Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:03, контрольная работа

Описание

Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, формирующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые он входит. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность.
Подойти к задаче характеристики личности можно двояким образом: с точки зрения ее структуры; с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми.

Содержание

1. Понятие и структура личности………………………………………..2-4
2. Процесс социализации…………………………………………………5-7
3. Социальные статусы …………………………………………………..7-9
4. Социальные роли ……………………………………………………...9-12
5. Список использованной литературы….……………………………...12

Работа состоит из  1 файл

В социологии личность определяется2.docx

— 55.20 Кб (Скачать документ)

Содержание

  1. Понятие и структура личности………………………………………..2-4
  2. Процесс социализации…………………………………………………5-7
  3. Социальные статусы …………………………………………………..7-9
  4. Социальные роли ……………………………………………………...9-12
  5. Список использованной литературы….……………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и структура  личности

В социологии личность определяется, во-первых, как системное качество индивида, обновленное его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; во-вторых, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. При рождении ребенок еще не личность. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Обязательным условием этого развития являются: биологические, генетически заданные предпосылки; наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует.

Понятие личность вводится для подчеркивания неприродной (социальной) сущности индивида, т.е. акцент делается на социальное начало. Понятие личности используется в двух значениях:

  1. Личность – это нормативный тип человека, соответствующий требованиям общества, его ценностно-нормативным стандартам.
  2. Личность – это индивид, посредством своей деятельности включенный в различные виды социальных систем, т.е. являющийся членом социальной группы, общества, коллектива, организации и т.д.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. Личность может рассматриваться  как целостность биогенных, психогенных  и социогенных компонентов, что  дает основание для выделения  биологической, психологической и  социальной структур личности.

Биологическая структура  личности учитывается социологией, т.к. ее нарушение блокирует нормальное взаимодействие с человеком (больной  или увечный человек не может  выполнять те социальные функции, которые  выполняет здоровый человек).

Социальная структура  личности включает совокупность объективных  и субъективных социальных свойств  индивида, формирующихся и функционирующих  в процессе его разнообразной  деятельности, под влиянием тех общностей  и объединений, в которые он входит. Отсюда важнейшей характеристикой  социальной структуры личности является ее деятельность.

Подойти к задаче характеристики личности можно двояким образом: с точки зрения ее структуры; с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми.

В табл. 1 особенности личности сгруппированы в иерархически расположенные подструктуры по степени влияния на их формирование биологических (генетических) и социальных (приобретенных в культуре) качеств.

Таблица 1. Иерархическая  структура личности (по К.К. Платонову):

Краткое название подструктуры

К данной структуре относятся

Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Социально-биологический  уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных  процессов (эмоции, чувства)

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания нервных  процессов, баланс процессов возбуждения  и тороможения ит.п.; половые возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практичекски отсутсвует)


 

Существует множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена.

 

Процесс социализации

Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир  меняется, требуя соответствующих изменений  и от нас. Жизнь - это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Трехлетние дети социализированы в рамках детского садика, студенты - в рамках избранной ими профессии, новые работники - в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена - в рамках созданной ими молодой семьи, новообращенные в рамках своей религиозной секты, а пожилые люди - в рамках дома для престарелых. Так или иначе все общества имеют дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть до стадии старения и завершающимся смертью.

Процесс социализации проходит фазы, которые называют еще основными  стадиями жизненного цикла.

  1. Детство и юность (от 1 года до 18 лет) – подготовка к активному трудовому периоду.
  2. Зрелость (18–60 лет) – активный трудовой период.
  3. Старость (60 лет и старше) – выход из активного трудового периода.

На рис. 1 обозначены три кризисные точки в жизни человека: А – окончание средней школы и подготовка к поступлению в вуз или поиск работы, С – кризис середины жизни, В – выход на пенсию и переход к пассивной части социализации. Это период активной социализации, ограниченный тремя кризисными точками.

            Период между этими тремя точками (АСВ) – время максимальной трудовой активности человека. Ему предшествует период максимальной учебной активности – 11 лет школьного обучения. Для многих он продолжается до момента окончания вуза, еще 5–6 лет.

Помимо стадий или фаз  процесса социализации надо выделять также понятие «содержание социализации». Взаимодействие с себе подобными  в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам  жизни» другую, называется становлением социального «Я». Содержание социализации – не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности.

Социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения; незримыми  социальными нитями – правами, обязанностями, отношениями – она связана  с другими ролями. И все это  надо осваивать. Вот почему к социализации более применим термин «освоение», а не «обучение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из его частей.

 

Социальные статусы

Статус чуть ли не самое распространенное понятие в социологии, единой трактовки его природы в этой науке не достигнуто. Ф. Бейтс пишет, что статус принято понимать как обозначение ранга, места в социальной структуре, связанное с определенным набором норм. Известно также, что некоторые применяют термин «роль» к поведению, а другие обозначают им социальную позицию, третьи – нормативную пространственную неповеденческую вещь и т.д.

Социологи под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностями. Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Статус – это пустое место, ячейка в общественном разделении труда. Мать, мэр, священник, приятель, начальник, мужчина, капитан, ребенок, якут, заказчик, профессор и осужденный — все это статусы.

Классическую формулировку в 30-е годы предложил американский антрополог и социолог Ральф Линтон. Он четко отделил статус от роли, говоря при этом, что статус человека занимает как некую ячейку ( occupy a status ), а роль человеку необходимо играть ( play a role ). Следовательно, статус - это позиция в социальной структуре, а за ролью стоят определенное мышление и поступки.

