Социальная работа с пожилыми людьми в сельской местности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:13, курсовая работа

Описание

В рамках выбранной темы предлагается решить следующие задачи:
1. Определить особенности пожилого возраста: физиологические, психологические и социальные. Выявить основные потребности данной категории граждан.
2. Изучить технологии применяемые в социальной работе с гражданами пожилого возраста
3. Проанализировать существующий опыт реализации социальной работы на селе с гражданами пожилого возраста.ная работа с пожилыми в сельской местности.
2. Сущность технологии реабилитации в социальной работе с пожилыми людьми.
3. Нормативно-правовые основы социльной реабилитации пожилых людей
4. Технология социальной реабилитации пожилых граждан в сельской местности
Заключение
Список использованной литературы

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Социальная работа с пожилыми в сельской местности. 5
2. Сущность технологии реабилитации в социальной работе с пожилыми людьми. 13
3. Нормативно-правовые основы социльной реабилитации пожилых людей 21
4. Технология социальной реабилитации пожилых граждан в сельской местности 29
Заключение 36
Список использованной литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Социальная работа с пожилыми людьми - 2.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

 


 

Содержание

Введение              3

1.              Социальная работа с пожилыми в сельской местности.              5

2. Сущность технологии реабилитации в социальной работе с пожилыми людьми.              13

3. Нормативно-правовые основы социльной реабилитации пожилых людей              21

4. Технология социальной реабилитации пожилых граждан в сельской местности              29

Заключение              36

Список использованной литературы              39

 

 


Введение

 

Каждый возраст обладает своими уникальными особенностями, накладывающими отпечаток на личное развитие и на взаимодействие с окружающим миром. В этом есть свои плюсы и минусы. Учитывая этот аспект, мы выбрали в качестве темы исследования «Социальную работу с пожилыми людьми в сельской местности».

Чем обусловлен этот выбор? Согласно данным последней переписи населения [7] в сельской местности проживает 26,3% от общего количества населения. Из них 22,1% люди старше 60 лет – это огромная социальная группа, требующая особого внимания и не всегда его получающая в связи с удалённостью от административных центров и более низкими доходами, по сравнению с пожилыми людьми, проживающими в городе, а также и более низкими возможностями в получении качественного медицинского, социального обслуживания. Всё это накладывается на возрастные особенности этой категории граждан, влияя на их качество жизни [3, 8].

Существующая система социальной работы с гражданами пожилого возраста (различные центры социальной реабилитации, организации медико-социальной и социально-психологической помощи и т.д.) сосредоточены в городской черте и минимально представлены в сельской местности. Например, в Махнёвском муниципальном образовании (Свердловская область) [19] проживает 7044 из них 1739 человек старше 60 лет, но при этом кроме отдела по начислению компенсаций льготным категориям граждан и больницы других организаций по работе с гражданами пожилого возраста нет.

В связи с этим можно сформулировать проблему в выбранном нами исследовании – при достаточно обширных формах и методах социальной работы с людьми пожилого возраста основная их масса реализуется в городских условиях. В сельской местности они представлены минимально.

Поэтому целью нашей работы является анализ существующей практики социальной работы с пожилыми людьми в сельской местности.

Объект – Технологии социальной работы с пожилыми людьми.

Предмет – Особенности реализации социальной работы с пожилыми людьми в сельской местности.

Изучением социальной работы с пожилыми людьми занимались Холостова Е.И., Басов Н.Ф., Альперович В., Балабанов С., Саралиева З.-Х. М., и другие.

В рамках выбранной темы предлагается решить следующие задачи:

1.                      Определить особенности пожилого возраста: физиологические, психологические и социальные. Выявить основные потребности данной категории граждан.

2.                      Изучить технологии применяемые в социальной работе с гражданами пожилого возраста

3.                      Проанализировать существующий опыт реализации социальной работы на селе с гражданами пожилого возраста.

В ходе данной работы была сформулирована следующая гипотеза - практика социальной работы с пожилыми людьми в сельской местности представлена в основном в форме материальной поддержки (льготы, пособия, дополнительные выплаты и т.д.), а социально-психологическая поддержка и социально-медицинское обслуживание сведены к минимуму.

В работе использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики социальной работы.


1.      Социальная работа с пожилыми в сельской местности.

 

Термин «социальная работа» появился в начале 20 века. Изначально его автор, Симон Паттен [14], определял так деятельность добровольную помощь, но со временем значение термина изменилось и расширилось.

Рассмотрим существующие значения данного термина.

Клыгин С. определяет социальную работу [26], как профессиональную деятельность, направленную на оказание помощи индивидам, группам индивидов, общинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в достижении, восстановлении или усилении способности к психосоциальному функционированию.

Павленок П.Д. считает [16], что социальная работа — это деятельность, причем профессиональная, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней (находящимся в трудной жизненной ситуации), не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.

Холостова Е.И. другое определение [23]. Социальная работа — это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию.

Куприянов Б. В. считает, что              социальная работа представляет собой управление использованием ресурсов человека, семьи или общности находящегося в трудной жизненной ситуации.

Другой исследователь Багрецов Д.М. определяет социальную работу, как специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

Рассматривая эти определения, мы можем констатировать, что в настоящее время социальная работа – это деятельность профессионального и непрофессионального характера направленная в первую очередь на помощь лицам (группе лиц) находящихся в сложной жизненной ситуации.

Традиционно основными категориями нуждающимися в подобной деятельности считаются [21]:

- несовершеннолетние

- инвалиды или лица, имеющие временные проблемы со здоровьем, которые ограничивают их возможности в процессе социализации

- пожилые люди.

Рассмотрим последнюю категорию более внимательно. 

Считается, что пожилой возраст начинается с момента утраты организма к продолжению рода и продолжается до смерти. Характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма. Но данная точка зрения слишком расплывчата. Обратимся к тому определению, которое даёт Всемирная Организация Здоровья (ВОЗ), которая задаёт возрастные рамки пожилого возраста – с 60 лет [18].

Рассмотрим особенности этого возрастного периода более подробно.

Физиологические. В организме усиливаются процессы затухания основных функций. Уменьшается костная масса, что способствует увеличению риска переломов. Сосуды становятся более хрупкими, раны и повреждения заживают значительно медленнее. Возрастает риск сердечно-сосудистых заболевания (инфарктов, инсультов). Иммунитет ослабевает. Слабеет слух, зрение и искажаются тактильные ощущения (например, не ощущается жара летом, что часто приводит к тепловым ударам). Особенностью многих заболеваний у лиц пожилого возраста является сложное сочетание заболеваний, атипичное течение болезни без выраженной температурной реакции, местных изменений и относительно быстрое присоединение тяжелых осложнений. Кроме этого, именно физиологические изменения лежат в основе ощущения болезненности, недужности, немощи [15].

