Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:41, доклад
Спецификой социальной политики Японии является то, что она способствует укреплению и повышению благополучия, прежде всего, коллектива, а не отдельного его члена, как в США, или всего населения, как в Швеции. Модель социальной политики Японии, таким образом, является корпоратистской.
После 1960 г политика «удвоения ВВП» ставилась с головы на ноги: во главу угла помещался интерес трудящихся. Задача в подобной правильной постановке потребовала очень тщательного подхода к ее решению.
Социальная политика Японии
Спецификой социальной политики Японии является то, что она способствует укреплению и повышению благополучия, прежде всего, коллектива, а не отдельного его члена, как в США, или всего населения, как в Швеции. Модель социальной политики Японии, таким образом, является корпоратистской.
После 1960 г политика «удвоения
ВВП» ставилась с головы на
ноги: во главу угла помещался
интерес трудящихся. Задача в
подобной правильной
Подобное социальное согласие породило такие уникальные и эффективные инструменты, как кружки качества, пожизненный наем, крупные выплаты корпораций выходящим на пенсию работникам и др.
Задуманное обеспечивалось за счет реализации целенаправленных мер. Среди них:
—
совершенствование
— развитие собственно социальной сферы. Дифференцированная система медицинского страхования (отдельно для мелких самостоятельных хозяев, отдельно для занятых на малых и на крупных предприятиях), страхование занятости, повышение материального положения социальных групп, важных с точки зрения политической стабильности (военнослужащих) и социально-экономического развития (учителей). Важную роль в этой связи имел Закон о работниках просвещения от 1974 года, устанавливавший высокий материальный статус педагогов (выше, чем у госслужащих с аналогичным уровнем образования и стажем работы);
— государство выступало как гарант контроля выполнения социального партнерства, в том числе на уровне корпорации (брало на себя выплату заработной платы в случае неспособности предпринимателя это сделать, но и применяло жесткие кары в отношении нерадивого предпринимателя);
— крупный бизнес как гарант социальной поддержки занятых на его предприятиях (повышение образовательного уровня, медицинское обеспечение, выплата целевых социальных пособий, система пожизненного найма);
— поддержка государством малого и среднего предпринимательства: административная — облегчение условий создания и функционирования предприятий, финансовая — создание льготных условий кредитования, законодательная — защита мелкого собственника и т. д. Цель — расширение социальной базы за счет использования патерналистских возможностей самих малых предпринимателей, куда делегировалась ответственность по заботе о персонале.
Практикуемая система пожизненного найма в Японии способствует устранению конфликтности среди работников; при этом поощряются сбережения и вклады как в человека, так и в физический капитал, и не стимулируется потребление, так как это уменьшает ресурсы, направляемые на дальнейший рост. Социальная политика Японии направлена на обеспечение низкого уровня безработицы, активного создания рабочих мест, сокращения дифференциации доходов. Низкий уровень неравенства и нищеты обеспечивается за счет перераспределения богатства, а не доходов граждан. В послевоенный период в Японии было проведено перераспределение земельных угодий и богатств; введен налог на богатство; осуществлены протекционистские меры в отношении мелкотоварного сельского хозяйства и меры поощрения развития малых предприятий. Особенность социальных отношений в Японии состоит в том, что там практически отсутствует слой крупных собственников. Наряду с этим широкое распространение получил слой профессиональной бюрократии, которая проводит в исполнение намеченную экономическую и социальную политику. Широкомасштабные инвестиции в социальную сферу, обеспечиваемые за счет поддержания расходов на оборону на минимальном уровне, позволили Японии достичь значительного прогресса в развитии человеческого капитала.
О политике заработной платы в японских компаниях
Выплаты японскому работнику складываются из трех компонентов: зарплаты (базисной ставки, это 70-80%, и надбавок), а также бонусов. Увеличение базисной ставки происходит на разных этапах трудовой деятельности по-разному: (а) до обзаведения семьей (до 30 лет) — умеренно восходящая кривая; (б) после женитьбы и рождения детей (30-40 лет) — крутой подъем; (в) по достижении производственной зрелости (40-45 лет) — снова умеренно восходящая кривая. В предпенсионный период базисная ставка почти не увеличивается. Размер бонусов зависит от прибылей фирмы и может достигать примерно двухмесячной или полугодовой заработной платы. Летние бонусы идут преимущественно на сбережения, а новогодние — на «добавку» к обычным потребительским расходам.
Таким образом, около трети выплат работникам осуществляется по результатам того, как сработала фирма, притом что основная часть заработка существенно увеличивается лишь единожды в течение всего периода трудовой деятельности.
При
выходе на пенсию по старости включается
программа выходных пособий, реализуемая
практически всеми компаниями с
числом занятых от 30 человек. Эти
пособия выплачиваются без
Японская социальная политика в основном направлена на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет и к 2025 году достигнет 5,2 млн. человек против 2 млн. в 1993 году. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда. Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.
