Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:21, контрольная работа
Цель данной работы – изучить процесс социальной адаптации и индивидуализации в развитии личности.
Для достижения поставленной цели, мной предполагается решить следующие задачи:
определить понятия «социальная адаптация», «индивидуализация», «личность»;
проанализировать процесс социальной адаптации и индивидуализации в развитии личности.
Введение…………………………………………………….. 3
Глава 1.
Личность…………………………………………………….. 5
1.1. Основные понятия………….………………………….. 5
1.2. Социальный статус и социальная роль личности……. 7
Глава 2. Социальная адаптация и индивидуализация в развитии личности.. …………………………………………………….7
2.1. Социализация личности……………………………...... 7
2.2. Социальная адаптация………………………………... 12
2.3. Индивидуализация в развитии личности…………… 13
Заключение…………………………………………………. 15
Литература.. …………………………………………………16
4. Трудовая стадия социализации
охватывает весь период зрелости человека,
период его трудовой деятельности. Человек
усваивает социальный опыт, и воспроизводит
его за счет активного воздействия на
среду через свою деятельность.
5. После трудовая стадия
социализации рассматривает пожилой
возраст как возраст, вносящий важный
вклад в воспроизводство социального
опыта, в процессе передачи его следующим
поколениям.
Основной период социализации личности
начинается с первых лет жизни и заканчивается
к периоду гражданской зрелости человека,
хотя, разумеется, полномочия, права и
обязанности, приобретенные им, не говорят
о том, что процесс социализации полностью
завершен: по некоторым аспектам он продолжается
всю жизнь. Иначе социализация означает
процесс постоянного познания, закрепления
и творческого освоения человеком правил
и норм поведения, диктуемых ему обществом.
Первые элементарные сведения человек
получает в семье, закладывающей основы
и сознания, и поведения. Эстафету социализации
личности принимает школа. По мере взросления
и подготовки к выполнению гражданского
долга совокупность усваиваемых молодым
человеком знаний усложняется. Социализация
той части молодежи, которая приходит
на работу после окончания учебных заведений
(средних, профессиональных, высших), продолжается
в тех конкретных условиях, которые сложились
на производстве под влиянием не только
общественных отношений, но и специфических
особенностей, присущих данному социальному
институту.
Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации — печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач. Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества. И наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые представляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности. Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.
В современных условиях процесс
социализации предъявляет новые требования
к духовному облику, убеждениям и действиям
людей.
Это обусловлено, во-первых, тем, что
осуществление социально-экономических,
политических и духовных изменений может
быть посильно людям высокообразованным,
высококвалифицированным и сознательно
участвующим в претворении их в жизнь.
Только человек, глубоко убежденный в
необходимости намеченных преобразований,
может быть активной, действенной силой
исторического процесса.
Во-вторых, чрезвычайная сложность
процесса социализации личности требует
постоянного совершенствования средств
его осуществления. Они нуждаются в обновлении,
каждодневном поиске, конкретизирующем
и уточняющем место и ответственность
человека при решении как общественных,
так и личных проблем.
В-третьих, социализация личности
является неотъемлемой частью решения
всех общественных проблем. Жизнь убедительно
свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный
процесс, что он в одинаковой степени может
многократно усиливать (или замедлять)
общественный прогресс, если не учитываются
объективные перемены, а также изменения
в сознании и поведении людей.
В-четвертых, социализация личности
предполагает преодоление негативных
явлений в сознании и поведении людей.
До сих пор социология личности не смогла
ответить на такие вопросы: почему часть
людей, имеющих одинаковое стартовое начало
становится хулиганами, пьяницами, ворами?
Почему другая часть превращается в бюрократов,
подхалимов, угодников, карьеристов и
т.д.?
И наконец, социализация личности
происходит в условиях взаимодействия
мировой и национальной культур. И хотя
общечеловеческие мотивы признаны ведущими
в структуре общественного сознания и
поведения, влияние национальных особенностей
нередко оказывается решающим фактором,
который во многом определяет облик человека.
Феномен национального в процессе
социализации поставил перед социологией
вопрос о поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими
ценностями, привел к необходимости
более глубокого понимания социально-психологических
механизмов признания особого места в
общественной жизни каждого народа, каждой
нации и народности и каждого отдельного
их представителя.
Социализация личности предполагает,
что объектом исследования становятся
не одно или несколько, а весь комплекс
общественно значимых качеств человека
в их тесном единстве и взаимодействии.
Они охватывают всю совокупность черт
сознания и поведения: знания, убежденность,
трудолюбие, культуру, воспитанность,
стремление жить по законам красоты и
т.д..
Важное значение имеет преодоление
стереотипов, атавизмов в сознании и поведении
людей. Вместе с тем, в какой бы сфере
ни действовал человек, духовный момент
всегда и во всем сопровождает его деятельность.
Более того, человек не пассивно воспроизводит
то, что диктует ему общество. Он обладает возможностью
проявить свою творческую силу и воздействовать
на окружающие его явления.
Процессы социализации в современном
обществе имеют свою специфику, связанную
с особенностями социальной структуры
и мобильности (разделение труда, проницаемость
социальных границ).
1. В традиционном обществе жизненный
путь человека во многом предопределен
тем, к какой социальной группе принадлежат
его родители. От рождения до смерти человек
последовательно проходит несколько возрастных
ступеней и на каждом этапе подвергается
«предварительной социализации». В современном
обществе социальная мобильность носит
вероятностный характер — с каждой стартовой
позиции человек может попасть на множество
других. Поэтому заранее невозможно подготовить
человека к деятельности во всех значимых
группах; в результате он сначала попадает
в какую-либо группу, а затем начинает
к ней адаптироваться (социализироваться).
