Социальная политика Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:41, доклад

Описание

Спецификой социальной политики Японии является то, что она способствует укреплению и повышению благополучия, прежде всего, коллектива, а не отдельного его члена, как в США, или всего населения, как в Швеции. Модель социальной политики Японии, таким образом, является корпоратистской.
После 1960 г политика «удвоения ВВП» ставилась с головы на ноги: во главу угла помещался интерес трудящихся. Задача в подобной правильной постановке потребовала очень тщательного подхода к ее решению.

Работа состоит из  1 файл

доклад.docx

— 22.11 Кб (Скачать документ)

Социальная  политика Японии      

Спецификой  социальной политики Японии является то, что она способствует укреплению и повышению благополучия, прежде всего, коллектива, а не отдельного его члена, как в США, или всего  населения, как в Швеции. Модель социальной политики Японии, таким образом, является корпоратистской.        

  После 1960 г политика «удвоения  ВВП» ставилась с головы на  ноги: во главу угла помещался  интерес трудящихся. Задача в  подобной правильной постановке  потребовала очень тщательного  подхода к ее решению. Главное  в этом подходе — обстоятельные  консультации и твердые договоренности  между властью и бизнесом, бизнесом  и работниками о государственной  поддержке бизнеса в части  благоприятного делового климата  и стимулировании экспорта, росте  заработков лишь в меру динамики  производства, о социальной ответственности  бизнеса перед работниками, об  ответственности персонала за  качество и производительность  труда. Государство взяло на  себя обязанности по созданию  национальной системы социальной  защиты, а по линии «бизнес  — персонал» общественный договор  предусматривал обмен лояльности  работника (самоотверженной, фанатической  преданности своей компании, компетентности, максимального упорства в труде)  на патриархальную заботу нанимателей  о них. 

Подобное социальное согласие породило такие уникальные и эффективные инструменты, как кружки качества, пожизненный наем, крупные выплаты корпораций выходящим на пенсию работникам и др. 

Задуманное  обеспечивалось за счет реализации целенаправленных мер. Среди них: 

— совершенствование административно-правовой поддержки потребителя, на что было направлено принятие более 50 законов, расширяющих его реальные права. Политика обеспечения приоритета потребителя, а также жесткие антимонопольные  меры и поддержание конкурентной среды во многом определили появление  такого феномена, как японское качество товаров и услуг (нарекания на которые еще в 40–50-е годы были распространенным явлением); 

— развитие собственно социальной сферы. Дифференцированная система медицинского страхования (отдельно для мелких самостоятельных хозяев, отдельно для занятых на малых и на крупных предприятиях), страхование занятости, повышение материального положения социальных групп, важных с точки зрения политической стабильности (военнослужащих) и социально-экономического развития (учителей). Важную роль в этой связи имел Закон о работниках просвещения от 1974 года, устанавливавший высокий материальный статус педагогов (выше, чем у госслужащих с аналогичным уровнем образования и стажем работы); 

— государство  выступало как гарант контроля выполнения социального партнерства, в том числе на уровне корпорации (брало на себя выплату заработной платы в случае неспособности предпринимателя это сделать, но и применяло жесткие кары в отношении нерадивого предпринимателя); 

— крупный бизнес как гарант социальной поддержки занятых на его предприятиях (повышение образовательного уровня, медицинское обеспечение, выплата  целевых социальных пособий, система  пожизненного найма); 

— поддержка  государством малого и среднего предпринимательства: административная — облегчение условий создания и функционирования предприятий, финансовая — создание льготных условий кредитования, законодательная — защита мелкого собственника и т. д. Цель — расширение социальной базы за счет использования патерналистских возможностей самих малых предпринимателей, куда делегировалась ответственность по заботе о персонале.       

Практикуемая  система пожизненного найма в  Японии способствует устранению конфликтности  среди работников; при этом поощряются сбережения и вклады как в человека, так и в физический капитал, и не стимулируется потребление, так как это уменьшает ресурсы, направляемые на дальнейший рост. Социальная политика Японии направлена на обеспечение низкого уровня безработицы, активного создания рабочих мест, сокращения дифференциации доходов. Низкий уровень неравенства и нищеты обеспечивается за счет перераспределения богатства, а не доходов граждан. В послевоенный период в Японии было проведено перераспределение земельных угодий и богатств; введен налог на богатство; осуществлены протекционистские меры в отношении мелкотоварного сельского хозяйства и меры поощрения развития малых предприятий. Особенность социальных отношений в Японии состоит в том, что там практически отсутствует слой крупных собственников. Наряду с этим широкое распространение получил слой профессиональной бюрократии, которая проводит в исполнение намеченную экономическую и социальную политику. Широкомасштабные инвестиции в социальную сферу, обеспечиваемые за счет поддержания расходов на оборону на минимальном уровне, позволили Японии достичь значительного прогресса в развитии человеческого капитала.