Психологические. В пожилом возрасте люди становятся более консервативными, это объясняется тем, что человек в этом возрасте становится гораздо более чувствительным к любым изменениям. Появляются трудности в приобретении новых навыков [11].  В.В. Болтенко выделил ряд этапов психологического старения, которые не зависят от паспортного возраста. На первом этапе сохраняется связь с тем видом деятельности, который был ведущим для человека до выхода на пенсию. Как правило, этот вид деятельности был непосредственно связан с его профессией. Это чаще всего люди интеллектуального труда (ученые, артисты, учителя, врачи). Если же эта связь обрывается сразу после ухода на пенсию, то человек, минуя первый этап, попадает во второй. На втором этапе наблюдается сужение круга интересов, за счет выпадения профессиональных привязанностей. В группах таких людей уже трудно различать, кто был инженером, а кто врачом, кто счетоводом, а кто профессором. На третьем этапе главным становится забота о личном здоровье, это становится и любимой темой для разговора — о лекарствах, о способах лечения, о травах. Наиболее значимым для человека становится лечащий врач, его профессиональные и личные качества. На четвертом этапе смыслом жизни становится сохранение самой жизни. Круг общения сужен до предела: лечащий врач, социальный работник, члены семьи, соседи-ровесники. На пятом этапе происходит обнажение потребностей чисто витального порядка (еда, покой, сон). Эмоциональность и общение практически отсутствуют. Психологические особенности людей в старости весьма неоднозначны и разнообразны. Многие пожилые люди становятся более снисходительными, терпимыми, у них возрастает интерес к философским обобщениям [10]. Разум стариков чаще проникает в глубь явлений, более спокойно, беспристрастно, а значит, и более объективно оценивает суть и взаимосвязь событий и явлений.

Социальные.  Именно в возрасте 60-65 лет значительно изменяется социальная жизнь людей в условиях современной России. А в пожилом возрасте только 10% людей справляются с психологическими трудностями и приспосабливаются к новому положению.  Достигая уже 45- 50 лет люди часто становятся жертвами дискриминации в отношении занятости и статуса. Более того, жизнь пожилого человека становиться менее ценной, чем жизнь молодого или зрелого человека. Таким образом, пожилой человек уязвим не только к потерям, которые неизбежны (такие как смерть партнера или друга).

Одно из первых изменений в жизни, которое заставляет задумываться о собственной старости - уход на пенсию. Причем, юридический пенсионный возраст часто не соответствует реальному времени ухода в отпуск по старости. А «сокращение» по причине пенсионного возраста для большинства является сильнейшим стрессом. Но человек не просто становится пенсионером, он чаще болеет. И в нашем сознании часто пожилой человек ассоциируется с инвалидом. Из-за регулярных посещений медицинских учреждений появляется новый круг общения, который ограничен и часто не несет в себе положительного заряда общения. Тем более, что сужается прежний круг общения. Пожилые люди часто находятся в условиях социального одиночества, даже если живут в большой семье с внуками и детьми.

Учитывая всё выше сказанное к  основным опасностям старости можно отнести: ослабленное и постепенно ухудшающееся здоровье,  одиночество, апатия, жалость к себе, безнадежность, социальное исключение - разрушение социальных связей. Социальная работа должна быть направлена в первую очередь на преодоление или компенсацию перечисленных опасностей, а следовательно основными её направлениями являются:

- поддержка (социальная, социально-психологическая, социально-медицинская);

- социальное обслуживание.

Социальная работа на селе определяется конкретной социальной ситуацией, с которой сталкивается социальный педагог или социальный работник и которая требует своих методов, своих приемов решения, особой формы социального участия. В каждом отдельном случае методы и формы помощи могут быть различны.

Рассмотрим специфику социальной работы в сельской местности. Согласно данным последней переписи населения (перепись 2010 года) в сельской местности проживает 26,3% от общего количества населения. Из них 22,1% люди старше 60 лет – это огромная социальная группа, требующая особого внимания и не всегда его получающая в связи с удалённостью от административных центров и более низкими доходами, по сравнению с пожилыми людьми, проживающими в городе, а также и более низкими возможностями в получении качественного медицинского, социального обслуживания. Всё это накладывается на возрастные особенности этой категории граждан, влияя на их качество жизни.

Особенности социальной работы на селе определяют разные факторы. По мнению М.П. Гурьяновой необходимо учитывать:

1.Ценностные ориентации, присущие сельскому жителю, его психический склад, отличающийся определенным консерватизмом, основательностью, неторопливостью, приверженностью традициям, терпимостью, непритязательностью. Нужды, потребности, интересы жителя села во многом обусловлены его образом жизни. Они и определяют содержание социальной работы в сельской местности, формы и методы оказания социальной помощи и поддержки.

2. Социальная работа на селе должна принимать в расчет условия труда, быта, досуга и, конечно, решать проблемы, рождаемые этими условиями, а это как минимум существенные бытовые сложности. Например, отсутствие водопровода, когда воду необходимо носить вручную.

3.Содержание и организация социальной работы на селе во многом зависит от особенностей сельской среды (удалённость от города, открытость жизни каждой семьи, тесные соседские связи, сохранившиеся традиции общинных взаимоотношений, занятость населения преимущественно с/х трудом, нравственное отношение к природе). А так же от наличия качественных дорог. Часто бывает, что некоторые участки бывают недоступны в межсезонье или доступны только в тёплое время.

М.П. Гурьянова и Е.И. Холостова выделили факторы, которые значительно осложняют социальную работу на селе:

- Ограниченный доступ к услугам. Большинство сельских жителей имеют ограниченный доступ к таким социальным услугам, как образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение, психиатрическая помощь и др. Ограничен доступ жителей села к услугам инженерной инфраструктуры - водоснабжению, газификации, санитарной очистке, электроснабжению, телекоммуникациям. Многие сельские жители, преимущественно преклонного возраста, живут в отдаленных деревнях, где зачастую нет дорог, магазинов, медпунктов, телефонов. Отставание от городских удобств в плане коммунального обустройства жилых домов и их газификации столь очевидно, что позволяет говорить о социальной обездоленности жителей многих российских сел и деревень;

- Низкий уровень государственной социальной помощи. Социальные службы, как правило, расположены в районах и райцентрах. Многие сельские жители вообще не получают никакой социальной помощи из-за отсутствия в общинах профессионально подготовленных кадров, бездорожья, отсутствия транспортных средств. Часто социальной работой занимаются люди недостаточно квалифицированные. В сельских общинах очень мало профессионально подготовленных социальных работников, социальных педагогов, в то время как потребность в развитии социальной работы на селе - наибольшая. Услуги других специалистов по социальной работе, психологов, психиатров, врачей-наркологов, дефектологов, юристов являются недостижимыми для сельских жителей;

