Социализация индивида (теории, механизмы, стадии, агенты и институты)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:32, доклад

Описание

Социализация — это процесс усвоения индивидом норм и правил поведения, принятых в обществе. Это двухсторонний процесс, включающий в себя с одной стороны усвоение индивидом социального опыта с помощью вхождения в социальную среду, в систему связей и отношений, с другой стороны — процесс активного воспроизводства принципов системы социальных связей с помощью активной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Социализация индивида.docx

— 20.90 Кб (Скачать документ)

Социализация индивида (теории, механизмы, стадии, агенты и  институты)

Социализация — это процесс усвоения индивидом норм и правил поведения, принятых в обществе. Это двухсторонний процесс, включающий в себя с одной стороны усвоение индивидом социального опыта с помощью вхождения в социальную среду, в систему связей и отношений, с другой стороны — процесс активного воспроизводства принципов системы социальных связей с помощью активной деятельности.

Основные  стадии социализации:

- дотрудовой она охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:

А) ранняя социализация, охватывающая время  от рождения ребенка до поступления  его в школу, т.е. тот период, который  в возрастной психологии именуется  периодом раннего детства;

Б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого  термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в  школе.

- трудовой (зрелый возраст) трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека — это весь период трудовой деятельности человека.

- послетрудовой (пожилой возраст).

Основные  механизмы социализации: обучение (приобретение новых знаний), воспитание(воздействие духовной сферы на поведение), взросление и возмужание (процессы психического и физиологического становления организма). Проводники социализации: социальные институты, посредники, культура.

Институты и группы отдельных людей, которые  оказывают значимое влияние на социализацию, называют агентами социализации. На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации:

1.      На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья и играющие всё большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности.

2.      Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само по себе есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. Школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Кроме этого в процесс социализации включаются средства массовой информации. Особую роль среди них играет телевидение. Телевидение способствует формированию ценностных ориентаций, притязаний, ролевых моделей поведения.

3.      Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив.

Социализация бывает первичная (родители, близкие, родственники, учителя, друзья, сверстники) ивторичная. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в детстве и юности.Вторичная охватывает вторую половину жизни. Десоциализация — отучение от старых ролей, норм, ценностей. Ресоциализация — обучение новым ролям, нормам взамен утерянных или недостаточно усвоенных.

Социализация  также способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам  общепринятые идеалы, ценности, образцы  поведения.

 

Теории  социализации

Чарльз  Хортон Кули, Джордж Герберт Мид

Кули считал, что  личность формируется на основе множества  взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают своё «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трёх элементов:

1. того, как, по  нашему мнению, нас воспринимают  другие;

2. того, как, по  нашему мнению, они реагируют  на то, что видят;

3. того, как мы  отвечаем на воспринятую нами  реакцию других.

Эта теория придаёт  важное значение нашей интерпретации  мыслей и чувств других людей. Американский психолог Джордж Герберт Мид пошёл дальше в своём анализе процесса развития нашего «Я». Как и Кули, он считал, что «Я» - продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. Вначале, будучи маленькими детьми, мы неспособны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать своё поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребёнок начинает приобретать чувство своего «Я».

По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определённых ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли.

По мнению Мида, человеческое «Я» состоит из двух частей: «Я — сам» и «Я — меня». «Я — сам» - это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. «Я — меня» - это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей).

Третий этап, по мнению Мида, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожида-ния не только одного человека, но и всей группы. Дети оценивают своё поведение по стандартам, установленным «другими со стороны». На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности. 

Фрейд

Теория развития личности, разработанная Зигмундом  Фрейдом, в какой-то мере противоположна концепции Мида, поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду, биологические побуждения противоречат нормам культуры, и социализация есть процесс обуздания этих побуждений.

Три составные части  личности. Теория личности Фрейда выделяет три части в психической структуре  личности: Ид («Оно»), Эго («Я») и Суперэго («сверх — Я»).

Ид («Оно») — источник энергии, направленной на получение  удовольствия. При высвобождении  энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия.

Эго («Я») контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным  образом принципом реальности. Эго  регулирует выбор подходящего объекта.

Суперэго («сверх — Я») — это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребёнка. Дети должны следовать  принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы  уступить напору Ид. Они должны также  подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным  формирующимся Суперэго. Эго несёт  ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи  с этим человек испытывает чувство  гордости или вины.

 

Пиаже

Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан  Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определённой последовательности, хотя необязательно  с одинаковой скоростью и результатами.

Первый период, от рождения до двух лет, называется сенсомоторной  стадией. В это время у детей  формируется способность надолго  сохранять в памяти образы предметов  окружающего мира.

Второй период, от двух до семи лет, называется предоперациональной стадией. В это время дети учатся различать символы и их значения.

В возрасте от семи до одиннадцати лет дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками.

В возрасте примерно от двенадцати до пятнадцати лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а так же размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умение и навыки, усвоенные на этой стадии.


Информация о работе Социализация индивида (теории, механизмы, стадии, агенты и институты)