О политике заработной платы в японских компаниях

Выплаты японскому  работнику складываются из трех компонентов: зарплаты (базисной ставки, это 70-80%, и надбавок), а также бонусов. Увеличение базисной ставки происходит на разных этапах трудовой деятельности по-разному: (а) до обзаведения семьей (до 30 лет) — умеренно восходящая кривая; (б) после женитьбы и рождения детей (30-40 лет) — крутой подъем; (в) по достижении производственной зрелости (40-45 лет) — снова умеренно восходящая кривая. В предпенсионный период базисная ставка почти не увеличивается. Размер бонусов зависит от прибылей фирмы и может достигать примерно двухмесячной или полугодовой заработной платы. Летние бонусы идут преимущественно на сбережения, а новогодние — на «добавку» к обычным потребительским расходам. 

Таким образом, около трети выплат работникам осуществляется по результатам того, как сработала  фирма, притом что основная часть заработка существенно увеличивается лишь единожды в течение всего периода трудовой деятельности. 

При выходе на пенсию по старости включается программа выходных пособий, реализуемая  практически всеми компаниями с  числом занятых от 30 человек. Эти  пособия выплачиваются без каких-либо предварительных страховых взносов  со стороны работников, то есть предоставляются  на безвозмездной основе за счет прибылей предприятия. Единственное условие, дающее право на получение таких пособий, сводится к тому, что работник должен беспрерывно проработать на данном предприятии не менее 20 лет. Размер выходного пособия зависит от стажа работы и уровня образования  работника. Так, лица с высшим образованием получают при стаже работы в 20–24 года 24,7 среднемесячных зарплат, 25–29 лет  — 30,9, 30–34 года — 41,3 и более 35 лет  — 48,0 среднемесячных зарплат. Лица, окончившие средние школы второй ступени, получают при стаже в 20–24 года 20,8 среднемесячных зарплат, 25–29 лет — 27,3, 30–34 года — 36,0 и более 35 лет — 46,6 среднемесячных зарплат. Выходные пособия, выражающиеся в десятках миллионов иен, являются не только чувствительным подспорьем к ежемесячным пенсиям по старости ушедших на покой работников, но и стимулами к открытию ими  собственного дела.     

Японская  социальная политика в основном направлена на создание достойного уровня жизни  лицам пожилого возраста. Это связано  с тем, что численность данной категории постоянно растет и к 2025 году достигнет 5,2 млн. человек против 2 млн. в 1993 году. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда. Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.     

За  счет бюджета финансируется в  Японии так называемое общественное вспомсуществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны: 75% выплат по общественному вспомоществованию предоставляется из центрального бюджета, 25% - из бюджетов местных органов власти. К 2025 году планируется поднять расходы на социальное обеспечение, и в частности, повысить уровень социальной защищенности всех нуждающихся. 

В 2009 году в Японии жило около 127,47 млн человек. По данным 2007 года 89,07 % японцев проживает в городах. Японское общество лингвистически и культурно однородно с небольшими вкраплениями иностранных рабочих. Национальные меньшинства включают в себя рюкюсцев, корейцев, китайцев, филиппинцев, японских бразильцев и японских перуанцев. В 2005 году в Японии находилось около 1,56 млн иностранцев. Страну посещает всё большее число русских, в 2002 году в Японию приехали 36 693 человека. Около 98 % населения составляют собственно японцы; наиболее крупными группами коренных меньшинств являются рюкюсцы (около полутора миллионов человек), айны, а также социальные меньшинства — буракумины. 

В Японии одна из самых высоких ожидаемых продолжительностей жизни, в 2009 году она составляла 82,12 лет, и один из самых низких уровней младенческой смертности. Японское общество быстро стареет, взрыв рождаемости после окончания Второй мировой войны сменился сокращением роста рождаемости в конце XX века. В 2005 году около 20,1 % населения было старше 65 лет. 

