Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:29, контрольная работа
Социальная среда - это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий.
1. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности…………………..3
2. Стадии, способы и средства социализации личности………………...7
3. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?........................................................................................14
4. Заключение…………………………………………………………..…16
5. Список литературы……………………………………….....................17
Федеральное
агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«СОЦИОЛОГИЯ»
на тему:
«Социализация как фактор развития личности»
(вариант
22)
Курс 3
Краснодар
2011
Содержание.
1. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности…………………..3
2.
Стадии, способы и средства
3.
Социализация не может
4.
Заключение……………………………………………………
5.
Список литературы…………………………………
1. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности.
Социально-психологические
явления возникают при
Социальная среда - это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий.
Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия "личность", "индивид", "индивидуальность", "человек".
Наиболее общим является понятие "человек" - биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.
Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта:
1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру;
2)
чтобы овладеть теми
Усвоение
общественно-исторического
Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора.
Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).
Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.
Особенная
и не похожая на других личность
в полноте ее духовных и физических
свойств характеризуется
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.
Термин "социализация" соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность - процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.
Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин "социализация" применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие "социальность" не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания [источник 1, с.316].
Каковы же механизмы социализации? Уже 3. Фрейд выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т. д. Идентификация - это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т. д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные.
Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. 3. Фрейд отмечает, что чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть. [источник 7]
2. Стадии, способы и средства социализации личности.
Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида.
По мнению Дж. Г. Мида, социализация включает несколько стадий, связанных с формированием “Я”: стадию имитации (копирование поведения взрослых людей или представителей референтной группы), игровую стадию (проигрывание ролей), стадию коллективных игр (осознание детьми ожиданий других людей на основе образа “обобщенного другого”).[источник 5, стр.76]
В концепции З.Фрейда индивид находится все время в состоянии конфликта с обществом. При этом он руководствуется биологическими побуждениями и, прежде всего, сексуальными влечениями. Поэтому в основе социального конфликта лежит противоречие между стремлением индивида к получению удовольствий и ограничениями, которые устанавливаются родителями и другими людьми, а также собственным суперэго. В своем же сексуальном развитии личность проходит, по Фрейду, четыре стадии, каждая из которых связана с определенной эрогенной зоной: оральная (ребенок получает удовлетворение от жизни через полость рта - от приема пищи и пр.), анальная (ребенок научается ходить на горшок), фаллическая (осознание ребенком своей половой принадлежности и связанных с ней возможностей или ограничений), генитальная (на этой стадии дети активно выражают озабоченность проблемами половой близости).
Известный французский ученый Ж.Пиаже исследует социализацию как процесс обучения мышлению. Способности к мышлению развиваются у ребенка по мере прохождения им определенных стадий, связанных с приобретением новых навыков познания и обусловленных возрастными особенностями.
До 2 лет - сенсомоторная стадия (формирование способности к сохранению в памяти образов предметов окружающего мира).
2–7 лет - предоперациональная стадия (возникновение способностей к различению предметов и символов или их значений).
7–11 лет - стадия конкретных операций (овладением навыками мысленного манипулирования предметами).
12–15 лет - стадия формальных операций (формирование способностей к решению абстрактных задач и осмыслению нравственных проблем своей жизни) [источник 3, с.18].
В настоящее время выделяют следующие стадии социализации:
Информация о работе Социализация как фактор развития личности