Социальная мобильность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:17, реферат

Описание

Социальная мобильность – это механизм социальной стратификации, который связан с изменением положения человека в системе социальных статусов. Если у человека статус изменен на более престижный, лучший, то можно сказать, что имела место восходящая мобильность.

Работа состоит из  1 файл

Социальная мобильность.docx

— 15.87 Кб (Скачать документ)

Социальная  мобильность 

Социальная  мобильность –  это механизм социальной стратификации, который связан с изменением положения человека в системе социальных статусов. Если у человека статус изменен на более престижный, лучший, то можно сказать, что имела место восходящая мобильность.

Однако  человек в результате потери работы,  болезни и т.д. может перейти  и в низшую статусную группу –  при этом срабатывает нисходящая мобильность.

Кроме вертикальных перемещений (нисходящая и восходящая мобильность) существуют горизонтальные перемещения, которые  складываются из естественной мобильности (переход с одной работы на другую без изменения статуса) и территориальной  мобильности (переезд из города в  город). 

4.1. Групповая мобильность 

Групповая мобильность вносит в стратификационную структуру большие изменения, нередко влияет на соотношение основных социальных пластов и, как правило, связана с появлением новых групп, чей статус перестает соответствовать сложившейся системе иерархии.

Например: к середине ХХ столетия такой группой  стали менеджеры крупных предприятий. Неслучайно на базе обобщения изменившейся роли управляющих в западной социологии складывается концепция «революции управляющих», согласно которой административная страта начинает играть решающую роль не только в экономике, но и в социальной жизни, дополняя и даже где-то вытесняя класс собственников.

            Групповые перемещения по вертикали  особенно интенсивно проходят  во времена структурной перестройки  экономики. Появление новых престижных, высокооплачиваемых  профессиональных  групп способствует массовому  передвижению по иерархической  лестнице. Падение социального статуса  профессии, исчезновение некоторых  из них провоцируют не только  движение вниз, но и появление  маргинальных слоев, объединяющих  лиц, теряющих свое привычное  положение в обществе, утрачивающих  достигнутый  уровень потребления.  Происходит «размывание» социокультурных ценностей и норм, ранее сплачивавших их и предопределявших их устойчивое место в социальной иерархии.

В периоды  острых  социальных катаклизмов, коренного  изменения социально-политических структур может произойти почти  полное обновление высших эшелонов общества.

           Экономические кризисы, сопровождающиеся  массовым падением уровня материального  благосостояния, ростом безработицы,  резким увеличением разрыва в  доходах, становятся первопричиной  численного роста наиболее обездоленной  части населения, всегда составляющей  основание пирамиды социальной  иерархии. В таких условиях перемещение  по нисходящей линии охватывает  не одиночек, а целые группы. Падение  социальной группы может быть  временным, а может приобретать  устойчивый характер. В первом  случае положение социальной  группы «выправляется», она возвращается  на привычное место по мере  преодоления экономических трудностей. Во втором – нисхождение оказывается  окончательным. Группа меняет  свой социальный статус и начинается  сложный период ее адаптации  к новому месту в социальной  иерархии.

              Итак, массовые групповые перемещения  по вертикали связаны, во- первых, с глубокими серьезными изменениями в социально-экономической структуре общества, обусловливающими появление новых классов, социальных групп, стремящихся к завоеванию соответствующего их силе и влиянию места в социальной иерархии. Во-вторых, со сменой идеологических ориентиров, системы ценностей и норм, политических приоритетов. В этом случае наблюдается движение «наверх» тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, ориентациях и идеалах населения. 

4.2Индивидуальная  социальная мобильность. 

В стабильно  развивающемся обществе перемещения  по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер. То есть поднимаются и опускаются по ступеням социальной лестницы не экономические, политические или профессиональные группы, а их отдельные представители, более или менее удачливые, стремящиеся  преодолеть притяжение привычной социокультурной среды. Дело в том, что индивид, отправившийся в трудный путь «наверх», идет самостоятельно. И в случае успеха изменит не только свое положение в вертикальной иерархии, но и поменяет социальную профессиональную группу. Круг профессий, имеющих вертикальную структуру, как например, в артистическом мире – звезды, имеющие миллионные состояния,  и артисты, перебивающиеся случайными заработками; ограничен и не имеет принципиального значения для общества в целом. Рабочий, успешно проявивший себя на политическом поприще и сделавший карьеру, дослужившись до министерского портфеля, порывает со своим местом в социальной иерархии и со своей профессиональной группой. Разорившийся предприниматель падает «вниз», теряя не только престижное место в обществе, но и возможность заниматься привычным делом.

            В обществе социальные институты  регулируют движение по вертикали,  своеобразие культуры, образа жизни  каждого слоя, позволяют проверять   каждого выдвиженца «на прочность», на соответствие нормам, принципам  той страты, в которую он попадает. Так, система образования обеспечивает  не только социализацию личности, ее обучение, но и выполняет  роль  своеобразного «социального  лифта», который  позволяет наиболее  способным и одаренным подняться на «высшие этажи» социальной иерархии. Политические партии и организации формируют политическую элиту, институт собственности и наследования укрепляет класс собственников, институт брака позволяет осуществить перемещение даже при отсутствии выдающихся интеллектуальных способностей.

           Однако использования движущей  силы какого-либо социального  института для подъема «наверх»  не всегда бывает достаточно. Чтобы закрепиться в новой  страте, необходимо принять ее  образ жизни, органично вписаться  в ее социокультурную среду, строить свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами. Человек нередко бывает вынужден распрощаться со старыми привычками, пересмотреть всю свою систему ценностей, на первых порах контролировать каждый свой поступок. Адаптация к новой социокультурной среде требует высокого психологического напряжения, что чревато потерей связи со своим прежним социальным окружением. Человек навсегда может оказаться изгоем в той социальной страте, куда он стремился, или в которой оказался волею судьбы, если речь идет о движении по нисходящей.

          Феномен нахождения человека  как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением  в социальном пространстве, называется  в  социологии маргинальностью.

           Маргинал, маргинальная личность – это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычной деятельностью,  и кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Его индивидуальная система ценностей, сформированная в иной культурной среде, оказалась настолько устойчивой, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, правилами.

             В представлении многих людей  жизненный успех связывается  с достижением высот социальной  иерархии.

Информация о работе Социальная мобильность