Эти изменения  в демографической структуре  привели к возникновению ряда социальных проблем, в частности к потенциальному снижению рабочей силы и к увеличению стоимости таких социальных выгод как пенсия. Многие молодые японцы предпочитают не вступать в брак или создавать семью. Ожидается, что к 2050 году японское население упадёт до 95 млн человек. Демографы и правительство участвуют в горячих дискуссиях по поводу того, как справиться с этой проблемой. В качестве решения демографических проблем иногда предлагаются иммиграция и поощрение рождаемости. 

Образование

Начальное, среднее  и высшее образование было введено в Японии в 1872 году в результате реставрации Мэйдзи. С 1947 года обязательное образование в Японии состоит из начальной школы и средней школы, которое продолжается в течение девяти лет (в возрасте от 6 до 15 лет). Почти все дети продолжают свое образование в трехлетней старшей школе, и, согласно Министерству Образования, Культуры, Спорта, Науки и Технологии Японии, около 75,9 % выпускников средних школ продолжают обучение в университетах, колледжах, профессиональных училищах или других учреждениях. Образование Японии является очень конкурентоспособным, в частности для поступления в высшие учебные заведения. Двумя лучшими университетами в Японии считаются Токийский университет и Университет Киото. Программа международной оценки учащихся координируется ОЭСР, в настоящее время качество знаний и умений 15-летних детей в Японии является одним из лучших в мире. 

Здравоохранение

Медицинские услуги в Японии предоставляются государственным  и местными правительствами. Оплата за личные медицинские услуги производится через универсальную систему медицинского страхования, которая обеспечивает относительное равенство доступа, сборов, установленных правительственным комитетом. Люди, не имеющие страховку, через работодателя могут участвовать в национальной программе медицинского страхования в ведении местных органов власти. С 1973 года финансируемое правительством страхование распространяется на всех пожилых людей. Пациенты имеют право выбирать врача, а также средства обслуживания.

В систему социального  обеспечения Японии входят: общественное вспомоществование, социальное обслуживание, социальное страхование и общественное здравоохранение. К ней же относится  учрежденная в 1974 г. самостоятельная служба здравоохранения для престарелых.

Главным звеном всей системы является социальное страхование, в задачу которого входит обеспечение граждан в случае временной или постоянной нетрудоспособности. Оно осуществляется за счет создаваемых в обязательном или добровольном порядке страховых фондов, формируемых из страховых взносов населения и работодателей, а также государственных средств. В 60-е гг. на долю социального страхования приходилось 78,6% доходной и 73,8% расходной частей бюджета министерства здравоохранения и социального обеспечения.

Наряду со сложностью организационной  структуры социальное обеспечение  в Японии отличается еще и дробностью входящих в него звеньев. Так, в пределах пенсионной системы действуют до десяти относительно самостоятельных режимов обеспечения граждан по одним и тем же видам постоянной нетрудоспособности. Такое положение порождает различия в размере и условиях получения тех или иных видов обеспечения для отдельных категорий населения.

Благодаря принятым государством мерам (наиболее значительные реформы имели место в 1973 и 1983 гг.) в 70—80-е гг. в системе социального  обеспечения Японии произошли изменения: повышены размеры выплат, расширен охват населения отдельными видами обеспечения, предприняты попытки преодолеть дробность системы. Существенно изменилась и его структура: как и в других развитых странах, в Японии в ведущую отрасль социального обеспечения превратилась пенсионная система, что имеет большое значение ввиду ускорения процесса "старения" населения страны. Если в 1970 г. 58,9% всех расходов на социальное обеспечение в Японии шло на пособия по временной нетрудоспособности и лишь 24,3% на пенсии, то в 80-е гг. — соответственно 40,7% и 45,4%. Суммарная доля расходов на социальное обеспечение в национальном доходе страны увеличилась в это время с 5,7% до 14,5% (в том числе затрат на выплату пенсий с 1,4% до 6,6%, пособий по временной нетрудоспособности — с 3,4% до 5,9%). Однако уровень социального обеспечения в Японии пока ниже, чем в других развитых странах.

В рамках государственной  системы социального обеспечения  Японии существует несколько пенсионных систем, основанных на принципах страхования населения. Большая их часть охватывает страхование наемных работников по месту их работы, где страховые взносы кроме самих работников выплачивают их работодатели. Государство там, где оно не выступает в качестве работодателя, выплачивает к пенсиям определенные дотации.

Информация о работе Социальная политика Японии