Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:03, контрольная работа
Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, формирующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые он входит. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность.
Подойти к задаче характеристики личности можно двояким образом: с точки зрения ее структуры; с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми.
1. Понятие и структура личности………………………………………..2-4
2. Процесс социализации…………………………………………………5-7
3. Социальные статусы …………………………………………………..7-9
4. Социальные роли ……………………………………………………...9-12
5. Список использованной литературы….……………………………...12
Содержание
Понятие и структура личности
В социологии личность определяется, во-первых, как системное качество индивида, обновленное его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; во-вторых, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. При рождении ребенок еще не личность. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Обязательным условием этого развития являются: биологические, генетически заданные предпосылки; наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует.
Понятие личность вводится для подчеркивания неприродной (социальной) сущности индивида, т.е. акцент делается на социальное начало. Понятие личности используется в двух значениях:
Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. Личность может рассматриваться как целостность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основание для выделения биологической, психологической и социальной структур личности.
Биологическая структура личности учитывается социологией, т.к. ее нарушение блокирует нормальное взаимодействие с человеком (больной или увечный человек не может выполнять те социальные функции, которые выполняет здоровый человек).
Социальная структура
личности включает совокупность объективных
и субъективных социальных свойств
индивида, формирующихся и
Подойти к задаче характеристики личности можно двояким образом: с точки зрения ее структуры; с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми.
В табл. 1 особенности личности сгруппированы в иерархически расположенные подструктуры по степени влияния на их формирование биологических (генетических) и социальных (приобретенных в культуре) качеств.
Таблица 1. Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову): | ||
Краткое название подструктуры |
К данной структуре относятся |
Соотношение биологического и социального |
Подструктура направленности |
Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы |
Социальный уровень (биологического почти нет) |
Подструктура опыта |
Умения, знания, навыки, привычки |
Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического) |
Подструктура форм отражения |
Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) |
Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального) |
Подструктура биологических, конституциональных свойств |
Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и тороможения ит.п.; половые возрастные свойства |
Биологический уровень (социальное практичекски отсутсвует) |
Существует множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена.
Процесс социализации
Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Жизнь - это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Трехлетние дети социализированы в рамках детского садика, студенты - в рамках избранной ими профессии, новые работники - в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена - в рамках созданной ими молодой семьи, новообращенные в рамках своей религиозной секты, а пожилые люди - в рамках дома для престарелых. Так или иначе все общества имеют дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть до стадии старения и завершающимся смертью.
Процесс социализации проходит фазы, которые называют еще основными стадиями жизненного цикла.
На рис. 1 обозначены три кризисные точки в жизни человека: А – окончание средней школы и подготовка к поступлению в вуз или поиск работы, С – кризис середины жизни, В – выход на пенсию и переход к пассивной части социализации. Это период активной социализации, ограниченный тремя кризисными точками.
Период между этими тремя точками (АСВ) – время максимальной трудовой активности человека. Ему предшествует период максимальной учебной активности – 11 лет школьного обучения. Для многих он продолжается до момента окончания вуза, еще 5–6 лет.
Помимо стадий или фаз
процесса социализации надо выделять
также понятие «содержание
Социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения; незримыми социальными нитями – правами, обязанностями, отношениями – она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации более применим термин «освоение», а не «обучение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из его частей.
Социальные статусы
Статус чуть ли не самое распространенное понятие в социологии, единой трактовки его природы в этой науке не достигнуто. Ф. Бейтс пишет, что статус принято понимать как обозначение ранга, места в социальной структуре, связанное с определенным набором норм. Известно также, что некоторые применяют термин «роль» к поведению, а другие обозначают им социальную позицию, третьи – нормативную пространственную неповеденческую вещь и т.д.
Социологи под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностями. Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Статус – это пустое место, ячейка в общественном разделении труда. Мать, мэр, священник, приятель, начальник, мужчина, капитан, ребенок, якут, заказчик, профессор и осужденный — все это статусы.
Классическую формулировку в 30-е годы предложил американский антрополог и социолог Ральф Линтон. Он четко отделил статус от роли, говоря при этом, что статус человека занимает как некую ячейку ( occupy a status ), а роль человеку необходимо играть ( play a role ). Следовательно, статус - это позиция в социальной структуре, а за ролью стоят определенное мышление и поступки.