- Ограниченность источников общественной и частной поддержки. В сельской местности очень мало активно действующих общественных организаций социальной направленности. Иногда функцию социальной помощи берет на себя какой-либо социальный институт (школа, церковь, сельский клуб, музей). Многие сельхозпредприятия, акционерные общества с силу тяжелого социально-экономического положения устранились от финансирования социальных программ. Немного на селе представителей новой социальной прослойки общества - предпринимателей, способных и желающих оказать финансовую поддержку развитию социальной работы на селе;

- Изолированность и территориальная отдаленность. Сельские жители, проживающие на территории одной сельской (поселковой) администрации, как правило, рассеяны на больших площадях удаленных друг от друга деревень. Их гораздо труднее обслуживать, учитывая сельское бездорожье и транспортные проблемы. Территориальная отдаленность общин сокращает возможности профессиональных контактов, общения социальных работников с коллегами, ограничивает им доступ к новейшей литературе. Эти проблемы усугубляются еще и тем, что лишь немногие сельские общности сегодня связаны с городами информационно-телекоммуникативной связью;

- Отсутствие конфиденциальности. В небольших городах, рабочих поселках и тем более в деревнях невозможно поддерживать тот уровень конфиденциальности, какой может быть обеспечен в городах. Социальные педагоги, социальные работники, проживающие на территории обслуживаемой ими общины, естественно, имеют неформальные, дружеские отношения с клиентами, отношения, выходящие за рамки профессиональной связи. Это затрудняет соблюдение профессиональных требований конфиденциальности;

- Консерватизм и социальная инертность. Сельские жители в силу своей ментальности и образа жизни менее мобильны, чем городские жители. Они труднее перестраиваются, медленнее приспосабливаются к новым условиям жизни. Жизнь приучила их настороженно относиться к новациям, которые не всегда приводят к желанным результатам. Многие из них привыкли рассчитывать только на собственные силы. В целом сельское население отличается более низким уровнем социальной активности в отстаивании своих прав на улучшение условий жизни и более высоким уровнем организованности в периоды избирательных кампаний;

- Низкий образовательный уровень населения. Уровень образования сельских жителей гораздо ниже, чем городских. Это обусловливает менее выгодное положение сельской общины при включении ее населения в процесс социального развития;

- Недостаточная анонимность. Социальные работники, социальные педагоги, особенно горожане, могут испытывать трудности из-за того, что не могут оградить от жителей села свою личную жизнь. Им трудно приспособиться к ситуации недостаточной анонимности частной жизни. Социальные педагоги, социальные работники, выходцы из той сельской местности, которую они обслуживают, сталкиваются с трудностями в установлении границ между своей частной жизнью и профессиональными обязанностями;

- Слаборазвитая социальная инфраструктура. Социальная работа на селе осуществляется в условиях слаборазвитой социальной инфраструктуры. В сельской местности в целях улучшения социальной работы не всегда можно использовать возможности Дома культуры, сельского клуба, библиотеки, фельшерско-акушерского пункта, музеев, так как скудность муниципального бюджета заставила многие учреждения соцкультбыта прекратить свое функционирование

Итак, на основании изученной информации мы можем определить, что социальная работа с пожилыми людьми в сельской местности – это особый вид деятельности в сложных социально-экономических условиях, обусловленный низким уровнем медицинского обслуживания, а иногда и его отсутствием, низким материальным обеспечением, территориальной изолированностью, низким уровнем бытового комфорта. Всё это в значительной мере осложняет деятельность органов социальной защиты и социального обслуживания. 


2. Сущность технологии реабилитации в социальной работе с пожилыми людьми.

Для того чтобы понять сущность технологии реабилитации социальной работы необходимо понять какой смысл вкладывается в данное понятие.

Технология (от греч. tесhпе — искусство, мастерство, умение + lоgоs — учение) — система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Первоначально определение технологии было ориентировано преимущественно на деятельность в производственной сфере, когда объектом технологии выступали природные материалы. В современном языке смысл понятия технологии значительно расширилось, и содержание понятия существенно обогатилось за счет включения в объект технологий социальных процессов.

Социальная работа, как специфическая профессиональная деятельность и как самостоятельная система научных знаний с собственным предметом исследования накладывает свой отпечаток на понятие «технология».

Технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах[26]:

1.             В широком плане — как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Этот подход характерен прежде всего для управленческих органов и организаторов реализации социальной политики на федеральном и региональном уровнях.

2.             Как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. Этот подход к проблемам технологии социальной работы присущ прежде всего непосредственным организаторам социальной работы с клиентами социальных учреждений, с различными категориями населения по месту жительства или работы.

Учитывая, что в своей работе мы рассматривает конкретную группу объектов социальной работы – пожилых людей, то более подробно мы рассмотрим именно второй аспект.

Группой авторов) технология социальной работы определяется как «алгоритм деятельности, в результате которой достигается определенная социальная цель и преобразуется объект воздействия. Эта деятельность не сводится к одноразовому акту воздействия, а представляет собой процесс, который характеризуется сменой содержания, форм, методов, которые циклично повторяются при решении каждой новой задачи в социальной работе. В совокупности содержание такого цикла от возникновения задачи до ее полного решения составляет технологический процесс».

Отечественная технология социальной работы состоит из функциональных технологий социальной работы и из частных [26, C.3].

Частные технологии социальной работы:

– технологии медико-социальной работы;

– технологии социальной работы с семьей;

технологии социальной работы с инвалидами;

– технологии социальной работы с дезадаптированными детьми;

– социальная работа с пожилыми людьми и т.д..

Функциональные технологии социальной работы:

– социальная терапия и методы ее осуществления;

– социальная адаптация;

– социальная реабилитация;

– социальное консультирование;

– социальное посредничество;

– социальная коррекция;

– социальная диагностика;

– психологические методы в социальной работе;

– социальное прогнозирование;

– социальная профилактика;

– социальное проектирование;

– социальная экспертиза;

– методы групповой работы;

– социально-экономические методы социальной работы;

– социально-педагогические методы;

– организационно-управленческие технологии в социальной работе;

– технологии связи с общественностью.

Сущностью социальной работы с лицами пожилого возраста является социальная реабилитация. В этом случае под реабилитацией будет пониматься восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми. Главное для социального работника это превращение пожилого человека из объекта (клиента) социальной работы в ее субъекта. Преодоление, смягчение драмы невостребованности происходит на основе собственного житейского в том числе, профессионального, семейного опыта. Важно не только давать человеку, но и помочь ему продолжать отдавать себя, сохраняя тем самым устойчивость, гарантию определенной стабильности, ощущение доброй перспективы, оптимистическую и реализуемую надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек остается востребованным.

Необходимо помнить, что пожилые люди — это наиболее социально уязвимая часть населения. Их доход обычно значительно ниже среднего, а потребности, особенно в медицинском обслуживании, диетическом питании, благоустроенном жилье значительно выше. Очень часто пожилые люди живут отдельно от семей, и поэтому им бывает не под силу справиться со своими недомоганиями и одиночеством. И если раньше основная ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее все чаще берут на себя государственные и местные органы, учреждения социальной защиты населения.