2. Вторая особенность социализации в современном обществе, по сравнению с традиционным, — множественность и взаимонезависимость агентов социализации. В традиционном обществе нормы, действующие в разных агентах социализации, более согласованы. Для современного общества характерны ролевые конфликты как следствие «мозаичного» характера социализации.
Проблемы социализации
в современном российском обществе связаны
с тремя обстоятельствами:
1. изменением (разрушением) системы
ценностей, в результате чего старшее
поколение не всегда может подготовить
молодежь к жизни в новых условиях;
2. коренным и очень быстрым изменением
социальной структуры общества; неспособностью
многих новых социальных групп обеспечить
воспроизводство своих рядов;
3. ослаблением системы формального
и неформального социального контроля,
как фактора социализации. К одной из наиболее
явных особенностей современной социализации
относится ее длительность по сравнению
с предшествующими периодами.
Одной из стадий социализации является
социальная адаптация.
Слово «адаптация» происходит от латинского «adapto» — приспособляю.
Социальная адаптация
— это процесс приспособления человека
к меняющейся социальной среде с помощью
различных социальных средств.
Конечно, есть люди, которые стремятся
уйти от контактов с действительностью,
замыкаются в себе, погружаются в мир собственных
переживаний. Узкий круг предметов занимает
их внимание; выбирая виды деятельности,
они предпочитают те, которые не требуют
согласованного, совместного труда. Такие
«раки-отшельники» — частые персонажи
литературных произведений.
Однако большинство людей стремится органично вписаться в окружающую социальную среду. Свойство адаптации присуще всему живому, но человек осуществляет этот процесс осознанно. Прежде всего, осваиваются наиболее устойчивые свойства этой среды, типичные способы социального поведения. Так, ребенок довольно длительное время адаптируется к такому учреждению, как школа: привыкает к школьному распорядку, усваивает правила поведения, овладевает нормами коллективной деятельности, осваивает стиль общения с педагогом. Но это в основном внешние формы адаптации. Главное состоит в том, что принимаются ценности определенного социального окружения. Представим себе человека, переехавшего из села в город. Сельская жизнь располагает к большей открытости и осведомленности о жизни односельчан, она предполагает и более активные формы влияния на тех, кто «выбивается из общего ряда», нарушает традиционные формы общежития. Городская жизнь, при всей ее скученности, значительно более анонимна и автономна. Люди, долгие годы, живущие в одном доме или даже на одной лестничной площадке, подчас незнакомы друг с другом. «Новообращенному» городскому жителю рано или поздно придется принять такой образ жизни, адаптироваться в новой среде. В противном случае его попытки активно вмешиваться в жизнь малознакомых людей будут приводить к постоянным конфликтам.
Из приведенного примера видно, что, хотя адаптация и носит непрерывный характер, особенно активно она происходит при смене социального окружения, видов деятельности.
Показателями степени адаптации может служить успешное осуществление человеком своих социальных ролей, его высокий социальный статус, а также общая психологическая удовлетворенность социальной средой в целом.
Социологи и психологи различают
два типа адаптации.
Первый тип характеризуется
активным воздействием на социальную
среду: человек не только осваивает
сложившиеся формы
Второй тип адаптации — это пассивное
восприятие целей и ценностей группы,
окружения. Поведение человека в данном
случае называют конформным (в переводе
с латинского — подобный, сообразный).
Внешним выражением конформности нередко
служит послушность, когда безропотно
выполняются все предписания. При этом,
однако, внутренне человек может быть
не согласен с групповыми нормами и ценностями.
В самом начале жизненного пути человек
не имеет своего собственного «Я». Он просто
продолжает жизнь эмбриона, как части
материнского тела. Даже различение физических
границ собственного тела от всего остального
мира является результатом довольно длительного,
последовательного изучения ребенком
окружающей среды и последующего открытия
того, что шум и движение вокруг его кроватки
принадлежат иному миру, а не являются
частью его собственного тела, как, например,
руки или ноги.
Обособление личности сначала от физического
мира, а затем от социального — довольно
сложный процесс, который продолжается
всю жизнь. Ребенок учится устанавливать
различия между другими людьми по именам.
Он осознает, что мужчина — это папа, женщина
— это мама. Так постепенно его сознание
движется от имен, которые характеризуют
статусы (например, статус мужчины), к специфическим
именам, обозначающим отдельных индивидов,
включая его самого.
В возрасте около полутора лет ребенок
начинает использовать понятие «Я», осознавая
при этом, что он становится отдельным
человеческим существом. Продолжая накапливать
социальный опыт, ребенок формирует образы
различных личностей, и в том числе образ
собственного «Я».
Все дальнейшее формирование человека
как личности — это построение собственного
«Я» на основе постоянного сопоставления
себя с другими личностями. Таким образом,
осуществляется постепенное создание
личности с уникальными внутренними качествами
и одновременно с воспринятыми общими
для ее социального окружения качествами,
которые постигаются через групповое
общение, групповой опыт.
То, что личность развивается не просто
путем автоматического развертывания
природных задатков, доказывает опыт социальной
изоляции человеческого индивида. Известны
случаи, когда ребенок в детстве был лишен
человеческого окружения и воспитывался
в среде животных. Изучение восприятия
подобными индивидами себя как отдельного
существа в окружающем мире показало,
что они не имеют собственного «Я», так
как у них полностью отсутствует представление
о себе как об обособленном, отдельном
существе в ряду других подобных им существ
(так называемый синдром «Маугли»). Тем
более такие индивиды не могут воспринимать
свое различие и сходство с другими индивидами.
В данном случае человеческое существо
не может считаться личностью.
Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и сознания. В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности. В сфере общения происходит расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка, и в обществе в целом. В сфере сознания — формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.
Информация о работе Социальная адаптация и индивидуализация в развитии личности