Не все статусы находятся в нашей власти. Некоторые статусы придаются нам группой или обществом. Статус, унаследованный от рождения, прирожденный называется приписываемым (аскриптивным). Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол. Расовая принадлежность, религия, семья и социально-экономическое положение также являются общепринятыми основаниями для определения статуса того или иного лица. Остальные статусы мы получаем благодаря индивидуальному выбору и конкуренции. Статус, полученный человеком в обществе благодаря его усилиям, называется достигнутым. Ни одно общество не может игнорировать различие индивидуальностей, поэтому успех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определенного статуса на основе конкретного достижения. Водитель, санитар, продавец, певец, студент, - все это примеры достигнутого статуса. Основной статус. Некоторые из наших статусов превалируют над другими статусами как в нашем сознании, так и в сознании других людей. Основной статус - это ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными его правами и обязанностями. Для детей основным статусом является возраст; аналогичным образом во многих обществах основным статусом является пол. Основной статус образует каркас, внутри которого формулируются наши цели и проходит наше обучение.

 

В понимании статуса сложилось несколько подходов:

а) стратификационный - статус как престиж или ранг в вертикальной иерархии общества;

б) функциональный - статус как позиция в социальной структуре общества, функционально связанная с другими позициями;

в) нормативно-ролевой - отождествление статуса с ролью либо с нормами в социо-культурном пространстве общества;

г) интегративный - объединение в одно понятие статуса множества социальных (профессиональных, экономических, политических и др.) позиций, занимаемых индивидом.

Социальные роли

Значение социальной роли. Статус предполагает наличие определенных социальной культурой прав и обязанностей, формирующих модель поведения - то, что социологи называют ролью. Эти ожидаемые от человека действия определяют поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или несоответствующее обладателю статуса. Говоря проще, различие между статусом и ролью заключается в том, что статус мы занимаем, а роль играем. Социологи позаимствовали понятие роли из театра. Аналогию представил        У. Шекспир в своей комедии «Как вам это понравится» (акт II, сцена 7):

Весь мир — театр,

И люди в нем актеры.

Актеры исполняют роли в соответствии со сценарием (аналогичным социальной культуре), с тем, что говорят и делают другие актеры, и реакцией публики. Но тут есть и свои минусы. Театр - мир придуманный, а в жизни мы играем реальные, настоящие роли. В обычной жизни мы редко отдаем себе отчет в том, что действуем по сценарию. В жизни человеку приходится много придумывать своего, постоянно проверять и изменять свои поступки, сообразуясь с действиями других людей.

Роли позволяют мысленно формулировать поведение с тем, чтобы поступать должным образом. При этом мы анализируем подробности  разворачивающейся ситуации и определяем для себя, кто что делает, когда он это делает и где. Роли дают возможность предполагать, что в некоторых отношениях мы можем игнорировать отдельные различия и говорить, что практически люди взаимозаменяемы. Например, каждый «знает», что врач - это «человек, лечащий больных», а плотник - «человек, использующий пиломатериалы для строительства домов». В итоге можно сказать, что роли позволяют управлять наборами моделей поведения, сокращая или увеличивая их диапазон.

Роль - это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определенным статусом.

Роли выполняют функцию норм, определяющих наши обязанности - действия, которые на законных основаниях могут требовать от нас другие люди, а мы требовать их от других. Взаимодействие индивидов в группах осуществляется через сети ответных ролей. Ролевые отношения связывают нас друг с другом потому, что права на одной стороне взаимоотношения являются требованиями на другой.

Ролевой набор. Один статус может иметь некоторое число связанных с ним ролей, образуя ролевой набор. Например статус студента. Он включает в себя роль ученика, роль сокурсника других студентов, роль читателя библиотеки и роль “хорошего товарища” в студенческой среде. Роль не существует сама по себе. Она представляет собой комплекс занятий и действий, тесно связанный с деятельностью других людей. Поэтому не бывает преподавателей без студентов, жен без мужей. Группы состоят из сложных комплексов переплетающихся ролей, которые члены групп играют в процессе взаимодействия: Люди воспринимают эти устойчивые отношения как социальную структуру — школу, больницу, семью, армию и т.д.

Ролевой конфликт возникает в том случае, когда индивиды сталкиваются с противоречивыми требованиями, которые обусловлены одновременным обладанием двумя или более статусами. Так, тренер футбольной команды, сын которого является членом команды, может попасть в ролевой конфликт, принимая решения о том, кого поставить в защиту – своего сына или более талантливого игрока. Один из способов разрешить ролевой конфликт – распределить  свою жизнь по определенным категориям и брать на себя единовременно только одну из несовместимых ролей. Например, студенты могут попытаться отделить свои отношения в университете от отношений с домашними, чтобы исключить необходимость одновременного общения с родителями и сверстниками.

Статусы и роли — это  строительные блоки для более  обширных и сложных социальных структур, включая группы. Социологи называют группой двух или более индивидов, которые имеют общие взгляды  и связаны друг с другом в относительно устойчивых моделях социального взаимодействия. Роли объединяют нас в рамках социальных отношений. Когда эти отношения поддерживаются в течение длительного времени, им приписывают свойства группы. В результате обычно происходят четыре вещи.

Информация о работе Социализация личности