Цель  реабилитации - обеспечить возможность  клиентам выполнять ежедневные обязанности, восстановить их положение  в семье и обществе. По мнению многих исследователей, программа медицинской  реабилитации должна включать одновременно социальный, психологический и экономический аспекты. Своевременная реабилитация может предупредить опасность наступления стремительного процесса старения, стимулировать утраченные функции, возвратить стареющих и старых людей к адекватной трудовой деятельности.

Поэтому очень важно соблюдать следующие принципы социальной работы в отношении пожилых граждан:

- Принцип независимости, подразумевает, что пожилые люди должны иметь: доступ к основным благам и обслуживанию; возможность работать или заниматься какими-либо видами деятельности приносящей доход; участвовать в определении сроков прекращения трудовой деятельности; сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки; жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющегося состояния; получать содействие в проживании в домашних условиях до тех пор, пока это возможно;

- Принцип участия - отражает вопросы вовлеченности пожилых людей в жизни общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние социальной политики, а также возможность создавать движения, союзы или ассоциации лиц пожилого возраста;

- Принцип ухода - затрагивает проблемы обеспеченности защитой со стороны семьи и общества, т.е. доступа к медицинскому обслуживанию, к социальным и правовым услугам, а также к принятию решений в отношении ухода и качества жизни;

- Принцип реализации внутреннего потенциала - предполагает возможность для всесторонней реализации потенциала гражданами пожилого возраста в отношении доступа к ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха;

- Принцип достоинства - затрагивает вопросы недопущения эксплуатации, физического или психического насилия в отношении пожилых людей, а также обеспечение им права на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой и этнической принадлежности, инвалидности или предыдущего экономического вклада.

В докладе Научной группы Всемирной организации здравоохранения (в дальнейшем «ВОЗ»), четко определены цели гериатрической реабилитации: реактивация, ресоциализация, реинтеграция.

Реактивация подразумевает поощрение престарелого пациента, находящегося в пассивном состоянии, физически и социально неактивного, к возобновлению активной повседневной жизни в своей среде.

Ресоциализация означает, что престарелый человек после болезни или даже во время нее возобновляет контакты с семьей, соседями, друзьями и другими людьми и тем самым выходит из состояния изоляции.

Реинтеграция возвращает в общество старого человека, которого перестают рассматривать как гражданина «второго сорта» и который принимает полное участие в нормальной жизни, а во многих случаях занимается посильной полезной деятельность.[2, 5]

Процесс реабилитации предусматривает адаптацию реабилитируемого к потребностям общества и общества к потребностям данного контингента лиц. Определяющим фактором для реабилитации являются последствия утраты или нарушения каких – либо функций организма и способностей человека, обуславливающие различные социальные ограничения.

Организационные принципы реабилитационной концепции включают:

             человек – это психосоматосоциальное единство;

             реабилитация есть методический процесс, ориентированный на проблемы человека;

             «целостное» воздействие на организм;

             использование апробированных методов из других естественнонаучных и гуманитарных областей знаний;

             бригадный метод работы в социально- медицинской реабилитации с активным участием самого человека [11; 114-115с].

Считается, что разработка методов реабилитации престарелых приобретает  большое социальное и общегосударственное значение. Своевременное и адекватное проведение восстановительного лечения позволяет уменьшить степень инвалидизации, зависимость от посторонней помощи, и тем самым решить основную задачу реабилитации лиц пожилого и старческого возрастов  - адаптацию каждого к условиям жизни в привычной для него микросоциальной среде. Здоровье пожилых во многом зависит от поведения окружающих, от их отношения, способности понять старого человека, умение уважать и любить его.

Подводя некоторые итоги, можно выделить следующие основные направления реабилитации пожилых: медицинская, социальная, просветительская, экономическая, профессиональная и геронтологический уход.

Медицинская включает в себя физическую и психологическую реабилитацию. В свою очередь, физическая состоит из лечебной гимнастики, эрготерапии, физиотерапии и других.

Психологическую составляют как медикаментозные методы, так и различные виды психотерапии, которые широко «пронизывают» все реабилитационные мероприятия, в том числе семью, медицинский персонал, всю окружающую обстановку.

Геронтологический ход включает в себя три сферы: диагностика, вмешательство, результаты.

Социальная реабилитация означает ресоциализацию, то есть возращение престарелых в общество, преодоление их изоляции, социальную активность пожилых и старых людей, расширение их социальных контактов. С этой целью используют как формальные источники помощи (государственные системы социальной помощи), так и неформальные источники – члены семьи, друзья, соседи, сослуживцы, добровольные и благотворительные организации. Важной составной частью социальной реабилитации является духовная реабилитация, смысл которой в оказании духовной поддержки пожилых.

Просветительская реабилитация - информация пожилым людям о процессах, происходящих в организме стареющих людей, о возможностях самопомощи и источниках поддержки. Это воздействие на пожилого человека в направлении усиления его уверенности в своих силах на основе приобретения нового опыта и новых ролей. Большое значение принадлежит средствам массовой информации, которые могут повышать образовательный уровень пожилых людей, информации, которые могут повышать образовательный уровень пожилых людей.

Экономическая реабилитация означает поощрение экономической независимости пожилых и старых людей, что существенно сказывается на их психологическом состоянии. Во многом этот вид реабилитации связан  с существующими в той или иной стране системами социального обеспечения, пенсионной, организации здравоохранения и социальной защиты.

Профессиональная гериатрическая реабилитация включает такие аспекты, как сохранение возможно более длительной трудоспособности, организацию системы переобучения и обучения пожилых и старых людей на базе реабилитационных центров, предоставление рабочих мест пожилым людям, как можно более широкое вовлечение пенсионеров в социально значимую деятельность.

Необходимо подчеркнуть, что это разделение на виды весьма условно, так как процесс реабилитации представляет собой диалектическое единство, а отдельные компоненты взаимозависимы и взаимодополняют друг друга. Конечная цель всех этих мероприятий  - восстановление независимости в физическом, психическом, социальном, в том числе духовном, и, если возможно, в профессиональном отношениях, достижение лучшего качества жизни и благополучия пожилых и старых людей. [5]

Таким образом, в жизни пожилых людей важное место занимает социальная реабилитация. И необходимо уделять  особое внимание такой категории как пожилые и престарелые люди. Социальные работники должны уметь предусматривать новые потребности тех, кто будет нуждаться в их помощи в меняющихся социально-экономических условиях, и обязаны проявлять гибкость в поисках путей оптимальной реализации таких потребностей.


