Социал-демократические и коммунистические идеи и концепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 06:41, реферат

Описание

Социал-демократическая идеология представляет собой совокупность учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов солидарности, социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя, воплощающего эти принципы. Непосредственно сам термин «социал-демократия» впервые появился в конце XIX в., а концептуальные основы данной идеологии были заложены немецким политическим деятелем Э. Бернштейном (1850-1932). В работе «Проблемы социализма и задачи социал-демократии» (1899) он обосновал тезис о способности капитализма к саморазвитию без революционных потрясений на основе принципа демократии.

Работа состоит из  1 файл

Социал.doc

— 69.50 Кб (Скачать документ)

  Социал-демократические  и коммунистические идеи и концепции

  Социал-демократическая и коммунистическая идеология

  Социал-демократическая идеология представляет собой совокупность учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов солидарности, социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя, воплощающего эти принципы. Непосредственно сам термин «социал-демократия» впервые появился в конце XIX в., а концептуальные основы данной идеологии были  заложены немецким политическим деятелем Э. Бернштейном (1850-1932). В работе «Проблемы социализма и задачи социал-демократии» (1899) он обосновал тезис о способности капитализма к саморазвитию без революционных потрясений на основе принципа демократии. Согласно Э. Бернштейну, демократия одновременно выступает и как  средство завоевания социализма, и форма его практического осуществления.

        В новейшее время основные принципы социал-демократизма были воплощены в жизнь в Скандинавии в виде так называемой «шведской модели», созданной усилиями социал-демократической рабочей партии Швеции (СДРПШ), которая с начала 30-х до середины 70-х гг. ХХ столетия бессменно находилась у власти. В качестве характерных особенностей «шведской модели» выделяют:

  •        воссоздание за сравнительно короткий период времени высокоэффективной экономики;

  •        обеспечение занятости практически всего трудоспособного населения;

  •        ликвидация бедности;

  •        создание самой развитой в мире системы социального обеспечения;

  •        достижение высокого уровня грамотности и культуры.

  Коммунистическая идеология представляет собой целостное социально-философское учение о совершенном и справедливом общественно-политическом устройстве и социально-политическое движение, которое призвано реализовать это учение на практике. Составными элементами коммунистической идеологии являются такие фундаментальные ценности как коллективизм, общественная собственность на средства производства, солидарность, социальное равенство, справедливость, ликвидация классового разделения общества, отсутствие эксплуатации человека человеком. В современном смысле слова разработка коммунистической идеологии связана с именами Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ленина, которые рассматривали коммунизм как высшую общественно-экономическую формацию, наступающую после капитализма и завершающую социально-экономическую и политическую эволюцию человечества.

  Второй  вопрос посвящается анализу идей левых сил современности. На рубеже 80-90-х годов прошлого века в европейском рабочем движении сложились два направления: реформистское и революционное, которые постепенно переросли в самостоятельные идейно-политические течения.

  Социал-демократическое (реформистское) течение оперирует  такими понятиями, как «солидарность», «реформа», «плюрализм», «социальное партнерство». Для него характерно пристальное внимание к вопросам социальных гарантий политической демократии. По вопросу преобразования современного общества социал-демократы придерживаются следующих взглядов: они считают, что социалистическое общество не может быть создано в какой-то одной стране, а возникает как массовое явление, как новая ступень человеческой цивилизации; основным методом преобразования является реформа. Понятие «реформа», «социальное партнерство» (т.е. классовый компромисс) выступают ключевыми в политике социал-демократов. Практика показывает, что социал-демократическое руководство, находящееся у власти в ряде стран, на деле воспринимает реформы как определенную корректировку социально-экономического развития, как обеспечение четкого и эффективного функционирования существующего строя. Его совершенствование и становится главной задачей реформ.

  Коммунистический  вариант социалистической идеи воплощен в теории марксизма. Марксизм возник в 40-е годы XIX века как научное обобщение и выражение коренных интересов нарождающегося рабочего класса. Ключевыми понятиями являются: «классовая борьба», «социалистическая революция», «диктатура пролетариата», «коммунизм». Для марксизма характерна преимущественная ориентация на реализацию классовых целей насильственным путем, обоснование революционного характера перехода от капитализма к социализму.

