Социализация: понятие, механизмы, средства, агенты, институты, этапы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:02, доклад

Описание

Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает в себя как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. (БЭС. – М., 1998, с. 1131). «Социализация, - пишет П. Штомпка, - это врастание в общество» (С. 411).

Работа состоит из  1 файл

Социализация.doc

— 43.00 Кб (Скачать документ)

Социализация: понятие, механизмы, средства, агенты, институты, этапы

 

Социализация  – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы  знаний, норм и ценностей, позволяющих  ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает в себя как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. (БЭС. – М., 1998, с. 1131). «Социализация, - пишет П. Штомпка, - это врастание в общество» (С. 411).

 

 Зачатки  социальной организации существуют у пчел, муравьев, но у животных нет социализации, так как поведение животных, ведущих коллективный образ жизни осуществляется инстинктивно. Чем примитивнее существо, тем больше у него инстинктов. У слонов, волков уже меньше инстинктов, еще меньше – у обезьян. У человека – 80% поведения социально приобретаемое. Соответственно, чем меньше инстинктов, тем больше роль социализации и ее агентов (например, родителей).

 

Функции социализации

 

1) формирование  и действие механизма трансмиссии  культуры. Культурная традиция, культурное достояние общества переходит из поколение в поколение; это достояние аккумулируется, обогащается только благодаря тому, что предшествующие поколения передают последующим определенные идеи, правила, символы, а позднейшие поколения их принимают, осваивают;

 

2)создается  определенный уровень общественного  согласия и порядка. Действия  людей должны отвечать общественным  ожиданиям, что гарантирует взаимную  координацию действий, предопределяет  то, что контакты и взаимодействия будут проходить без осложнений, ссор и конфликтов.

 

Разновидности социализации

 

Первичная социализация – 1 точка зрения: период от рождения до формирования зрелой личности; 2 точка зрения: социализация, которая  протекает в кругу близких  и родных, то есть первичной группы.

 

Вторичная социализация – 1 точка зрения: ресоциализация, период перестройки, реадаптации к  новым социальным условиям уже зрелой личности; 2 точка зрения: социализация, которая проходит в рамках формальных институтов, вторичных групп (школа, институт, работа).

 

 Иногда  для описания ресоциализации  употребляется термин аккультурация,  т. е. в тех случаях, когда  люди меняют место своего проживания, эмигрируют в другую страну  и вынуждены приспосабливаться  к совершенно новым условиям  другой культуры.

 

 Если люди осваивают девиационные (связанные с отклонением от  нормы) роли, то можно говорить  о контрсоциализации. В этом  случае люди обучаются образцам  и ценностям контркультуры (например, у преступников существуют особые  нормы, язык, стиль жизни, образцы действий и т. п., которые необходимо освоить).

 

 Речь идет о предвосхищающей  социализациии ее разновидности  снобизме в такой ситуации, когда  кто-либо, еще не будучи членом  данной группы или еще не  занимая данной позиции, настолько  сильно субъективно идентифицирует себя с ней, что уже заранее старается максимально уподобиться членам данной группы или лицам, занимающим данную позицию. Например, недавно разбогатевшие бизнесмены, ищущие признания в элитарных кругах, часто заимствуют только поверхностные элементы культуры: манеры или привычки так или иначе одеваться, говорить, материальные реквизиты, формы проведения отдыха и досуга, художественные вкусы и артистические пристрастия.

 

 Речь идет об обратной  социализации, когда, например, сын  обучает отца пользоваться компьютером. Происходит это потому, что в современном мире чрезвычайно быстро происходят социальные и культурные изменения. Новые знания, распространяемые через СМИ проникают в молодежную среду, минуя родителей и учителей, а порой даже вопреки их советам, нарушая ход социализации от старших к младшим.

 

 Основные средства социализации, обеспечивающие социальный контакт  между личностями, личностью и  группой:

 

1)Язык – основной инструмент  социализации. С его помощью человек  принимает, анализирует, обобщает и передает информацию, выражает эмоции и чувства заявляет о своей позиции, точке зрения, дает оценки

 

2)Ценности  – идеальные представления,  принципы, с которыми личность соотносит  свои поступки,

 

3)Нормы  – усвоенный личностью образ  мышления, поведения, общения.

 

4) Навыки  и умения – образцы деятельности. Они  играют не только поведенческую,  но и дидактическую (обучающую  роль) в последующей социализации. Образование навыков и умений  называют социализацией для социализации, так закрепление навыка  и умения помогают быстрее и увереннее овладевать новыми навыками и умениями.

 

Механизмы социализации

 

 По Г.  Тарду(1843-1904) существуют следующие  механизмы социализации:

 

- Закон  подражания (повторения): дети подражают  взрослым, подчиненные – руководителям. Моды, традиции и ритуалы зиждятся на подражании.

 

- Закон  противопоставления. Это противостояние  происходит в душе каждого  человека, который выбирает одну  из нескольких моделей поведения.

 

- Закон  приспособления. В процессе борьбы  идей и людей происходит их адаптация друг к другу с достижением согласия и компромисса.

