Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:56, реферат

Описание

Наука, как известно, это сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых, объективных знаний и представлений о деятельности. Так, философию называют наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; социологию – наукой об обществе как целостной системе; психологию – наукой о закономерностях развития и функционирования психики человека, педагогику – наукой об образовании, воспитании и обучении подрастающего поколения.

Работа состоит из  1 файл

Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности.docx

— 30.53 Кб (Скачать документ)

     Изолированность советского государства от «капиталистического  мира» в течение 70 лет разрушила  научные связи наших ученных  с коллегами из многих стран, где  социальная педагогика все это время  активно развивалась, где в настоящее  время накоплен значительный научный  потенциал в этой области знаний. Даже сегодня, когда «железный занавес» между Востоком и Западом разрушен, этот иностранный опыт для отечественных  ученых остается пока малодоступным. Специальной  зарубежной литературы по социальной педагогике у нас практически  нет. Если и встречаются единичные  переводные издания, то они не могут дать полного, систематического представления о самой науке. В результате российские ученые вынуждены порою «изобретать велосипед» вместо того, чтобы его совершенствовать.

     Поэтому для становления и развития социальной педагогики в России имеет большое  значение опыт других стран, анализ тех  проблем и трудностей, которые  возникали в процессе развития этой области научных знаний и практической деятельности за рубежом, выявление  самих истоков – причин возникновения  этой науки, ибо известно: отыщи всему  начало и многое поймешь.

     Социальная  педагогика выделилась из педагогики сравнительно недавно. Если рассматривать  социальную педагогику, то в ее развитии можно выделить ряд периодов.

     Первый  – начальный период, который длился с древнейших времен вплоть до XXVII века, связан с осмыслением практики воспитания и формированием педагогической и социально – педагогической мысли. В этот период происходит становление воспитания как социального явления, его преобразования из стихийного действия в осознанную деятельность, возникают различные теории воспитания.

     Переход от первобытнообщинного строя к  рабовладельческому, а затем к феодальному, зарождение капиталистических отношений выдвигали свои проблемы воспитания и защиты ребенка. Еще в античности были высказаны такие основополагающие социально-педагогические идеи, как идеи о необходимости начинать воспитание с раннего возраста, учитывать при этом природу ребенка и влияние окружающей среды, опираться на авторитет взрослого, прежде всего родителей и многие другие. Период Возрождения связан – развитием гуманистических идей в воспитании ребенка. К этому времени относится и воплощение в реальную жизнь ряда идей, как, например, создание итальянским педагогом – гуманистом Витторино Да-Фельтре (1378–1446) одной из первых в истории школы интернатного типа с характерным названием «Дом радости».

     Второй  период – XXII–XIX вв. – характеризуется развитием ведущих идей и научных концепций социальной педагогики, становлением ее как науки.

     XXIII и XIX века вошли в историю мировой культуры как период буржуазно-демократических революций. Видные ученые (педагоги, философы, социологи, психологи) искали решение социально-педагогических проблем на путях сотрудничества с общественностью и государством. Вопросы воспитания рассматривались в русле идей преобразования общества, наделения всех людей равными правами, реальной свободой. В этот период социальная педагогика развивается в тесной связи с практической социально-педагогической деятельностью. Видные педагоги не только высказывают те или иные идеи, но и реализуют их на практике, создавая приюты для детей сирот и беспризорных, детские сады, школы и другие учреждения для детей с различными проблемами.

     На  протяжении всего XIX века шел длительный и неоднозначный процесс отделения социальной педагогики от педагогики. При этом на ее развитие, кроме философии и педагогики, большое влияние оказывали и другие науки, такие как психология, социология, антропология (наука о происхождении и развитии человека), медицина и др. То есть наряду с процессом отделения социальной педагогики от педагогики одновременно шел и другой процесс – ее интеграции с другими науками.

     В конце XIX века социальная педагогика выделяется в самостоятельную область педагогической науки. Это событие связано, прежде всего, с именами немецких ученых Адольфа Дистервега, Пауля Наторпа и др.

     Сначала ХХ века начинается третий период –  период развития социальной педагогики как самостоятельной науки, который  отнюдь нельзя назвать «безоблачным».

     До  сих пор среди ученых разных стран  ведутся дискуссии о том, какое  место занимает социальная педагогика среди других педагогических наук; является ли она наукой или только областью практической деятельности; как соотносятся социальная педагогика и социальная работа и др. Во многих странах термины «педагогика», «социальная  педагогика», «социальный педагог» вообще не употребляется. Так, в США  в учебных заведениях вместо педагогики студенты изучают курс философии  образования, а область практико-ориентированной  помощи людям относится к социальной работе, хотя среди социальных работников есть специалисты, которые ориентированы именно на оказание помощи детям с различными проблемами. В Бельгии используется термин «ортопедагогика», близкий к понятиям «специальная педагогика» и «социальная педагогика».