3. Нормативно-правовые основы социльной реабилитации пожилых людей

 

Нормативно-правовую базу, обеспечивающую социальную реабилитацию пожилых людей условно можно разделить на:

- «общие» - нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей;

- «частные» - нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп (ветеранов, инвалидов и т. п.) и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи.

К «общим» относится Конституция РФ:

- Статья 7 – провозглашает РФ социальным государством политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

- Статья 31 пожилым людям предоставляет право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращаясь в государственные органы и органы местного управления с предложениями, замечаниями, критикой недостатков, со своими собственными проблемами, пожилые люди ощущают себя активными участниками управления делами государства и, будучи настойчивыми в изложении своих мнений, стараются принести пользу при выработке и принятии управленческих решений.

- Статья 39 и 41 гарантируют социальное обеспечение всем, кто в этом нуждается и определяет право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях.

- В статьях 43 и 44 говорится о равнодоступности образования и участия в общественно-политической жизни.

В целом по Конституции РФ пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Это — общие нормы, входящие в систему социальных прав пожилых людей.

Основной задачей государства по отношению к пожилым людям остается их материальная поддержка (пенсия, пособия, льготы и т.д.). Важную роль играет оказание им действенной социально-психологической, педагогической, социально-медицинской, организационной и другой помощи. В целом политика в отношении пожилых направлена на продление активного образа жизни и сохранение здоровья гражданам пожилого возраста.

Рассмотрим «частные» нормативно-правовые акты.

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 17.05.1995 г. № 122-ФЗ устанавливает социально-правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов. В ст.3 ФЗ перечислены основные принципы, на которых строится деятельность в сфере социального обслуживания пожилых:

а) соблюдение прав человека и гражданина;

б) предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

в) обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

г) преемственность всех видов социального обслуживания;

д) ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

е) приоритет мер по социальной гарантии граждан пожилого возраста и инвалидов;

ж) ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправлении и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживании.

Гражданам пожилого возраста гарантируется возможность получения социальных услуг на основе социальной справедливости, независимо от места нахождении, национальности, социального происхождении, имущественного и должностного положении, религиозных убеждений и иных обстоятельств.

Основой для создания пожилым людям благоприятных условий жизни являются также конституционные нормы о праве граждан на жилище, охране государством достоинства личности, частной собственности, о свободе совести и вероисповедания, о праве на охрану здоровья, получение бесплатной медицинской помощи. В действующем российском законодательстве, реализующем конституционные гарантии прав пожилых людей, условно можно выделить следующие группы норм: закрепляющие права всех граждан независимо от возраста и при этом особо значимые для пожилых людей; непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи; регулирующие наложение определенных категорий лиц старшего возраста (ветераны, реабилитированные лица, различные возрастные категории пожилых людей).

К первой из выделенных групп относятся нормы, прописанные во многих законодательных актах (Гражданском кодексе РФ, Семейном кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, Жилищном кодексе РФ, законы «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О государственной социальной помощи», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О погребении и похоронном деле», «О вынужденных переселенцах», «О беженцах», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях»).

В ряде указанных законодательных актов имеются отдельные статьи, непосредственно касающиеся прав одиноких пожилых людей.

К примеру, статья 41 ч.1 Гражданского кодекса РФ закрепляет патронат над недееспособными гражданами. Сказано, что «по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патроната. Попечитель (помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина) может быть назначен органом опеки и попечительства только с согласия такого гражданина. Ст.601-605 Гражданского кодекса регулируют отношения пожизненного содержания с иждивением. Защита имущественных прав одиноких пожилых людей осуществляется также нормами наследственного права (часть III ГК РФ). В целях материального обеспечения отдельных категорий лиц, которые нуждаются в особой защите по причине возраста или состояния здоровья, закон предусматривает определенные ограничения свободы завещания.

Конституция РФ закрепляет обязанность совершеннолетних детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Забота о родителях подразумевает не только предоставление средств содержания, но и моральную поддержку, внимание к интересам и заботам родителей, помощь и содействие в реализации их конституционных прав. Статьи 87 и 88 Семейного кодекса РФ регламентируют обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей, а также участие совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителей.

К примеру, часть 1 ст. 88 Семейного кодекса РФ гласит: «При отсутствии заботы совершеннолетних детей о нетрудоспособных родителях и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья родителя, необходимости оплаты постороннего ухода за ним и других) совершеннолетние дети могут быть привлечены судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами». Из личных неимущественных отношений Семейный кодекс РФ выделяет лишь права бабушки и дедушки (и других родственников) на общение с ребенком. Статья 12 Федерального закона РФ «О погребении и похоронном деле» в части 1 гласит: «При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органом внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством РФ». В этом примере мы видим, как государство дает гарантии одиноким пожилым людям, не имеющим родственников, на погребение.

Нормы, отнесенные ко второй из выделенных групп, закреплены в законах, направленных на реализацию конституционных гарантий практически всех пожилых людей («О государственных пенсиях в РФ», «Об исчислении и увеличении государственных пенсий», «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).

Нормы, составляющие третью из выделенных групп, регулируют права отдельных категорий пожилых людей. Наиболее значимыми являются Федеральными законами «О ветеранах», Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», поскольку подавляющее большинство его пользователей являются людьми пожилого возраста. К этой же группе следует отнести Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ, и признаны утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Этот закон, получил широкую известность в связи с тем, что предусматривает серьезную реформу социальной сферы – замену для различных категорий граждан льгот денежными выплатами.

Многие законы гарантируют охрану здоровья граждан пожилого возраста. Это Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995), «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995), «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995), «О лекарственных средствах» (1998), «О медицинском страховании граждан» (1991), «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1992).

Как видно из этого перечня нормативная база достаточно обширна. Но вместе с тем юристы обращают внимание на то, что в принятых документах различается многообразие понятий («медицинская помощь», «медицинские услуги», «медико-социальная помощь», «социально-медицинское обслуживание», «социально-медицинское обеспечение жизнедеятельности»), свидетельствующее о том, что при разработке законов не удалось избежать ведомственного подхода.

Кроме кодексов, законов есть еще и правовые акты, которые издаются органами политической власти. Например, Постановление министерства труда и социального развития РФ (от 14 ноября 2003г. № 76) «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения «Геронтологический центр». Статья 2 этих методических рекомендаций гласит: «Геронтологический центр рекомендуется создавать в целях оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам (мужчинам старше 60 лет, женщинам старше 55 лет), частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постороннем уходе и наблюдении». Как видно из этого положения, одиноким пожилым людям даются гарантии на достойное существование и медицинское обслуживание. Современные процессы в сфере законодательного регулирования социозащитной деятельности характеризуются широким развитием регионального законодательства.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 20 июля 1995 года; и др.

На территории Свердловской области действует программа «Старшее поколение», которая позволила существенно расширить перечень социальных услуг, предоставляемых пожилым жителям Среднего Урала. А главной целью программы является перенастройка органов власти на всех уровнях в части решения проблем свердловчан. Действие данной программы продлено до 2013. Она направлена на социальную поддержку свыше 963 тысяч человек, а это почти 22 процента жителей области.

В эту программу включена материальная поддержка (выплаты ко Дню Победы и ко Дню пожилого человека и присуждение почетного звания «Ветеран труда Свердловской области»), был расширен перечень социальных услуг (добавлены услуги сиделки на дому, сопровождения инвалида по месту работы, содействия в организации ремонта обуви и швейных изделий и многим другим.), разработан проект сети сети участковых врачей для работы с пожилыми людьми, создание сети социальных магазинов для торговли дешёвыми и здоровыми продуктами питания, помощь одиноким пожилым людям, а также удобный общественный транспорт, газификацию и доступную телефонную связь.

На реализацию программы «Старшее поколение» за счёт средств областного бюджета сейчас (2012 год) предусмотрено выделить около 1,7 миллиарда рублей.

Порядок включения и проведения социального обслуживания на дому, с учётом местной специфики регулируют:

- Областной закон от 7 марта 2006 года N 10-ОЗ "О социальном обслуживании населения в Свердловской области"

- Постановлением Правительства Свердловской области от 04.09.2003 г. N 547-ПП "О территориальном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания Свердловской области"

- Постановление Правительства Свердловской области от 10 июня 2008 г. N 572-ПП "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления в государственной системе социальных служб Свердловской области социального обслуживания на дому, полустационарного социального обслуживания в дневное время, реабилитационных услуг, консультативной помощи и срочного социального обслуживания бесплатно, а также на условиях полной или частичной оплаты"

Анализ действующего российского законодательства, касающегося положения пожилых людей, свидетельствует о том, что:

а) градация прав и предоставляемых льгот как следствие сформировавшегося деления граждан старшего возраста на множество категорий углубляет социально-экономические различия среди пожилых людей;

б) лица пожилого возраста зачастую несвободны в выборе принимаемых решений, не всегда могут обеспечить защиту своих прав, осуществить свою подлинную волю.

Подводя итог рассмотренному вопросу, можно сказать, что нормативно-правовая база в отношении граждан старшего поколения России учитывает и направлена на предупреждение сегрегации по возрастному признаку. Дальнейшее совершенствование законодательной базы в сфере социальной защиты пожилых людей в целом и одиноких пожилых людей, в частности, видится в том, чтобы положения законов, защищающие каждого гражданина, разумно дополнялись нормами по поддержанию прав и свобод лиц пожилого возраста, нуждающихся в дополнительных гарантиях в силу своего состояния. Имеется в виду преимущество функционального критерия над критерием возрастным.

Итак, основной задачей государства, но отношению к одиноким пожилым людям остается их материальная поддержка (пенсия, пособия, льготы и т.д.). Важную роль играет оказание им действенной социально-психологической, педагогической, социально-медицинской, организационной и другой помощи. В целом политика в отношении одиноких пожилых направлена на продление активного образа жизни и сохранение здоровья гражданам пожилого возраста.


4. Технология социальной реабилитации пожилых граждан в сельской местности

 

Учитывая особенности пожилого возраста и социальной работы с сельской местности рассмотренными в первом пункте данной работы мы выявили ограничения, наложенные на возможности оказания помощи пожилым людям:

1.             Наличие приусадебного хозяйства (домашние животные, огород) приводят к отказу от многих профилактических мер медицинского характера – люди отказываются покидать свои дома, даже не надолго до тех пор пока вопрос здоровья не переходит в критическую стадию.

2.             Отсутствие многопрофильной медицинской помощи. Зачастую в посёлке нет медицинского пункта, а для того чтобы попасть на приём к врачу пожилому человеку надо ехать достаточно далеко.

3.             То же самое касается и социального обслуживания. Территориальная удалённость может отрицательно сказаться на возможности его получения.

Социальная работа на селе, будучи новым видом профессиональной социальной деятельности, должна вписаться в сложную систему социальных отношений, базирующихся на исторических, культурных, хозяйственных традициях той или иной сельской социальной общности и занять в ней свою нишу. Чтобы это произошло, важно хорошо знать и понимать психологию сельского жителя, уважительно относиться к традициям данной местности; использовать исторический опыт социальной защиты человека и при этом привнести новейшие профессиональные знания в оказании помощи человеку, его семье, общине.

На территории Свердловской области действуют более 20 центров социального обслуживания, которые располагаются непосредственно в сельской местности. Они охватывают такие районы, как – Артёмовский, Артинский, Байкаловский, Верхотурский, Невьянский, Новолялинский, Таборинский, Тугулымский, Шалинский и другие [18, 19].

В основном структура данных центров включает в себя:

- отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

- отделение срочного социального обслуживания;

- одно или несколько отделений социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (например, в Артёмовской центре их три).

Учитывая, что не всегда центр социального обслуживания может, в силу заявительного характера помощи, вовремя выявлять нуждающихся в его помощи на селе наиболее востребованной формой социальной реабилитации является участковая социальная служба. Благодаря ей многие сложности, возникающие в традиционной системе социального обслуживания и обеспечения успешно преодолеваются.

В 2008 году Министерством социальной защиты населения Свердловской области была внедрена новая форма социального обслуживания – участковая социальная служба [20], которая оказалась наиболее удачной в отношении проживающих в сельской местности пожилых людей.

Данная служба явилась результатом пересмотра традиционного подхода к социальному обслуживанию, который опирается на заявительный принцип оказания помощи, по ряду причин:

1.   Заявительный принцип по сути своей содержит ограничение в возможности оказания помощи нуждающемуся, так как предполагает, что в поле зрения социальных служб попадают только те граждане, которые воспринимают свою ситуацию как трудную и готовы принять помощь, в то время, как остальные нуждающиеся в поддержке, но по каким-либо причинам не обратившиеся в соответствующие учреждения люди на получение социальной помощи рассчитывать не могут. Кроме того, проживающие в сельской местности пожилые люди не всегда имеют возможность вовремя заявить о возникших у них трудностях, что учитывая местную специфику, может иметь фатальный характер.

2.   Работа "по заявлению" практически исключает этап профилактики, так как предполагает, что трудная жизненная ситуация в жизни обратившегося уже сформировалась в той или иной степени, и её разрешение требует существенных усилий специалистов, привлечения значительных материальных ресурсов и т.д. При этом возможность работы с этой ситуацией на ранних стадиях, когда есть шанс преодолеть развитие негативных тенденций, оказывается упущенной.

3. Традиционная схема работы ориентирована на локальное преодоление уже имеющихся у пожилого человека социальных проблем, за помощью в решении которых он обратился, на предоставление клиенту помощи без комплексного учета динамики его состояния, а также имеющихся у человека возможностей преодоления трудной жизненной ситуации самостоятельно. То есть решение проблемы носит частичный характер.