 

Э. Дюркгейм, критикуя концепцию подражания, считает  важным механизмом социализации принуждение  индивида обществом, социальный контроль.

 

 По П.  А. Сорокинумеханизмами социализации  являются: 1) имитация; 2) идентификация (осознание принадлежности к той или иной общности); 3) стыд (индивидуальный контроль); 4) вина (социальный контроль).

 

Институты (агенты) социализации

 

Агенты социализации – это те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формируют его. К ним относятся люди и социальные институты.

 

Семья – один из определяющих агентов  социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и становление  всей структуры личности. «Семья, - пишет П. Штомка, - должна быть настолько прочной, чтобы обеспечить опеку и заботу о человеке в относительно длительный промежуток времени, охватывающий его младенчество и детство» (С. 409). Эмпирические исследования показывают, что в конфликтных или безотцовских семьях процент детей с отклоняющимся поведением значительно выше.

 

Группа ровесников выполняет функцию  «охраны» от авторитета взрослых в  процессе социализации. Обеспечивает появление таких качеств личности как самостоятельность, независимость, социальное равенство. Позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли (лидер, равные партнеры, изгой, маргинал).

 

Школа действует  как общество в миниатюре. Дает новые  знания и навыки социализации, развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения. В отличие от семьи позволяет понять значение формальных статусов и ролей (учитель как формальный и временный начальник). Школа более авторитарна, рутинизирована. Ее социальное пространство обезличено, так как учителя не могут быть такими же ласковыми, как родители; к тому же любой учитель может быть заменен другим.

 

Средства  массовой информации формируют ценности, образы героев и антигероев, дают образцы  поведения, знания о структуре общества. Действуют обезличенно, формально.

 

Армия осуществляет специфическую, вторичную социализацию (ресоциализацию). Разность ценностей  и стереотипов поведения гражданской  и военной жизни проявляется  резко и часто вызывает у молодых  солдат социальный протест. Это тоже своеобразный институт социализации, форма освоения новых социальных норм. Важно, чтобы процессы протекали на невысоком уровне конфликтности.

Этапы социализации

 

Социализация  – продолжающийся всю жизнь процесс, от рождения до смерти. Жизненный цикл людей связан с разнообразными социальными структурами. Некоторые из этих структур имеют дело с детством, хотя общества значительно различаются в своем определении детства. Объем детских знаний, усвоенных за относительно короткий период, огромен. Многие психологи и социологи считают этот период основополагающим в процессе социализации.

 

Отрочествов большей части мира – промежуток человеческой жизни, который обществом  отчетливо не выделяется. Хотя именно в этот период люди претерпевают психологические изменения, связанные с половым созреванием и часто принимают на себя ответственность взрослых с 13 лет и даже раньше. По мнению Эрика Эриксона, главная задача отрочества создать и утвердить устойчивую тождественность обществу. Но отрочество не всегда бурный, непокорный период.

 

 Проблемы, стоящие перед молодыми, вращаются  вокруг работы и любви. В  идеале эти проблемы развивают  способность чувствовать ответственность,  испытывать доверие и поддержку  и предполагают взаимоотношения  с другими индивидами. Они закладывают основу для их карьеры. На этом пути молодые испытывают влияние возрастных норм и стремятся сопоставить свои личные «часы» по культурным, социальным часам. Некоторые ученые-социологи рассматривали стадии, через которые молодежь обычно проходит. Другие полагали, что непредвиденные случаи играют более важную роль в развитии.

 

 В среднем  возрасте(зрелости) основные задачи  остаются во многом теми же, что и в молодости. По мнению  многих западных социологов, работа  становится определяющей и для  мужчин, и для женщин. Хотя экономические соображения доминируют, люди работают не только по этой причине. Люди работают для того, чтобы устроить свое время, для общения с другими людьми, чтобы убежать от скуки или поддержать положительный имидж. Они проходят средний возраст, сталкиваясь с вариациями изменяющихся обстоятельств и вызовов, к которым они должны адаптироваться.

 

 Подобно  другим периода человеческой  жизни, время, когда начинается  старость, - предмет социального  определения. Кроме того, общества  различаются по степени престижа и достоинства, которые они предоставляют пожилым. Пожилой возраст влечет за собой потерю некоторых социальных ролей. Одна из наиболее важных из них – отставка с работы. Некоторые социологи изображают отставку с работы в отрицательном свете. В общем, когда люди здоровы и их доходы соответствуют требованиям, они обычно выражают удовлетворение отставкой. Много стариков, которые были женаты, испытывают другие ролевые потери. У женщин больше вероятности стать вдовами, чем у мужчин вдовцами.

 

 Диагноз  неминуемой смерти требует, чтобы  индивиды установили новое определение  себя. Это вызывает присвоение  социального статуса, который  не всегда присутствует в социальной  структуре, но образует направление  испытания смертью. Изменения  в медицинской технологии и социальные условия сделали смерть другим испытанием, чем это было раньше. Смерть в современном мире часто удлиняется в сроках и опутывается бюрократическими формальностями.


Информация о работе Социализация: понятие, механизмы, средства, агенты, институты, этапы