Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 17:08, курсовая работа
Цель - изучение социальных проблем молодежи как социальной общности, изучение технологии работы с различными категориями молодежи, работы с молодежью в различных социальных сферах, работы различных социальных служб, общественных организаций, нормативно-правовых основ работы с молодежью.
Задачи: изучить нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью, социальные проблемы и потребности молодежи, раскрыть опыт Санкт- Петербурга в сфере социальной работы с молодежью предложить наиболее эффективные методы и технологии в данном направлении
Введение………………………………………………………….. 3-4 стр.
Глава I «Проблемы и потребности молодежи»……………….5-13 стр.
Историческое развитие социальной работы с
молодежью………………………………………………………...5-6 стр.
Нормативно-правовые основы социальной работы
с молодежью………………………………………………………7-11 стр.
1.3 Социальные проблемы и потребности молодежи………..12-13 стр.
Глава II «Роль социальных служб в решении проблем
молодежи»……………………………………………………….14-35 стр.
2.1 Социальные службы в решении молодежных проблем….14-18стр.
2.2 Структура и задачи социальной службы для молодежи….19-21 стр.
2.3 Технологии социальной работы с молодежью…………..22-23 стр.
2.4 Социальная работа с молодежью в Санкт- Петербурге….24-35 стр.
Заключение………………………………………………………….36 стр.
Список литературы………………………………………………37-39 стр.
6. развитие и поддержка
В 2005году утверждена Министерством образования и науки РФ программа «Молодежь России на 2006-2010 годы».
Анализ трех предыдущих программ позволяет заметить, что первые две программы направлены на создание правовой базы и системы социальных служб, а третья и последующая четвертая четко выделяют направления поддержки и социальной защиты молодежи.
Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет утвержденную структуру с обязательным минимумом для города, района:
1. комплексный центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной соц. помощи);
2. центр социальной помощи семье и детям;
3. социально-реабилитационный
4. социальная гостиница;
5. социальный приют для детей и подростков.
По содержанию социальная поддержка
молодежи может быть материально-экономической,
коммуникативно-
Изучение реальных потребностей молодежи
в социальных услугах выступает
ключевым элементом при формировании
системы их социального обслуживания.
Согласно исследованиям молодежь нуждается,
прежде всего, в бирже труда, пунктах
правовой защиты и юридического консультирования,
работе телефона доверия и далее
- в сексологической
Одной из главных проблем молодых
рабочих является трудоустройство,
хорошо оплачиваемая и интересная работа.
Переход к рынку предполагает
коренное преобразование стимулов и
мотивов экономической
Понятно и выдвижение учащейся молодежью в число приоритетных центров "Телефона доверия". Это вызывается возросшей конфликтностью современного бытия, отсутствием зачастую понимания в семье, школе, неумением найти настоящих друзей и просто общаться. Лишь 10-17% респондентов считают, что атмосфера в школах и училищах нормальная, благоприятная, почти каждый второй указывает на отсутствие понимания между педагогами и учащимися,65% признали, что духовной близости ни с кем из педагогов не чувствуют. Более 50% не удовлетворены своим статусом в семье: одни жалуются на ощущение одиночества, другие - на чрезмерную опеку со стороны взрослых, третьих не устраивает необходимость подчиняться старшим.
II. «Роль социальных служб в решении проблем молодежи»
2.1 Социальные службы в решении молодежных проблем
Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.
Социальная работа среди молодежи
рассматривается как
При организации деятельности социальных
служб для несовершеннолетних и
молодежи осуществляется целый комплекс
мер. Решается задача по созданию и
развитию комплекса специализированных
служб и учреждений по указанию подросткам
и молодежи разнообразных медико-
Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты.
С начала 1992 года на базе семи приемников-распределителей
для несовершеннолетних созданы
центры социальной реабилитации детей
и подростков, организуются приюты
для детей, оказавшихся вне внимания
семьи и интернатных
Кроме этого в ряде регионов созданы
Центры (комплексы) социальной реабилитации
и адаптации подростков, функции
которых значительно расширены.
В составе Центров помимо приютов,
учебной части, отделения временной
изоляции несовершеннолетних созданы
реабилитационные службы (малые производственные
подразделения, детская гостиница,
полиграфическая и швейная
Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой взрослой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. В настоящий период она представлена психологами в детских садах и школах; семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.
Базисными видами деятельности специалистов,
указанных служб, являются психолого-профилактическая,
психолого-диагностическая и
Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.
В системе психологического консультирования различают:
- возрастно-психологические (
- семейное психологическое
- психолого-педагогическое
- консультационная работа
Специалист, работающий в области социального консультирования, должен в совершенстве владеть основными принципами, которые впервые были сформулированы В.В. Столиным на материале семейного психологического консультирования. Он выделял следующие принципы:
1. Принцип анализа подтекста
(требование различать
2. Принцип отказа от конкретных
рекомендаций (ибо человек сам
должен принять решение о
3. Принцип стереоскопического
4. Принцип системности (
5. Принцип уважения личности
клиента (отказ от установки
на переделывание,
6. Принцип профессиональной
Основными направлениями деятельности медицинских учреждений, оказывающих помощь детям и подросткам, являлись до недавнего времени сугубо медицинские проблемы. Это санитарно-просветительская работа среди девочек, их родителей и педагогов, осуществление профилактических осмотров для выявления "риск-группы" и больных, оказание лечебно-профилактической помощи девочкам и девушкам с гинекологическими заболеваниями и т.д.
Однако масса проблем интимной жизни детей, право на которую отрицалось взрослыми, заставляет сегодня медицинские учреждения вводить в свои штаты психологов, психотерапевтов, социальных работников, открывать " телефоны доверия".
В настоящее время во многих регионах
России открыты центры социальной помощи
семье и детям. Работа с подростками
в них идет по обращаемости (через
"телефон доверия" и консультирование,
когда подростки анонимно обращаются
за помощью к специалисту
Получили развитие и центры здоровья подростков, планирования семьи, консультации "Брак и семья", которые оказывают консультативную, лечебно-профилактическую помощь по всем вопросам полового воспитания подростков.
Активно формируются и интенсивно развиваются в России службы планирования семьи и полового воспитания. Согласно определению ВОЗ, под планированием семьи подразумеваются такие методы, которые помогают отдельным лицам или супружеским парам достичь определенной цели: избегать нежелательных рождений, способствовать появлению желанных детей, регулировать интервалы между беременностями, контролировать время рождения детей с учетом возраста родителей, определять число детей в семье.
Как свидетельствует опыт, в развитых странах Запада реализуются две основные модели молодежной политики.
Во-первых, неконсервативная, характерна
для США и некоторых других
стран. Она предусматривает
Во-вторых, социал-демократическая, характерная
для ряда стран Центральной и
Северной Европы. Она исходит из
признания ответственности
2.2 Структура и задачи социальной службы для молодежи
В Федеральном законе "Об основах
социального обслуживания населения
РФ" комплексная система
Социальная служба - это предприятие, учреждение, организация и другие юридические лица различных форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.
Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания.
1.Обязательный минимум для
- центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);
- центр социальной помощи семье и детям;
- социально-реабилитационный
- социальная гостиница;
- социальный приют для детей и подростков.
2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:
- центр психолого-
- центр экстренной
- реабилитационные центры для
лиц с ограниченными
(в том числе для детей и подростков);
- комплексные молодежные центры военно-патриотической, культурно- досуговой и спортивной направленности.
3. Республиканские, краевые,
- центры помощи детям,