4. При заявительной системе направленность на результат значительно снижена, а понятия комплексного реабилитационного эффекта проводимой работы, соображения достаточности и необходимости помощи, эффективного использования имеющихся кадровых и материальных ресурсов долгое время не были развиты

5. Кроме упущения профилактического принципа работа по заявительному принципу зачастую способствует развитию иждивенчества определенных категорий граждан.

Система участковых социальных работников позволяет эти негативные аспекты преодолеть и способствует развитию системы социального обслуживания следующих направлениях:

- переход от заявительного принципа предоставления помощи к выявительному;

- активная профилактика возникновения трудных жизненных ситуаций;

- организация социального обслуживания гражданина как динамического процесса его социальной реабилитации, ориентированного на положительный результат в изменении социального статуса клиента, на активизацию собственного потенциала человека при решении имеющихся проблем.

С 2008 года при центрах социального обслуживания населения сформированы отделения участкового социального обслуживания, на конец 2011 года в них задействовано 287 участковых специалистов. Сеть участковых служб развёрнута на 429 участках, их работа охватывает 3,8 миллионов городских жителей и более 840 тысяч сельского населения, проживающих на соответствующей территории.

Деятельность участковой социальной службы направлена на раннее выявление и профилактику социального неблагополучия, своевременное оказание гражданам необходимой помощи, привлечение специалистов различных ведомств для успешного преодоления трудной жизненной ситуации, повышение доступности и качества социальной помощи

Принцип организации работы участкового специалиста заключается в закреплении за ним определенной территории (участка), на которой работник осуществляет целый ряд задач:

- выявляет и учитывает граждан, нуждающихся в социальной помощи и патронаже;

- осуществляет социальный мониторинг, ведет паспорт участка, отдельные разделы которого содержат информацию о действующих на территории участка учреждениях и организациях, предоставляющих населению различные виды услуг, в том числе экстренную помощь. Эти сведения помогают специалисту оперативно решать вопросы, связанные с оказанием социальной поддержки гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию

- организует своевременное оказание гражданам, оказавшимся в социально-опасном положении или находящимся на стадии раннего социального неблагополучия, необходимой помощи с привлечением специалистов различных ведомств (в том числе на основе соглашений о межведомственном взаимодействии);

- информирует население о деятельности учреждения, участвуя в формировании положительного имиджа учреждения;

- проводит работу по снижению риска возникновения трудных жизненных ситуаций посредством формирования благоприятной социальной среды для граждан (работа с общественными организациями, деятельность клубов и кружков по интересам);

В результате взаимодействия с местными администрациями, учреждениями здравоохранения, образования, органами внутренних дел установлена численность пожилых людей, инвалидов, неблагополучных семей, лиц без определенного места жительства и занятий, граждан, освободившихся из мест лишения свободы, проживающих на территории каждого участка. Эти данные необходимы для определения проблем территории и оценки эффективности собственной работы.

Полученные сведения легли в основу социальных паспортов участков. Отдельные разделы указанного документа содержат информацию о действующих на территории участка учреждениях и организациях, предоставляющих населению различные виды услуг, в том числе экстренную помощь. Приведенные данные помогают специалисту оперативно решать вопросы, связанные с оказанием социальной поддержки гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Кроме того социальный паспорт содержит сведения о лицах, находящихся в социально опасном положении. Выявление таких граждан осуществляется различными способами - на приемах, через поквартирные опросы и выезды в районы их фактического пребывания, в ходе изучения обращений, поступающих от населения, и информации от взаимодействующих служб и др.

Государственными областными учреждениями социального обслуживания населения Свердловской области организовано взаимодействие в решении вопросов по оказанию помощи гражданам, нуждающимся в социальной поддержке, с ведомствами и службами, находящимися на территории муниципальных образований - учреждениями здравоохранения, образования, культуры, системы жилищно-коммунального хозяйства, органов внутренних дел, службой занятости населения, другими учреждениями и организациями.

Для обеспечения эффективной деятельности участковых специалистов заключено 659 соглашений о межведомственном взаимодействии в вопросах выявления граждан, нуждающихся в поддержке, а также организации предоставления им необходимой помощи

Участковые специалисты на вверенной территории формируют условия для социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов, посредством проведения мероприятий, направленных на поддержание и развитие их физического, творческого, интеллектуального потенциала.

Организация посещения спектаклей, концертов, выставок, экскурсий по льготным ценам или бесплатно, мероприятий, посвященных знаменательным и памятным датам, позволяет восполнить дефицит общения пожилых людей, оказать им психологическую поддержку, дать возможность почувствовать себя нужными и интересными кому-то.

В соответствии с пожеланиями граждан организуются выставки изделий народного творчества, комнатных цветов, даров садов и огородов. Участие в таких мероприятиях позволяет пожилым людям и инвалидам реализовать свой творческий потенциал, проявить способности, расширить круг общения, организовать досуг.

В результате также появляется возможность выявления граждан, которые могут стать общественными помощниками участковых специалистов, участвовать в создании групп взаимопомощи и клубов по интересам.

Так, при участии специалистов учреждений на данный момент действует 240 клубов, кружков, секций, в работе которых принимает участие 12508 граждан пожилого возраста и инвалидов.

В целом, ожидаемый результат от дальнейшего внедрение участкового принципа в повседневную практику учреждений социального облуживания связан со следящими моментами:

- переход от преодоления уже имеющихся социальных проблем к предупреждению возникновения социальных рисков, созданию условий для профилактики социального неблагополучия;

- повышение эффективности социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- увеличение доступности, обеспечение равного доступа к социальным услугам населению на всей территории Свердловской области;

- снижение риска возникновения и развития трудных жизненных ситуаций;

Таким образом, участковая социальная служба, является одним из базовых элементов, позволяющих выстраивать качественно новую систему работы с пожилыми людьми в сельской местности (и не только), способную эффективно решать социальные проблемы, присущие современному российскому обществу.


Заключение

 

Социальная работа, как деятельность направленная на помощь находящимся в трудной жизненной ситуации, востребована в сельской местности. В настоящее время, когда из села идёт отток молодёжи, сельское население стареет и часто пожилые люди остаются один на один со своими проблемами, которые усиливаются за счёт специфики места проживания.

Анализируя информацию о пожилом возрасте нами было выявлено, что это период наибольшей уязвимости человека, ведь на ряду с физиологическими изменениями (процессы разрушения организма) и физической немощью людям в этом возрасте приходится сталкиваться с социальной изоляцией и одиночеством.

С юридической точки зрения пенсионный возраст - это граница, отмечающая, когда гражданин превращается из плательщика пенсионных взносов (налогов) в получателя пенсионных выплат.