  Политические  события, происшедшие в мире на рубеже 80 – 90 годов, распад СССР, вызвали пристальный  интерес к судьбе социалистической идеологии.

  С одной стороны, наблюдается превращение социал-демократии в одну из авторитетных политических сил, и то же время - крах модели «реального социализма», которая представляла собою огосударствленный вариант  развития общества, утвердившегося в  результате социалистической революции. Необходимо учитывать, что перемены в социально-политическом развитии бывших социалистических стран, кризис международного коммунистического движения вызывают неоднозначную реакцию марксизма и его роли в общественном развитии.

  Итак, различна историческая судьба двух разновидностей социалистической идеи. С одной стороны, социальная драма модели «государственного социализма», догматического марксизма, и в то же время – успех социал-демократии в решении социальных программ, превращение в авторитетную политическую силу современности.

  Однако, несмотря на сложности и противоречия в  развитии, социализм выступает как  одно из основных направлений современной  политической мысли.

    Социалистическая  идеология

    Социалистическая  идеология имеет длительную историю. Однако термин "социализм" впервые появился в общественной литературе только в 30-е годы XIX века. Литературное авторство приписывается французскому теоретику Пьеру Леру, который в 1834 году написал статью "Об индивидуализме и социализме".

    Идеи, которые  позже стали называть социалистическими, появились в XVI веке. Они отражали стихийный протест эксплуатируемых слоев периода первоначального накопления капитала. Эти теории об идеальном общественном строе, который соответствует природе человека, устраняет эксплуатацию, поднимает благосостояние низшего класса и ликвидирует частную собственность, стали называть утопическим социализмом. Его основоположниками являются англичанин Томас Мор (1478-1535 гг.), автор книги "Утопия" и итальянец Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.), написавший "Город Солнца". Они считали, что именно общественная собственность создает условия для справедливого распределения, равенства, благополучия и социального мира. Социальное равенство рассматривалось как высшее благо и для личности и для общества.

    На протяжении ХVII-ХIХ вв. много теоретиков пытались открыть формулу идеального общества, так как капитализм, создав мир, переполненный богатством, все-таки изобиловал нищетой. Наибольший вклад в разработку социалистических концепций утопической направленности внесли французы А.Сен-Симон (1760-1825 гг.), Шарль Фурье (1772-1837 гг.) и англичанин Роберт Оуэн (1771-1858 гг.). Их воззрения формировались под воздействием Великой Французской революции и бурного развития промышленного капитала. Взгляды теоретиков утопического социализма весьма значительно расходились между собой по многим вопросам, но все они считали, что в обществе уже есть условия для немедленной реформы строя на справедливых условиях, чтобы покончить с неравенством, бедностью и пороками. Инициатива преобразований должна идти сверху от имущих, которые обязаны помочь бедным и сделать всех счастливее. Социалистическая идеология целеустремленно защищала интересы трудящихся, социальный прогресс и верила в прекрасное будущее человечества.

    В этот период возникает и крайнее проявление социализма - коммунистическая идеология. Коммунистическая идеология была более последовательной в стремлении преобразовать общество на основе равенства посредством установления общественной собственности на средства производства, а иногда и на предметы потребления.

    Теоретики утопического социализма сформулировали основные принципы организации будущего справедливого общества: от каждого по его способностям, каждой способности по ее делам; всестороннего и гармонического развития личности; ликвидации различий между городом и деревней; разнообразия и смены физического и духовного труда; свободного развитие каждого как условия свободного развития всех. Социалисты-утописты считали, что либо все люди должны быть счастливы, либо никто. Социалистический строй должен предоставлять реальную возможность быть счастливым каждому. Идеология социалистов начала XIX века была проникнута эмоционально-образным представлением о будущем и напоминала социальную поэзию.