За счет бюджета финансируется в Японии так называемое общественное вспомсуществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны: 75% выплат по общественному вспомоществованию предоставляется из центрального бюджета, 25% - из бюджетов местных органов власти. К 2025 году планируется поднять расходы на социальное обеспечение, и в частности, повысить уровень социальной защищенности всех нуждающихся.
В 2009 году в Японии жило около 127,47 млн человек. По данным 2007 года 89,07 % японцев проживает в городах. Японское общество лингвистически и культурно однородно с небольшими вкраплениями иностранных рабочих. Национальные меньшинства включают в себя рюкюсцев, корейцев, китайцев, филиппинцев, японских бразильцев и японских перуанцев. В 2005 году в Японии находилось около 1,56 млн иностранцев. Страну посещает всё большее число русских, в 2002 году в Японию приехали 36 693 человека. Около 98 % населения составляют собственно японцы; наиболее крупными группами коренных меньшинств являются рюкюсцы (около полутора миллионов человек), айны, а также социальные меньшинства — буракумины.
В Японии
одна из самых высоких ожидаемых
Эти изменения в демографической структуре привели к возникновению ряда социальных проблем, в частности к потенциальному снижению рабочей силы и к увеличению стоимости таких социальных выгод как пенсия. Многие молодые японцы предпочитают не вступать в брак или создавать семью. Ожидается, что к 2050 году японское население упадёт до 95 млн человек. Демографы и правительство участвуют в горячих дискуссиях по поводу того, как справиться с этой проблемой. В качестве решения демографических проблем иногда предлагаются иммиграция и поощрение рождаемости.
Образование
Начальное, среднее и высшее образование было введено в Японии в 1872 году в результате реставрации Мэйдзи. С 1947 года обязательное образование в Японии состоит из начальной школы и средней школы, которое продолжается в течение девяти лет (в возрасте от 6 до 15 лет). Почти все дети продолжают свое образование в трехлетней старшей школе, и, согласно Министерству Образования, Культуры, Спорта, Науки и Технологии Японии, около 75,9 % выпускников средних школ продолжают обучение в университетах, колледжах, профессиональных училищах или других учреждениях. Образование Японии является очень конкурентоспособным, в частности для поступления в высшие учебные заведения. Двумя лучшими университетами в Японии считаются Токийский университет и Университет Киото. Программа международной оценки учащихся координируется ОЭСР, в настоящее время качество знаний и умений 15-летних детей в Японии является одним из лучших в мире.
Здравоохранение
Медицинские
услуги в Японии предоставляются
В систему социального обеспечения Японии входят: общественное вспомоществование, социальное обслуживание, социальное страхование и общественное здравоохранение. К ней же относится учрежденная в 1974 г. самостоятельная служба здравоохранения для престарелых.
Главным звеном всей системы является социальное страхование, в задачу которого входит обеспечение граждан в случае временной или постоянной нетрудоспособности. Оно осуществляется за счет создаваемых в обязательном или добровольном порядке страховых фондов, формируемых из страховых взносов населения и работодателей, а также государственных средств. В 60-е гг. на долю социального страхования приходилось 78,6% доходной и 73,8% расходной частей бюджета министерства здравоохранения и социального обеспечения.
Наряду со сложностью организационной структуры социальное обеспечение в Японии отличается еще и дробностью входящих в него звеньев. Так, в пределах пенсионной системы действуют до десяти относительно самостоятельных режимов обеспечения граждан по одним и тем же видам постоянной нетрудоспособности. Такое положение порождает различия в размере и условиях получения тех или иных видов обеспечения для отдельных категорий населения.
Благодаря принятым государством мерам (наиболее значительные реформы имели место в 1973 и 1983 гг.) в 70—80-е гг. в системе социального обеспечения Японии произошли изменения: повышены размеры выплат, расширен охват населения отдельными видами обеспечения, предприняты попытки преодолеть дробность системы. Существенно изменилась и его структура: как и в других развитых странах, в Японии в ведущую отрасль социального обеспечения превратилась пенсионная система, что имеет большое значение ввиду ускорения процесса "старения" населения страны. Если в 1970 г. 58,9% всех расходов на социальное обеспечение в Японии шло на пособия по временной нетрудоспособности и лишь 24,3% на пенсии, то в 80-е гг. — соответственно 40,7% и 45,4%. Суммарная доля расходов на социальное обеспечение в национальном доходе страны увеличилась в это время с 5,7% до 14,5% (в том числе затрат на выплату пенсий с 1,4% до 6,6%, пособий по временной нетрудоспособности — с 3,4% до 5,9%). Однако уровень социального обеспечения в Японии пока ниже, чем в других развитых странах.
В рамках государственной
системы социального