в  области системных дисциплин, поскольку  именно такая подготовка в существенной мере определяет лицо американского  менеджмента.

     Примером  использования методов системного анализа в США может служить  система программного планирования, известная под названием «планирование  - программирование - разработка бюджета» (ППБ), или сокращенно «программное финансирование».

     Элементами  системы ППБ являются: «планирование» -формулирование целей и установление способов их достижения на возможных театрах военных действий; «программирование» -- определение видов военной техники, необходимой для осуществления военной доктрины, и сопоставление затрат с целями и задачами с учетом фактора времени, разработка детального перечня мероприятий по достижению поставленных целей; «разработка бюджета» -- распределение наличных или ожидаемых ресурсов, необходимых для осуществления программ вооружений. (Программа программного развития вооружений также активно внедрялась в СССР начиная со второй половины 60-х гг. прошлого века.)

     Помимо  применения системы ППБ в США  используется целый ряд систем прогнозирования  и планирования, в основе которых  лежат методы системного анализа. В частности, для прогнозирования и планирования НИОКР применялась информационная система «ПАТТЕРН», для руководства космическим проектом «Аполлон» на всех этапах его разработки использовалась автоматизированная информационная система «ФЕЙМ», с помощью системы «КВЕСТ» достигалась количественная взаимосвязь между военными задачами и целями и научно-техническими средствами, необходимыми для их реализации, для тех же целей в промышленности служила система «СКОР».

     Главной методической особенностью этих систем являлся принцип последовательного  расчленения каждой проблемы на несколько  задач более низкого уровня с  целью построения «дерева целей».

     Например, система «ПАТТЕРН» дала возможность  анализировать нужды и интересы военных министерств на различных  уровнях управления. Отсечение частей «дерева целей» на соответствующем  уровне означало выделение областей ответственности за научно-исследовательскую  деятельность отдельного министерства, ведомства, отрасли промышленности, научно-исследовательского института  и даже лаборатории.

     Рассматриваемые системы позволяли определить сроки  решения научных и технических  проблем и взаимную полезность работ, способствовали повышению качества принимаемых решений за счет преодоления  узковедомственного подхода к их принятию, отказа от интуитивных и  волевых решений а также от работ, которые не могут быть выполнены в установленные сроки.

     Вместе  с тем практика управления в США  последних десятилетий показывает, что термин «системный анализ» не так часто применяется, как это  имело место ранее. Многие подходы  к обоснованию сложных решений, которые с ним связывались, продолжали использоваться и развиваться достаточно интенсивно уже под новыми названиями - «программный анализ», «анализ политики», «анализ последствий» и т.д. В то же время «новизна» названных видов анализа заключается скорее в их названиях. Методологической и методической их основой продолжает оставаться системный анализ, идеология системного подхода. 

     1.2. Основные понятия системного анализа.

     Системный подход, или системный анализ как метод исследования в первую очередь, характеризуется тем, что предполагает рассмотрение объекта исследования или любого изучаемого явления как определенной системы составляющих его и взаимодействующих между собой  элементов. Понятие система, в связи с этим, является ключевым при рассмотрении этого метода.

     Система – это совокупность элементов, объединённых в единое целое, каким-либо образом ограниченное от среды, и структура связей между этими элементами. В качестве системы может быть рассмотрен любой неэлементарный объект, в котором можно выделить части, находящиеся во взаимодействии, будь то организация или целое государство.

     При рассмотрении понятия системы упоминается  понятие элемент. Элемент можно  назвать структурной единицей системы, своего рода, узлом замыкания связей.

     Элемент – неделимая часть системы, обладающая самостоятельностью по отношению к данной системе. Неделимость элемента рассматривается как нецелесообразность учёта в пределах модели данной системы его внутреннего строения.

     Сами  элементы системы, также, могут рассматриваться  как системы или подсистемы в  зависимости от целей исследования. В принципе рассматривая какую-либо систему, принимая её за точку отсчёта – начальный иерархический уровень, - мы можем сколько угодно расширять границы системы, а точнее переходить к рассмотрению все более крупных система, в которых предыдущие являются подсистемами, или вовсе элементами. Так же мы можем двигаться и в другую сторону, представляя элементы системы как подсистемы, подвергая их анализу.

     Таким образом, можно сказать, что границы  системы определяются исключительно  позицией исследователя и целями исследования. А определение границ системы это условное разделение мира на две части, одна из которых  называется системой, а вторая средой.

     При этом исходя из того что при взаимодействии элементов системы как целостного явления возникают ее новые свойства, отсутствующие у ее элементов и называемые эмерджентными (от англ. emergence – появление). Само явление эмерджентности  выражает несводимость свойств системы к свойствам ее элементов.

     Из  сказанного следует, что любая система  представляет собой внутренне расчлененную структурную целостность. Структура  системы есть совокупность прямых и  обратных связей ее элементов, поэтому  исследование любой социальной – экономической или же политической и т.д. – направлено на изучение взаимосвязей и взаимозависимостей ее элементов. Связи обеспечивают процесс обмена информацией в системе и, подтверждая своё название, связывают разрозненные элементы системы в единое целое.

     Структура экономических  и социальных процессов, как динамично функционирующих систем выражает степень упорядоченности и организованности ее элементов, механизмы их взаимодействий. Таким образом, формируется целостность системы – такое состояние, при котором элементы находятся в постоянном взаимодействии, и изменение состояния одного элемента, через системные связи передаётся другим, то есть система реагирует на воздействие целиком. Кроме того, целостность системы предполагает наличие в системе своего собственного источника развития, то есть некоторой самостоятельности, или, иначе говоря, субъективности.

Информация о работе Системный анализ как метод исследования социально-экономических процессов