     Таким образом, в разных странах в зависимости  от их исторических и культурных традиций, уровня развития общества, развития соответствующих  областей наук есть свои отличия, как  в терминологии, так и в сущности понятий. Однако есть и то общее, что  их объединяет. Любое общество всегда решало, решает и будет решать «вечные  проблемы» развития, воспитания и  образования детей, особенно таких, которые имеют проблемы, препятствующие их успешному и полноправному  включению в жизнь общества.

     Термин  «социальная педагогика» введен в дискуссию о воспитании в 1844 г. К. Магером и далее распространен А. Дистервегом. С момента возникновения этого понятия до настоящего времени в немецкой литературе прослеживаются две его различные трактовки, определяющие различные подходы в развитии этой отрасли научного знания. Согласно первой трактовке, социальная педагогика имеет нечто общее с социальной стороной воспитания (К. Магер); согласно второй – она выступает как педагогическая помощь в определенных социальных условиях, ситуациях (А. Дистервег).

     В России институт социальной работы был  введен в начале 90-х годов почти  одновременно с социальной педагогикой. Их введение явилось ответом на реальную действительность, когда потребовались  специалисты, которые могли бы оказать  помощь социально незащищенным слоям  населения. И с тех пор обе  эти сферы практической деятельности активно развиваются, развиваются  и соответствующие области научного знания, ведется профессиональная подготовка специалистов для обеих профессиональных сфер.

     История развития социальной педагогики и социальной работы очень близки. Прежде всего, их объединяют культурно-исторические отношения к людям, требующим  особой заботы и внимания. Не случайно «милосердие», «благотворительность», «помощь» и другие понятия широко используются и в социальной педагогике, и в социальной работе.

     Однако  они имеют и ярко выраженную специфику, которая выявилась с самого начала их развития в нашей стране как  официально признанных институтов. Так, социальная работа начала развиваться  в сфере социальной защиты населения, а социальная педагогика, как отмечалось ранее, – в системе образования  и учреждениях комитетов по делам  молодежи.

     Постепенно  сферы длительности социальных педагогов  и социальных работников стали расширяться, пересекаясь и взаимно дополняя друг друга. В различных государственных и негосударственных учреждениях, например, в некоторых детских домах и школах, сегодня одновременно работают и социальные работники, и социальные педагоги; однако каждый из них имеет свой круг обязанностей и решает свои функциональные задачи.

     Их  отличия обусловлены тем, что  они выделились как прикладные области  знания из разных наук: социальная педагогика – из педагогики, а социальная работа – из социологии. Как науки и  та, и другая в России фактически делают свои первые шаги. Развитие теории социальной работы происходит так же трудно и противоречиво, как и  развитие социальной педагогики. Существуют различные точки зрения на предметы и объекты этих наук, в том числе  и на их соотношение: делаются попытки  подчинить социальную педагогику социальной работе и наоборот, что нужно рассматривать  как закономерное явление в развитии наук.

     Однако, пока ведутся эти научные дискуссии, в практической деятельности различное происхождение социальной педагогики и социальной работы проявляется достаточно четко в том, что социальные педагоги в своей работе опираются, прежде всего, на теоретические и методические основы педагогической деятельности, тогда как социальные работники используют, главным образом, социологические теории и технологии и социологические методы исследования.

     В тоже время области практической деятельности социальной педагогики и  социальной работы настолько близки и по функциям, и по содержанию, и  по методам работы, что они не могут не пересекаться.

     Схематично  это соотношение сфер практической деятельности социального педагога и социального работника можно  изобразить следующим образом.

     Попробуем выделить то общее и специфическое, что связывает социальную работу и социальную педагогику как области  практической деятельности. В первую очередь, это касается их объекта, или  адресата.

     В поле зрения социальной работы попадает человек, но не любой, а тот, у которого есть проблемы, мешающие человеку быть успешным, благополучным членом общества, жить полноценной жизнью.

     Те  или иные проблемы возникают фактически у каждого человека в течение  всей его жизни. Они могут носить психологический, медицинский, правовой, материальный и иной характер, могут  быть связаны с внешними, не зависящими от человека факторами (экологические, социальные, техногенные, межнациональные  и другие катаклизмы), или внутренними  личностными проблемами (нездоровье, отклонения в физическом или психологическом  развитии и пр.). Для социальной работы важно то, что человек не может  разрешить эти проблемы самостоятельно и поэтому нуждается в чьей-то профессиональной помощи.

     Таким образом, можно сказать, что объектом социальной работы является человек, нуждающийся  в помощи в процессе его социальной жизни, т.е. человек как социальный субъект, независимо от его возраста.

     В поле зрения социальной педагогики попадает ребенок, который требует помощи в процессе его социализации –  превращения индивида в социального  субъекта, т.е. ребенок как развивающаяся, формирующаяся личность.

     Сопоставление этих объектов наглядно показывает и  то, что сближает эти две науки  и области практической деятельности, и то, что их концептуально отличает. Показательно с этой точки зрения и то, что человек, которому оказывается  помощь, в социальной работе, как  правило, называют клиентом, в социальной же педагогике обычно употребляется  слово ребенок.

Информация о работе Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности