Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 16:39, курсовая работа
Целью работы является изучение социальной работы с пожилыми людьми.
Поставлены следующие задачи:
1) определение основных социальных проблем пожилых людей;
2) исследование проблем взаимодействия социального работника и
пожилого человека;
3) выявление основных форм обслуживания граждан;
4) анализ приоритетных направлений социальной работы с пожилыми людьми.
Введение 4
1 Пожилые люди как социальная группа 6
1.1 Социально-психологический портрет пожилых людей 6
1.2 Социальные условия жизни пожилых людей 7
2 Социальная работа с лицами пожилого возраста 7
2.1 Опыт деятельности социальных служб по социальной 11
работе с пожилыми людьми 11
2.2 Организация социальной работы с пожилыми людьми 15
2.3 Социальная защита и обеспечение пожилых людей 19
2.4 Организационно-правовые формы социальной защиты пожилых
людей 22
Заключение 26
Библиографический список
Последовательно применяя ту или иную теорию или синтезируя несколько теоретических установок, сотрудник социальной службы целенаправленно выполняет возложенную на него миссию — корректирует и стабилизирует социальное функционирование индивида, семьи, группы организаций. Кстати, именно этой социальной направленностью и отличается социальная работа от дружеского участия или родственного вмешательства [6, с.283].
Социальная работа с пожилыми людьми предусматривает использование теорий освобождения, активности, меньшинств, субкультуры, возрастной стратификации и др.
Согласно теории освобождения в процессе старения люди отчуждаются от тех, кто моложе; кроме того, происходит процесс освобождения пожилых людей от социальных ролей — имеются в виду роли, связанные с трудовой деятельностью, а также руководящие и ответственные роли [6, с.283]. Этот процесс отчуждения и освобождения обусловлен социальной ситуацией, в которой находятся стареющие люди. Его можно считать также одним из способов приспособления пожилых людей к ограничению своих возможностей и примирения с мыслью о неизбежно надвигающейся смерти. Согласно теории освобождения в социальном аспекте процесс отчуждения пожилых людей неизбежен, поскольку занимаемые ими должности в какой-то момент должны переходить к людям более молодым, способным трудиться более продуктивно.
Современная социальная работа с престарелыми должна строиться в
соответствии с Планом действий по проблемам престарелых, разработанным ООН более 15 лет назад и рассчитанным на период до 2015 г. В предисловии к этому Плану страны мира торжественно признают, что качество жизни не менее важно, чем ее продолжительность, в связи с чем стареющим людям следует (насколько это возможно) жить в собственных семьях плодотворной, здоровой, приносящей удовлетворение жизнью и считаться органической частью общества.
Исходя
из данного документа можно
1) разработать национальную политику в отношении престарелых, тем самым укрепляя связь между поколениями;
2)
поощрять благотворительные
3) защитить пожилых людей от экономических потрясений;
4)
обеспечить качество жизни в
специализированных
5) полностью обеспечить пожилого человека независимо от места его
проживания — на родине или в другой стране.
В России в настоящее время принят ряд федеральных социальных программ, авторы которых менее всего озабочены теоретической чистотой задуманного [7, с.5]. К сожалению, многим социальным программам присущи декларативность, несистематичность, внутренние противоречия. Так, в проекте Федеральной программы «Старшее поколение» читаем, что этот документ впервые в истории России предлагает «решение проблем пожилых людей на качественно новом уровне» [8, с.38]. Но пожилые люди — не объект деятельности разнообразных социальных служб, а субъект, принимающий решения большая часть проблем пожилых людей, как, впрочем, и социальных проблем в целом, принадлежит к разряду не решаемых и остается таковой для каждого следующего пожилого поколения.
Изучению
содержания пожилых людей в домах-
Приоритетное направление социальной работы с пожилыми — организация среды их обитания таким образом, чтобы у пожилого человека всегда был выбор способов взаимодействия с этой средой. Свобода выбора порождает ощущение защищенности, уверенности в завтрашнем дне, ответственности за свою и чужую жизнь.
Прекрасным примером удачного создания окружающего пространства для стареющих людей являются пешеходные зоны в центрах городов — не только потому, что люди должны пройти пешком выбранный маршрут, но и потому, что, находясь в пешеходной зоне, они иначе воспринимают окружающее пространство.
Пешеход получает возможность не только наблюдать себе подобных людей, но и концентрировать свое внимание на архитектуре зданий, сопоставлять атмосферу центра города с его атмосферой в целом.
В городах России очень мало мест, где можно просто посидеть (речь идет не о ресторанах и кафе, хотя и их в расчете на возможности пожилых людей крайне мало). Это не пустое времяпровождение или отдых — это одновременно и «способ передвижения» для престарелых людей, и демонстрация автономной позиции. Места, где пожилой человек мог бы просто посидеть, желательно многовариантные, должны быть не только в тихих уголках города. Некоторые избегают многолюдных городских улиц и площадей, но есть и такие, для которых пребывание в толпе спешащих куда-то людей усиливает ощущение жизни, дает дополнительный эмоциональный заряд [9, с.90].
Другими
стимулирующими элементами городского
пространства являются его малая
архитектура, деревья, ручьи или
речки, создающие впечатление «
Парадокс заключается в том, что чем больше мы стараемся помочь
стареющим людям, тем меньше вероятность получения ими эффективной,
профессиональной помощи, ибо страстное желание помочь означает в конечном счете взятие на себя ответственности за решение проблем пожилого человека, за его судьбу. Это форма эгоцентризма, недопустимая с профессиональной точки зрения. Пожилой человек, даже являясь клиентом социальной службы, — субъект, т.е. лицо, принимающее решение.
Важную
роль в решении подобного рода
задач в настоящее время играют
группы самопомощи. Самостоятельное
объединение социально
Группы самопомощи — это небольшие, привязанные к определенному месту группы, члены которых, имея общие проблемы (потребности, которые они сообща решают), помогают друг другу. Такие группы, как свидетельствует практика, состоят из 5—7 человек, живущих поблизости и имеющих периодические контакты [10, с.227]. Эти группы иногда возникают спонтанно, но чаще их организует один из наиболее активных будущих ее членов или (реже) социальный работник, оказывающий им бытовую помощь. Каждый участник такой группы не только принимает, но и осуществляет помощь, актуализируя и развивая для этого собственные ресурсы. Цель работы в группе — смягчение влияния негативных явлений, а не полное их преодоление (что невозможно), поддержка человека, а не формирование нового стиля жизни, постепенное научение позитивным жизненным навыкам, а не полное отрицание прошлых норм жизни.
На первый взгляд группы самопомощи аналогичны терапевтическим группам. Но при более подробном анализе их деятельности становится очевидным, что для групп самопомощи характерны самоуправление, а не управление со стороны профессионального работника, а также самопомощь.
Итак, человек ищет новые формы помощи, ибо государственная помощь нередко не совсем своевременна, неэффективна; к тому же, как говорят, «сытый голодного не разумеет». В группах самопомощи нет иерархической структуры, ее членам обеспечивается максимальное участие в жизни группы, которую они покидают, когда хотят.
Опыт такого рода групп в России настолько мал, что серьезная экспертиза пока невозможна. Однако, группы самопомощи нуждаются в специальной поддержке социальных работников, работающих в органах самоуправления. Связь «группы взаимопомощи социальный работник» нуждается в дальнейшем анализе, равно как и характер связей со всей системой социальной защиты населения.
Таким
образом, пожилые люди имеют право
на полноценную жизнь. И это возможно
лишь в том случае, если они сами
принимают деятельное участие в
решении вопросов, их непосредственно
касающихся.
2.3 Социальная защита и обеспечение пожилых людей
Особую актуальность и значимость приобретает обеспечение социальной защищенности членов общества, реализация целостной системы законодательно закрепленных экономических, юридических и социальных гарантий, противодействующих дестабилизирующим факторам жизни и обеспечивающих охрану коренных жизненных интересов человека во всех сферах его жизнедеятельности: экономической, социальной, политической и духовной.
Социальное обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетом из заработной платы) трудящихся. В последнем случае выплата из фондов определяется не трудовым вкладом и стажем, а размерами взносов. Такая практика очень распространена в западных странах.
Социологические исследования в нашей стране показали, что основными направлениями обеспечения благосостояния престарелых (по их мнению) являются:
- повышение пенсий, совершенствование пенсионного обеспечения, развитие услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов для престарелых и улучшение условий жизни проживания в них.
Совершенствование
пенсионного обеспечения
Россия стремится вступить в Европейский
совет, а для этого ей необходимо обеспечить
своих граждан определенным объемом социальных
услуг государства и лучшей социальной
защитой. В частности, она обязана:
дать возможность пожилым гражданам как
можно дольше оставаться полноценными
членами общества путем:
а) обеспечение достаточными средствами для достойного проживания и активного участия в общественной, социальной и культурной жизни;
б) предоставление информации о службах и учреждениях для пожилых и предоставляемых ими услугах;
в) дать возможность пожилым выбирать условия проживания и вести самостоятельную жизнь в привычных условиях столь долго, сколько они пожелают путем:
г)
предоставления жилья в соответствии
с их потребностями и состоянием здоровья
и медицинского обслуживания.
Группы пожилых людей, требующих первоочередной
поддержки со стороны общества.
Таким образом, наряду с
- денежных выплат (пенсий, пособий);
- натурального обеспечения;
- услуг и льгот;
- стационарных и нестационарных видов обслуживания, - важное
значение придается новым формам экстренной социальной помощи нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам Российской Федерации.
Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей включает в себя пенсии и различные пособия:
-
содержание и обслуживание
- протезирование;
- льготы инвалидам;
- оказание помощи бездомным.
Социальное обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетов из заработной платы) трудящихся. В последнем случае выплата из фондов определяется не трудовым вкладом и стажем, а размерами взносов. Такая практика очень распространена в западных странах.
Служба срочной социальной помощи Центра социального обслуживания предусматривает широкий перечень услуг:
-
разовое обеспечение остро
-
обеспечение одеждой, обувью и
предметами первой
Информация о работе Социальная работа с лицами пожилого возраста