Социализация: понятия, функции и механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:23, реферат

Описание

Термин «социализация», несмотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются ещё два термина, которые порой предлагают рассматривать как синоним слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотребелением, но и с существом дела.

Содержание

1. Понятие социализации………………………………………..3 стр.
2. Функция социализации……………………………………….6 стр.
3. Механизмы социализации……………………………………8 стр.
4. Список литературы………………………………………….13 стр.

Работа состоит из  1 файл

социология.docx

— 27.89 Кб (Скачать документ)

 

Министерство сельского хозяйства  Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»

ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

Контрольная работа

по социологии

 

 

«Социализация: понятия, функции и  механизмы»

 

 

 

Проверил: Баранчук А.А.

 

Выполнил: студент 2 курса

Г.С. Кочуров  (специальность 

ЭАСХ гр. 54, шифр 1004157)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2012

Содержание:

  1. Понятие социализации………………………………………..3 стр.
  2. Функция социализации……………………………………….6 стр.
  3. Механизмы социализации……………………………………8 стр.
  4. Список литературы………………………………………….13 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие социализации

Термин «социализация», несмотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди  различных представителей психологической  науки. В системе отечественной  психологии употребляются ещё два  термина, которые порой предлагают рассматривать как синоним слова  «социализация»: «развитие личности»  и «воспитание». Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается  довольно критическое отношение, связанное  уже не только со словоупотребелением, но и с существом дела. Не давая  пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое  содержание этого понятия состоит  в том, что это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоение  им социальных влияний», «приобщения  его к системе социальных связей»  и т.д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид  усваивает определённую систему  норм и ценностей, позволяющих ему  функционировать в качестве полноценного члена общества.

Одно из возражений и строится обычно на основе такого понимания  и заключается в следующем. Если личности нет вне системы социальных связей, если она изначально социально  детерминирована, то какой смысл  говорить о вхождении её в систему  социальных связей. Не будет ли при  этом повторяться одна из старых ошибок в психологии, когда утверждалось, что новорожденное человеческое существо не есть еще человеческое существо и ему предстоит пройти путь «гоминизации»? Не совпадает ли понятие социализации с процессом  гоминизации? Как известно, Л.С. Выгодский  решительно протестовал против изображения  ребенка как существа,  которому еще необходимо гоминизироваться. Он настаивал на том, что ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей. Если социализацию отождествлять с  гоминизацией, то есть все основания крайне негативно относиться к «социализации».

Сомнение вызывает и возможность  точного разведения понятия социализация с другими, широко используемыми  в отечественной психологической  и педагогической литературе понятиями («развитие личности» и «воспитание»). Это возражение весьма существенно  и заслуживает того, чтобы быть обсужденным специально. Идея развития личности – одна из ключевых идей отечественной  психологии. Более того, признание  личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идея развития личности: ребенок, развиваясь, становится таким субъектом, т.е. процесс его  развития немыслим вне его социального  развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них. По объему понятия «развитее личности»  и «социализация» в этом случае как  бы совпадают, а акцентная активность личности кажется значительно более  четко представленным именно в идее развития, а не социализации: здесь  он как-то притушен, коль скоро в  центре внимания – социальная среда  и подчеркивается направление её воздействия на личность.

Вместе с тем, если понимать процесс развития личности в её активном взаимодействии с социальной средой, то каждый из элементов этого взаимодействия имеет право на рассмотрение без  опасения, что преимущественное внимание к одной из сторон взаимодействия обязательно должно обернуться её абсолютизацией, недооценкой другого компонента. Подлинно научное рассмотрение вопроса  о социализации ни в коей мере не снимает проблемы развития личности, а, напротив, предполагает, что личность понимается как становящийся активный социальный субъект.

Несколько сложнее вопрос о соотношении понятий «социализация» и «воспитание». Как известно, термин «воспитание» употребляется в нашей  литературе в двух значениях –  в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия. В качестве субъекта воздействия, понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и всё общество, и, как часто говориться в обыденной речи, «вся жизнь». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять в широком смысле этого слова, то различие исчезает.

Сделав это уточнение, можно так определить сущность социализации: социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной  стороны, усвоение индивидом социального  опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с  другой стороны, процесс активного  воспроизводства индивидом системы  социальных связей за счёт его активной деятельности, активным включением в  социальную среду.

