Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:39, контрольная работа
Социализм – теория, в основе которой лежит равенство (материальных благ, объема прав и обязанностей) и общность собственности. Социалистическое течение ставило целью достижение счастливой и справедливой жизни общества.
Утопический социализм – течение, которое зародилось в начале XIX века и предназначалось для борьбы с эксплуатацией в обществе. Родоначальниками этого течения были К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн.
Социализм – теория,
в основе которой лежит равенство
(материальных благ, объема прав и обязанностей)
и общность собственности. Социалистическое
течение ставило целью
Утопический социализм – течение, которое зародилось в начале XIX века и предназначалось для борьбы с эксплуатацией в обществе. Родоначальниками этого течения были К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн.
Утопический социализм видел первоочередную задачу общественного преобразования в создании крупного общественного производства, основанного на свободном труде и планомерно применяющего достижения науки и техники. Он изобразил будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей и расцвет личности.
Для этого течения характерно использование гипотетического метода, то есть выдвижение гипотез – «что было бы, если», «предположим, что» и т. д.
Свои идеи социалисты-утописты распространяли среди людей путем отправления писем.
Основными произведениями Клода Анри де Рувруа Сен-Симона (1760—1825) являются «Письма женевского обитателя», «Взгляды на собственность».
К. А. Сен-Симон видел смысл истории в постепенном переходе от одной формации к другой (от рабовладельческой к феодальной, а от последней к промышленной) под воздействием роста знаний и развития экономики.
Считал, что будущее принадлежит крупному индустриальному производству и промышленному классу (предприниматели, рабочие, ученые).
Отстаивал организованный труд, в основе которого лежит принцип: от каждого по способности, каждому по его делам.
Для создания общества будущего, с точки зрения К. А. Сен-Симона, необходимо перестроить не только материальные условия жизни, но и развивать духовные качества людей.
Шарль Фурье (1772 – 1837) считал, что для успеха нового общества необходим рост производительности труда, обеспечивающий богатство для всех, для чего общественный доход должен распределяться соответственно: 4/12 – капиталу, 5/12 – труду и 3/12 – таланту. С укреплением и развитием строя ассоциации эти пропорции, как предполагал Ш. Фурье, будут изменяться в пользу труда. Строй ассоциации создаст крупное коллективизированное и механизированное сельское хозяйство, соединенное с промышленным производством. Это соединение произойдет в первичных ячейках общества – «фалангах», располагающихся в огромных дворцах – «фаланстерах». Таким образом, состоится переход к общественной собственности в масштабах трудовых коллективов. При этом, по мнению Ш. Фурье, конкуренцию сменит соревнование, от которого будут выигрывать все.
Средства для создания и функционирования фаланг должны дать капиталисты.
Ш. Фурье не исключал возможности существования при этом частной собственности. Роль государства в таком обществе ничтожно мала и является пережитком прошлого.
Роберт Оуэн (1771 – 1858) в отличие от вышеприведенных утопистов свои теоретические воззрения осуществлял на практике.
Основным врагом
общества Р. Оуэн считал частную собственность.
Деньги предлагал заменить квитанциями,
в которых указано количество
труда, затраченного работником. По этому
принципу он намеревался организовать рынок
В 1800 году Р. Оуэн стал
управляющим прядильного
Предприятие процветало и в условиях экономического кризиса 1815 – 1816 годов, но после ухода Р. Оуэна в 1829 г. его блестящий эксперимент потерпел крах.