Не все статусы находятся в нашей власти. Некоторые статусы придаются нам группой или обществом. Статус, унаследованный от рождения, прирожденный называется приписываемым (аскриптивным). Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол. Расовая принадлежность, религия, семья и социально-экономическое положение также являются общепринятыми основаниями для определения статуса того или иного лица. Остальные статусы мы получаем благодаря индивидуальному выбору и конкуренции. Статус, полученный человеком в обществе благодаря его усилиям, называется достигнутым. Ни одно общество не может игнорировать различие индивидуальностей, поэтому успех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определенного статуса на основе конкретного достижения. Водитель, санитар, продавец, певец, студент, - все это примеры достигнутого статуса. Основной статус. Некоторые из наших статусов превалируют над другими статусами как в нашем сознании, так и в сознании других людей. Основной статус - это ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными его правами и обязанностями. Для детей основным статусом является возраст; аналогичным образом во многих обществах основным статусом является пол. Основной статус образует каркас, внутри которого формулируются наши цели и проходит наше обучение.
В понимании статуса сложилось несколько подходов:
а) стратификационный - статус как престиж или ранг в вертикальной иерархии общества;
б) функциональный - статус как позиция в социальной структуре общества, функционально связанная с другими позициями;
в) нормативно-ролевой - отождествление статуса с ролью либо с нормами в социо-культурном пространстве общества;
г) интегративный - объединение в одно понятие статуса множества социальных (профессиональных, экономических, политических и др.) позиций, занимаемых индивидом.
Социальные роли
Значение социальной роли. Статус предполагает наличие определенных социальной культурой прав и обязанностей, формирующих модель поведения - то, что социологи называют ролью. Эти ожидаемые от человека действия определяют поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или несоответствующее обладателю статуса. Говоря проще, различие между статусом и ролью заключается в том, что статус мы занимаем, а роль играем. Социологи позаимствовали понятие роли из театра. Аналогию представил У. Шекспир в своей комедии «Как вам это понравится» (акт II, сцена 7):
Весь мир — театр,
И люди в нем актеры.
Актеры исполняют роли в соответствии со сценарием (аналогичным социальной культуре), с тем, что говорят и делают другие актеры, и реакцией публики. Но тут есть и свои минусы. Театр - мир придуманный, а в жизни мы играем реальные, настоящие роли. В обычной жизни мы редко отдаем себе отчет в том, что действуем по сценарию. В жизни человеку приходится много придумывать своего, постоянно проверять и изменять свои поступки, сообразуясь с действиями других людей.
Роли позволяют мысленно
формулировать поведение с тем,
чтобы поступать должным
Роль - это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определенным статусом.
Роли выполняют функцию норм, определяющих наши обязанности - действия, которые на законных основаниях могут требовать от нас другие люди, а мы требовать их от других. Взаимодействие индивидов в группах осуществляется через сети ответных ролей. Ролевые отношения связывают нас друг с другом потому, что права на одной стороне взаимоотношения являются требованиями на другой.
Ролевой набор. Один статус может иметь некоторое число связанных с ним ролей, образуя ролевой набор. Например статус студента. Он включает в себя роль ученика, роль сокурсника других студентов, роль читателя библиотеки и роль “хорошего товарища” в студенческой среде. Роль не существует сама по себе. Она представляет собой комплекс занятий и действий, тесно связанный с деятельностью других людей. Поэтому не бывает преподавателей без студентов, жен без мужей. Группы состоят из сложных комплексов переплетающихся ролей, которые члены групп играют в процессе взаимодействия: Люди воспринимают эти устойчивые отношения как социальную структуру — школу, больницу, семью, армию и т.д.
Ролевой конфликт возникает в том случае, когда индивиды сталкиваются с противоречивыми требованиями, которые обусловлены одновременным обладанием двумя или более статусами. Так, тренер футбольной команды, сын которого является членом команды, может попасть в ролевой конфликт, принимая решения о том, кого поставить в защиту – своего сына или более талантливого игрока. Один из способов разрешить ролевой конфликт – распределить свою жизнь по определенным категориям и брать на себя единовременно только одну из несовместимых ролей. Например, студенты могут попытаться отделить свои отношения в университете от отношений с домашними, чтобы исключить необходимость одновременного общения с родителями и сверстниками.
Статусы и роли — это строительные блоки для более обширных и сложных социальных структур, включая группы. Социологи называют группой двух или более индивидов, которые имеют общие взгляды и связаны друг с другом в относительно устойчивых моделях социального взаимодействия. Роли объединяют нас в рамках социальных отношений. Когда эти отношения поддерживаются в течение длительного времени, им приписывают свойства группы. В результате обычно происходят четыре вещи.