Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 22:08, доклад

Описание

Внутренний облик -- это индивидуальность человека, его природные задатки, черты и свойства, относительно неизменные и постоянные во времени и ситуации, отличающие одного индивида от другого. Понятие "личность" выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как социальная характеристика человека. Каждый ли человек является личностью? Очевидно, нет. Не был личностью человек в родовом строе, поскольку его жизнь была полностью подчинена интересам первобытного коллектива, растворена в нем, а его личные интересы еще не обрели должной самостоятельности. Не является личностью человек, сошедший с ума. Не является личностью человеческий ребенок

Работа состоит из  1 файл

аара.docx

— 19.76 Кб (Скачать документ)

Человек -- биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало (анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме) неразрывно взаимосвязано в нем с социальными чертами (коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству).

 

Индивид -- принадлежность к homo sapiens, отдельный живой организм, особь.

 

Личность -- социальный образ человека, складывается из его общественного образа и внутреннего облика:

 

Общественный образ определяется деятельностью и положением человека в обществе, реализацией его индивидуального потенциала, уровнем развития и общественной активности личности.

 

Внутренний облик -- это индивидуальность человека, его природные задатки, черты и свойства, относительно неизменные и постоянные во времени и ситуации, отличающие одного индивида от другого. Понятие "личность" выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как социальная характеристика человека. Каждый ли человек является личностью? Очевидно, нет. Не был личностью человек в родовом строе, поскольку его жизнь была полностью подчинена интересам первобытного коллектива, растворена в нем, а его личные интересы еще не обрели должной самостоятельности. Не является личностью человек, сошедший с ума. Не является личностью человеческий ребенок. Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен признаков социального порядка. Поэтому он не может совершать поступков и действий, движимый чувством социальной ответственности. Ребенок - лишь кандидат в человека.

 

Формирование человека. Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации, то есть усвоения, накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений.

Социализация осуществляется посредством  общения, воспитания, образования, средств  массовой информации, системы социального  контроля и т.д. Она происходит в  семье, детском саду, школе, специальных  и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах и пр. В процессе социализации усваиваются, входя в структуру  личности, обыденные, житейские взгляды  и представления, производственные, трудовые навыки, правовые и нравственные нормы поведения, политические установки  и цели, социальные идеалы, научные  знания, религиозные ценности и т.д.

 

Социализация начинается с первых минут существования индивида и  протекает на протяжении всей его  жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Личностью человек  не рождается, личностью он становится. Назвать человека личностью можно  тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального  развития, который делает его способным  управлять своим поведением и  деятельностью, давать отчет результатам  и последствиям своих поступков  и действий. Иначе говоря, личностью  человек становится тогда, когда  он оказывается способным выступать  как субъект деятельности, когда  он обладает той или иной степенью самосознания. Стать личностью, минуя  процесс социализации, человек не может.

Десоциализа́ция (лат. de (отсутствие, устранение чего-либо) + фр. socialisation (социализация)) — утрата индивидом, по каким-либо причинам, социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде.

 Степени десоциализации

Десоциализа́ция может достигать  различных уровней, от лёгкой дезориентации  в социальных ситуациях, до полной потери связи с социальной средой. В случае сильной десоциализации личность, зачастую, уже не может восстановить утраченные ценности, нормы и роли в полном объёме. Сильная десоциализация имеет место при попадании индивида в экстремальные условия. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, психоневрологические интернаты, а в некоторых случаях и проходящие службу в вооружённых силах.

Причины

Причины могут быть самые различные: длительная болезнь, отпуск, психическое  расстройство, изоляция и тому подобное. По мнению сотрудников факультета психологии МГУ доктора психологических  наук Александра Шамильевича Тхостова и кандидата психологических наук Константина Глебовича Сурнова, к десоциализации могут приводить чрезмерное использование современных технологий и современная культура. В настоящее время они занимаются изучением десоциализирующего влияния развлекательных телекоммуникационных технологий (викторин, лотерей, реалити-шоу и тому подобного), Интернета (веб-форумов, блогов, игр и прочего) и «глянцевых» журналов.

Ресоциализа́ция (лат. re (повторное, возобновляемое действие) + лат. socialis (общественный), англ. resocialization, нем. Resozialisierung) — это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни.

Ресоциализация - усвоение новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, неправильно  усвоенных, устаревших или же в связи  с переходом в принципиально  иные социальные условия.

 

Жизненные циклы в биографии  человека -- это периоды жизни, отделенные друг от друга важными вехами: поступлением в вуз (цикл студенческой жизни), женитьбой (цикл семейной жизни) и т. д., связанные со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадающийся на два этапа, получил особое название.

 

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним  этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.

 

Десоциализа́ция и ресоциализация -- две стороны одного процесса, а именно взрослой социализации. В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или в детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм.

 

Иногда человек попадает в такие  экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии.

 

Ресоциализация может быть столь  же глубокой. К примеру, русский, эмигрировавший в Америку, попадает в совершенно новую, но не менее разностороннюю и  богатую культуру. Отвыкание от старых традиций, норм, ценностей и ролей  компенсируется новым жизненным  опытом. Уход в монастырь предполагает не менее радикальные перемены в  образе жизни, но духовного обнищания  не происходит и в этом случае


Информация о работе Социализация личности