    Представители утопического социализма и коммунизма по-разному относились к методам реализации своих идей. Сен-Симон и Фурье считали, что главный путь - реформы, и святое дело бедных - это и дело богатых. Другие, например, Мабли, Мелье, Бабеф призывали трудящихся к революции.

 

    Марксизм  как  идеология  пролетариата

 

В 40-е годы XIX века возникает марксизм как теоретическое выражение пролетарского движения. К.Маркс (1818-1883 гг.) и Ф.Энгельс (1820-1895 гг.) создали философскую, экономическую и социально-политическую теорию, которая оказала огромное влияние на историю человечества второй половины XIX и ХX веков. Марксизм и коммунистическая идеология стали синонимами.

    Коммунистическое  общество в марксистском понимании - это не открытая идеальная модель счастливого строя, в закономерный результат прогресса цивилизации. Капитализм сам создает предпосылки для социальной революции, ликвидации частной собственности и перехода к социализму. Главное противоречие, которое взрывает капитализм изнутри - это противоречие между общественным характером труда, сформированным промышленностью и рынком, и частной собственностью на средства производства. Капитализм, как считали марксисты, создает и своего социального могильщика - пролетариат. Освобождение пролетариата - лейтмотив социальной революции. Но, освобождая себя, пролетариат освобождает и всех трудящихся от любых форм эксплуатации. Достижение социализма возможно лишь в результате исторического творчества пролетариата, совершения пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата. Лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" стал мобилизующим призывом в борьбе с эксплуататорами. Марксизм как идеология превратил социализм в борьбу миллионов, на многие десятилетия эта идеология стала духовным оружием эксплуатируемых и угнетенных.

    Развитие  коммунистической формации проходит, считали Маркс и Энгельс, ряд этапов: переходной период, социализм и собственно коммунизм. Это длительный процесс пересоздания жизни общества на подлинно гуманистических началах, когда человек становится высшим существом для человека. Коммунизм в своем высшем развитии - это общество свободных сознательных тружеников, где установится общественное самоуправление, а государство отомрет, где не будет классов, и социальное равенство достигнет воплощения в принципе "От каждого по способностям, каждому - по потребностям". В марксистской трактовке коммунизма есть движение к безграничному расцвету личности в условиях свободы от эксплуатации, это начало подлинной истории человечества.

    Революционный пафос марксизма нашел свое воплощение в теории и практике ленинизма, который  стал теоретической основой пролетарской революции в России и социалистического строительства в СССР.

    Несмотря  на серьезные поражения, вызванные  распадом Советского Союза, ликвидацией Восточного блока социалистических государств, ортодоксальный марксизм сохраняет значительное влияние на отдельные социальные группы в постсоветском обществе. Это обусловлено притягательностью идей социального равенства, справедливости и социальных гарантий со стороны государства на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, жилье.

    Одновременно  с революционным направлением в  социалистической мысли формировалось  и другое направление, которое тоже опиралось на марксизм, но пыталось приспособиться к новым историческим реалиям не путем форсированной революционности, а путем социальных реформ. В XX веке это направление стало называться социал-демократическим в противовес коммунистическому.

 

    Демократический социализм

    Идеология современной социал-демократии своими корнями восходит к реформистскому течению во II Интернационале (1889-1914 гг.), представленному Э.Бернштейном, Вандервельде, Фольмаром, Жоресом и др., к воззрениям теоретиков Рабочего Социалистического Интернационала, существовавшего в межвоенный период; концепциям либерального реформизма, среди которых особое место принадлежит кейнсианству.

    Особенностью  идеологии социал-демократов является реформизм, обоснование политики регулирования и перераспределения доходов в эффективно работающей рыночной экономике. Один из крупнейших теоретиков II Интернационала Э.Бернштейн отрицал неизбежность крушения капитализма и всякую связь наступления социализма с этим крушением. Социализм не сводится к замене частной собственности общественной, считал Бернштейн. Путь к социализму - это поиск новых "товарищеских форм производства" в условиях мирного развития капиталистической экономики и политической демократии. "Конечная цель - ничто, движение - все" - таким стал лозунг реформистского социализма.

Информация о работе Социал-демократические и коммунистические идеи и концепции