Социальная антропология Э. Тейлор (1832–1917)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 03:08, реферат

Описание

Книга известного 2пЦУИ Эдуарда Бернетта Тейлора (1832-1917) «Первобытная культура» была издана в 1871 году. Тейлор поставил перед собой конкретную цель: проследить естественную историю культуры и этапы культурного прогресса. Его интересовало не только духовное развитие человечества, но и сравнительное развитие искусств, обычаев и социальных институтов. Свою главную задачу он видел в том, чтобы описать и определить этапы культурной эволюции и хронологическую последовательность возникновения и смены образа мышления в разных обществах и культурах.

Содержание

1.Введение.
2. Развитие науки о природе в 19 веке.
3. Биография Тейлора Э.Б.
4. “Первобытная культура” Тейлора Э.Б.
5. Значение трудов Тейлора Э.Б.
6. Антропология Тейлора Э.Б.
7.Заключение.
8.Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Реферат социология.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

Уже при жизни Тейлора другой эволюционист-религиовед -- Роберт Маретт попытался усовершенствовать его анимистическую теорию. Он выдвинул мысль, что первобытные люди представляли себе сверхъестественное как стихийную безличную силу, воздействующую на их жизнь и при известных обстоятельствах саму подверженную воздействию. Только из этих представлений, которые он назвал аниматизмом, позднее развился анимизм. Но по сути дела, аниматистическая теория Маретта грешит тем же, что и анимистическая теория Тейлора: переоценивает философские наклонности и возможности ранних людей.

Как свидетельствуют  современные данные этнографии, представления  наименее развитых племен были предметны и конкретны и в лучшем случае не шли дальше абстракций среднего уровня. Они являлись реальным (полезные знания) или превратным (религиозные верования) отражением жизненной практики первобытных людей. Поэтому в наше время преобладает мнение, что первоначальным пластом религиозных верований скорее всего был тотемизм, в котором люди в единственно возможной для них тогда форме осознавали свою неразрывную, как бы родственную связь с непосредственным природным окружением.

Антропология Тейлора Э.Б.

Культурно-историческое развитие у позитивно мыслящего Тейлора - это постепенное усложнение жизни и способов деятельности людей. Он признавал как прогресс, так и регресс в жизни общества, как культурный подъем, так и культурную деградацию, которые, по его мнению, не случайны, а всегда чем-то обусловлены и потому закономерны. «Прогресс и деградация, переживание, оживание, видоизменение и пр. представляют собой связующие нити сложной сети цивилизации». При этом для Тейлора такое развитие является в первую очередь прогрессивным: «Несмотря на отдельные факты деградации, основной тенденцией культуры от первобытных до новейших времен оказывается движение ее от дикости к цивилизации». Поэтому еще одно определение культуры или цивилизации звучит у Тейлора так: «общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека».

Тейлор подробно доказывает и демонстрирует свою правоту на множестве конкретных примеров. Так, рассматривая историю каменного века, ученый следит за ходом постепенного развития оружия - «переход от естественного острого камня к грубейшему, искусственно сделанному каменному орудию представляет собой незаметную градацию, а далее от этой грубой ступени можно проследить самостоятельный прогресс в различных направлениях, пока наконец это производство не достигает удивительного художественного совершенства в такие времена, когда металл начинает вытеснять каменные орудия». То же можно сказать и о других орудиях и производствах, последовательные стадии развития которых могут быть прослежены на протяжении всей их истории, от простейшего естественного состояния до вполне развитого искусства. «Добывание огня, кухонное искусство, гончарное дело, ткацкое искусство можно проследить по линиям их постепенного усовершенствования.

Заключение.

Увидев свет первым изданием (в двух томах) в 1871 г., “Первобытная культура” в последующие годы была переведена на большинство европейских  языков. Ее первое русское издание появилось уже в 1872 г., второе-- в 1896--1897 гг. Царская цензура изъяла из книги все то, что выглядело как кощунство по отношению к христианскому вероучению.

В советское время, в 1939 г., появилось еще одно русское  издание книги под редакцией, с предисловием и примечаниями В.К. Никольского. Здесь под общим названием “Первобытная культура” были объединены две работы Тейлора: его одноименная книга (главы I--IV и XII--XXII в издании 1939 г.) и семь глав из книги “Антропология” (главы V--XI в том же издании). Как было указано в предисловии, редакция опустила некоторую часть устарелых рассуждений и фактических данных и восстановила цензурные купюры. Объединение этих двух работ вместе было, несомненно, вызвано тем, что редакция стремилась показать взгляды Тейлора на происхождение и первоначальное развитие не только мифологии и религии, но и других явлений первобытной культуры. Однако такое объединение двух работ под заглавием только одной из них противоречит элементарным правилам текстологии. К тому же работы эти -- разного жанра: “Первобытная культура” -- исследование, “Антропология” -- популярная сводка, учебник. Из них ценность (особенно религиоведческую) сегодня представляет только первая.

Как бы то ни было, любое  прежнее русское издание “Первобытной культуры” сейчас представляет собой библиографическую редкость. Поэтому и предпринято настоящее издание, в котором восстановлен подлинный текст главной книги Тейлора, сверенный с ее последним прижизненным английским изданием. В книгу не вошли главы “Эмоциональный и подражательный язык” и “Искусство счисления”, представляющие узкоспециальный интерес.

Список использованной литературы:

Tylor E.B. On Method of Investigating the Development of Institution; Applied to Law of Marriage and Descent. - Journal of Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland, 1889, vol.18. Русский перевод: Этнографическое обозрение, 1890, №2ю

Tylor E.B. Primitive Culture. Vol 1--2. L., 1871.

Васильев М.И. Введение в культурную антропологию. Учебное  пособие. ? Великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. ? 156 с.

Зельнов И. Эволюционизм. Свод этнографических понятий и  терминов.-- Этнография и смежные  дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., 1988.

Куббель Л.Е. Становление первобытной истории как науки.-- История первобытного общества. Общие вопросы. Проблема антропосоциогенеза. М., 1983;

Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 317., т. 39, с. 67. 15

Лурье С.В. Историческая этнология: Учебное пособие для  вузов. 2-е изд. ? М.: Аспект Пресс, 1998. ? 448 с.

Перший, А.И. Остаточные явления  в культуре.-- Природа, 1982, № 10; он же. Достоверны ли свидетельства “современных предков”? -- Там же, 1984, № 2.

Тейлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. - М.: Изд-во политической литературы, 1989. ? 573 с.

Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социальная антропология Э. Тейлор (1832–1917)