Именно на эти две стороны  процесса социализации обращают внимание многие авторы, принимающие идею социализации в русло социальной психологии, разрабатывающие  эту проблему как полноправную проблему социально-психологического знания. Вопрос становится именно так, что человек  не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в  собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразовании социального  опыта фиксирует не просто пассивное  его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, то есть в известной отдаче, когда результат Ом её является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, то есть продвижение его на новую ступень. Понимание взаимодействия человека с обществом при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятие социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.

Первая сторона процесса социализации – усвоение социального  опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует  момент воздействия человека на среду  с помощью деятельности. Активность позиции личности предполагается здесь  потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений  требует принятия определенного  решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации  субъекта, построения определенной стратегии  деятельности. Таким образом, процесс  социализации в этом его понимании  ни в коей мере не противостоит процессу развития личности, но просто позволяет  обозначить различные точки зрения на проблему. Если для возрастной психологии наиболее интересен взгляд на эту  проблему «со стороны личности», то для социальной психологии –  «со стороны взаимодействия личности и среды».

 

Функция социализации

Функция социализации состоит в том, что культура является важнейшим средством включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе и социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так, как требуют обычаи и традиции. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры, сложившихся в нем форм жизни. Культура определяет содержание, средства и способы социализации. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы поведения, учатся жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.  
Кроме того, культура - один из важных факторов структурирования общества. Она участвует в формировании социальной структуры. Как образ жизни в целом, так и различные сферы деятельности пронизаны культурными значениями, без которых чисто хозяйственные факторы оказываются недостатками. Культурные нормы и смыслы оформляют как место каждого социального слоя или группы, так и дистанцию, разделяющую эти слои. Типы деятельности, хозяйственные занятия, статусы, ранги и должности имеют не только собственно экономическое, профессиональное и социальное содержание, но и символическое, оформляемое через определенные культурные атрибуты и значения. Например, средневековый рыцарь должен был отличаться красотой и привлекательностью, от него требовалась физическая сила, мужество, верность своим обязательствам и благородство по отношению к противнику. Конечно, как и всякий идеал, он не всегда согласовывался с жизнью.

Переход от воинских доблестей  к придворной жизни привел к заметным изменениям и в нормах поведения. Теперь ценились уже не сила и мужество, а изящество манер, галантное  обращение с женщинами, искусство  этикета. Можно сказать, что дворянская этика вырождается в этикет - сложную, разработанную до деталей систему  условных, формальных правил и манер  поведения, предназначенных для  общения в узком, аристократическом  круге лиц. Искусство этикета  было более важным отличительным  признаком аристократа, чем любые  юридические документы, удостоверявшие его сословную принадлежность. Высшего  расцвета этикет достигает при французском  дворе в правление Людовика XIV. 
В дальнейшем сформировался идеал благородного человека, джентльмена. Для него не имеет особого значения сила и внешняя красота, великолепие одежды и воинские доблести. Их заменили хорошее воспитание, достойные манеры, образование, полученное в закрытой школе, грамотная речь, владение другими языками. Описание носителей этого типа культуры можно найти в книгах У. Теккерея, в первой главе романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин".

В традиционных обществах  статусная символика может длительное время сохраняться в неизменном виде, оформляя устойчивые различия между  сословиями, рангами, ступенями социальной иерархии. В мобильном обществе происходит, с одной стороны, постепенное  проникновение сверху вниз символов престижа (языка, манер, образования), а  с другой - вышестоящий класс вновь  и вновь формирует символические  барьеры, устанавливает социальную дистанцию между верхами, средними слоями и низами. В современном  обществе этот механизм целенаправленно  используется бизнесом, проводящим политику повышения статусного сознания потребителей, поощрения спроса на престижные товары и услуги.  
Особенно настойчиво сохраняют свою социокультурную среду высшие слои общества. Это достигается за счет таких вещей, как проживание в фешенебельных районах, покупка товаров в дорогих магазинах, отдых на модных курортах, общение с людьми определенного достатка и статуса.

 

 

Механизмы социализации

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами  и агентами происходит с помощью  ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации.

 

Подразделяются на:

1). Социально-психологические  механизмы 

2). Социально-педагогические  механизмы

К социально-психологическим  механизмам можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Экзистенциальный  нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести  следующие:

Традиционный  механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

Информация о работе Социализация: понятия, функции и механизмы