Тема проблем пожилых людей в современной России очень актуальна. Человек боится выходить на пенсию, так как его статус и материальное положение понижаются. В сознании человека запечатлен образ старика, который ему диктует общество и государство. Выходя на пенсию, человек сталкивается с множеством проблем, которые государство не позволяет ему решать должным образом: на рынке труда пожилые люди не востребованы, общество относится к старикам как к изгоям, лекарства дорогие, питание дорогое, жилье дорогое, развлечения и путешествия дорогие, и на все это не хватает пенсии. Особенно ярко это проявляется с учётом сельской специфики, которая на всё вышеперечисленное накладывает территориальную удалённость от городских центров и лишает возможности дополнительных заработков, возможностей в полноценном медицинском обслуживании, возможностей расширения общения и самореализации.

Нормативно-правовая база в отношении граждан старшего поколения России учитывает и направлена на предупреждение сегрегации по возрастному признаку. Дальнейшее совершенствование законодательной базы в сфере социальной защиты пожилых людей в целом и одиноких пожилых людей, в частности, видится в том, чтобы положения законов, защищающие каждого гражданина, разумно дополнялись нормами по поддержанию прав и свобод лиц пожилого возраста, нуждающихся в дополнительных гарантиях в силу своего состояния. Имеется в виду преимущество функционального критерия над критерием возрастным.

Основной задачей государства, но отношению к пожилым людям проживающим в сельской местности остается их материальная поддержка (пенсия, пособия, льготы и т.д.). Важную роль играет оказание им действенной социально-психологической, педагогической, социально-медицинской, организационной и другой помощи. В целом политика в отношении пожилых направлена на продление активного образа жизни и сохранение здоровья гражданам пожилого возраста. К сожалению, специфика сельской местности не нашла своего отражения в существующем законодательстве.

Социальная реабилитация может предупредить опасность наступления стремительного процесса старения, стимулировать утраченные функции, возвратить стареющих и старых людей к адекватной трудовой деятельности.

В настоящее время социальная реабилитация на селе реализуется в основном через систему центров социального обслуживания и участковую социальную работу.

Благодаря участковым социальным работникам, система социального обслуживания переходит от заявительного характера к выявительному.

С 2008 года при центрах социального обслуживания населения сформированы отделения участкового социального обслуживания, на конец 2011 года в них задействовано 287 участковых специалистов. Сеть участковых служб развёрнута на 429 участках, их работа охватывает 3,8 миллионов городских жителей и более 840 тысяч сельского населения, проживающих на соответствующей территории.

Для обеспечения эффективной деятельности участковых специалистов заключено 659 соглашений о межведомственном взаимодействии в вопросах выявления граждан, нуждающихся в поддержке, а также организации предоставления им необходимой помощи

Участковые специалисты на вверенной территории формируют условия для социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов, посредством проведения мероприятий, направленных на поддержание и развитие их физического, творческого, интеллектуального потенциала.

Таким образом, участковая социальная служба, является одним из базовых элементов, позволяющих выстраивать качественно новую систему реабилитации пожилых людей в сельской местности (и не только), способную эффективно решать социальные проблемы, присущие современному российскому обществу.


Список использованной литературы

 

1.        Биология старения. Отв. ред. В.В. Фролькис - Л.: Наука,1982. 616 с.

2.        В.М.Васильчиков "Успехи и проблемы геронтологической службы системы социальной защиты населения" // http://thanatos.oedipus.ru/gerontologiya/v_m_vasilchikov_uspekhi_i_problemy_ gerontologicheskoi_sluzhby_sistemy_sotsialnoi_zashc

3.        Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. Минтруда и социального развития РФ — Департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения.—М., 2001.—226 с.; Стародубов В.И., Белоконь О.В., Иванкова Л.В. Качество жизни пожилых (по результатам опросов).—М.: ЦНИИОИЗ, 2003

4.        Гришина Л.П. Проблемы инвалидности в Российской Федерации. - М., 1995.- 125 с.

5.        Дыскин А.А. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан.-М., 2006. - 214с.

6.        Иванова Е. Пожилой человек в сельской местности: родственные связи и межпоколенные трансферты // www.atlas.socpol.ru/portraits /tver_grant.shtml

7.        Итоги переписи населения / www.perepis-2010.ru

8.        Канунго М. Биохимия старения: Пер. с англ. – М.: Мир, 1982.

9.        Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. – М. :Норма-Инфра-М, 2002. – 128 с.

10.   Кон И.С. Постоянство личности: миф или реальность?/ В кн.: Хрестоматия по психологии/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского.- М., 1987

11.   Крэйг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 992с.

12.   Курбатов В.И. Социальная работа.- Ростов н/Дону: «Феникс», 1999. 185с.

13.   Лихошва В.П. Социально-психологические проблемы пожилого возраста и способы психологической поддержки пожилых // www.psi51.ru/stati/78/page,2/

14.   Новак Е.С., Лозовская Е.Г., Кузнецова М.А. Социальная работа за рубежом. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. — 172 с.

15.   Ноздрачев В.Д. Начала физиологии: учебник для ВУЗов, СПб, 2005.

16.   Основы социальной работы. Отв. ред. Павленок П.Д. - М.: ИНФРА-М.-2001.-395 с.

17.   Предмет и задачи технологии социальной работы как учебной дисциплины // www.soc-work.ru/article/510

18.   Савченков Ю.И. Физиологические маркеры старения // http://sibsedu.kspu.ru/index.php? option=content&task=view&id=236

19.   Сайт Махнёвского муниципального образования // www.mahnevo.ru

20.   Сайт Министерства по управлению государственным имуществом по Свердловской области // www.mugiso.midural.ru/organization/?SECTION _ID=169

21.   Сайт Министерства социальной защиты населения Свердловской области // www.minszn. midural.ru/activity/otchet

22.   Сайт Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской республики // www.gov.cap.ru/main.asp?govid=18

23.   Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Под ред. Е.И. Холостовой, А.С. Сорвиной. М., 1997. С. 275

24.   Социальная работа. Теория и организация. Под ред. Лапиной С., Украинца П. – М.:ТетраСистемс, 2007. –288 с.

25.   Социальная работа с различными группами населения. Под ред. Басова Н. – М.:КноРус, 2012. – 288с.

26.   Студенова Е. Г., Фирсов М. В. Технология социальной работы. – М.:Юрайт, 2012 – 560с.

27.   Технология социальной работы. Под. ред. И.Г. Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 240 с. – С.15

28.   Технология социальной работы. Сост. Чуркин И.Ю. - Новосибирск: НГТУ, 2009. - 39 с.

29.   Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. – М.:Дашков и Ко, 2011. – 208 с.

30.   Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. – М.:Дашков и Ко, 2007. – 344 с.

31.   Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

32.   Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

33.   Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное.- М., 1996.

34.   Шилова С.Н. Новые технологии социализации пожилых людей и инвалидов // http://do.teleclinica.ru/375194/.

7

 

Информация о работе Социальная работа с пожилыми людьми в сельской местности