Социальная работа с семьей в ситуации развода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:43, курсовая работа

Описание

Количество разводов в нашей стране с каждым годом все увеличивается, то поддержка семей в ситуации развода является весьма актуальной. Развиваются уже существующие и разрабатываются новые методы и подходы в работе с семьей. Интерес к этому вопросу объясняется трудностями, которые испытывает огромное количество семей, так как с проблемами развода сталкивается в своей жизни и каждая пятая пара.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I. Социально-психологические особенности развода…………… 5
1.1.Понятие и причины развода……………………………………. 5
1.2. Последствия развода для бывших супругов............................ 10
Глава II. Направления социальной поддержки семей в ситуации
развода…………………………………………………………… 15
2.1.Консультирование в ситуации развода………………………. 15
2.2. Социальные технологии, применяемые в работе с семьями 20
2.3. Психологические рекомендации супругам во время и после
развода………………………………………………………… 24
Заключение………………………………………………………………... 26
Библиографический список………………………………………………. 28

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Социальные технологии, применяемые в работе с семьями

Методы социальной работы с населением в целом и  с семьей в частности должны подбираться  исходя из одной главной задачи - развития семьи, направления энергии ее членов на позитивные изменения в их жизнедеятельности. Прежде всего, измениться должны способы взаимодействия людей друг с другом. Значение этого явления состоит в том, что следом за изменением актов взаимодействия изменятся и взгляды индивида, его восприятие жизненных явлений и событий.

В этом процессе есть свои этапы: выделение эпизодов, требующих  иных подходов, стратегий поведения; вмешательство социального работника в ситуации взаимодействия клиента с его близкими; выработка новых стратегий взаимодействий; достижение результатов общения социального работника с клиентом и членами его семьи [14;178].

Социальный  работник влияет на семейную структуру  – структуру взаимоотношений  в семье. После его воздействия  должна измениться психологическая  карта семьи. Эта карта представляет собой поле, на котором изображены взаимосвязи членов семьи: пары, тройки, союзы супругов, их детей, родителей, живущих или не живущих вместе с ними. Вне зависимости от уровня сплоченности семьи, родственники более или менее открыты друг для друга, с большей или меньшей  легкостью доверяют  друг другу личные секреты. Бывает так, что муж делится наболевшим только с женой, а дочь только с отцом. Американский психотерапевт Вирджиния Сатир назвала это явление семейной закрытостью: информация или не проходит совсем, или передается только между определенными семейными элементами (членами семьи). Это означает, что модель общения негибка, консервативна [13;429].

Вступая во взаимодействие с семьей, социальный работник добивается общения членов семьи друг с другом напрямую либо, наоборот, создает границы  между ними. К примеру, иногда опека старшего над младшим оказывается чрезмерной  и вместо пользы наносит вред развитию личности. Методы воздействия на семью в этих целях затрагивают все стороны взаимоотношений ее членов. К примеру, если муж и жена избрали один способ  общения – игнорирование друг друга и все вопросы предпочитают решать через детей, то в процессе беседы с социальным работником ситуация может измениться быстро и эффективно. Делается это так: супруги и их дети рассаживаются в кабинете социального работника так, чтобы обращаться за посредничеством к третьим лицам им было крайне неловко. Жестом социальный работник предлагает им общаться напрямую. Канал взаимодействия начинает функционировать. Назовем этот прием работы специалиста социальной сферы методом наведения мостов.

Метод наблюдения в социальной работе. Наблюдение социального  работника – профессионала и  наблюдение рядового индивида имеют  существенное отличие: специалист социальной сферы должен вести наблюдение с  научных позиций. Его параметры  должны планироваться перед каждой встречей с членами семьи. Наблюдать все подряд невозможно, и социальный работник вычленит ряд особенностей поведения, речи, взаимодействия испытуемых, на которые он постарается обратить внимание при проведении беседы. К примеру, можно понаблюдать, на какие вопросы опрашиваемый будет наиболее неохотно давать ответы или на чьи реплики более остро реагировать. Ведение специальных записей в журнале по окончании беседы поможет впоследствии вернуться к наблюдаемым феноменам и дать им более логичную и точную интерпретацию.

Метод описания ситуации социальным работником для  клиентов или всей семьи в целом  полезен в целях психодиагностики их психической состояний на первом этапе вхождения в семью. Наблюдая за реакцией партнеров по общению, социальный работник описывает их взаимоотношения так, как он их себе представляет. Это описание носит, конечно же, субъективный  характер, так как социальный работник не знаком с историей семьи, биографическими характеристиками ее членов, их представлениями о мире и о себе, взаимоотношениями и взаимными ожиданиями [18;192].

Метод противоречивой оценки семьи. Давая внешнюю оценку семье, социальный работник может сделать  акцент на сильных сторонах функционирования семьи ради повышения меры самоуважения ее членов. В тех  семьях, где критическое начало выше, чем самокритическое, позитивные высказывания специалистов будут приняты за истину, что не послужит коррекции взаимодействий и взаимоотношений.

Если же социальный работник выделит одни лишь негативные стороны жизни семьи, в его доброжелательность будет трудно верить, в ответ появятся либо агрессия, либо униженность. Вот почему акцентировании и сильных, и слабых сторон семейной  жизнедеятельности поможет найти действительные болевые точки семьи и начать работу по оптимизации семейных взаимоотношений, улучшению психологической атмосферы семьи.

Метод ролевой  игры наиболее полезен для обучения способам взаимодействия между людьми, а также для определения предназначения индивида в той или иной роли. Не каждый человек объективно способен поставить  себя на место другого и воспринять его не со своей, а именно с противоположной позиции. На одном из занятий с членами семьи специалист социальной службы предлагает мужу и жене поделиться причинами своих трудностей в семье. Выслушав обе половины по очереди, специалист просит супругов в прямом смысле слова поменяться местами. Усевшись на стулья, друг друга, они включаются в игру под названием «Стань мною» и продолжают рассказ о проблемных ситуациях в семье глазами своего партнера [16;407].

Метод консультации – традиционный метод психолога-консультанта. Он может использоваться однократно или многократно, в зависимости  от желания клиента и степени  его затруднений. Ценность консультации будет тем выше, чем глубже психолог войдет в проблематику семьи – ее историю, особенности создания и развития, традиции, правила и нормы семейного общежития.

Западные социальные работники применяют такой метод, как работа в паре с коллегой. С семьей знакомится не один, а двое социальных работников. Данный  метод необходим в особо сложных случаях и там, где социальному работнику недостает знаний и опыта.

Метод использования  группового мнения эффективен в социальной работе с дружной и сплоченной семьей, переживающей временные  трудности. Для одного члена семьи мнение всех остальных о его успехах, будущем, поступках может иметь  большой психотерапевтический эффект при условии, что оно будет во всех нюансах продумано и подготовлено специалистом-психологом, социальным работником. Без посредничества семья вряд ли справится с задачей изменения самооценки индивида или его позиции в связи с общими семейными делами. Ситуации, в которых целесообразно обращаться за поддержкой группового мнения, могут быть связаны с принятием важного для личности решения – заключения брака или его расторжения, смены места работы или  учебы [19;56].

Собственно  психологические и психотерапевтические методы социальной работы с семьей – методы убеждения и внушения. Они имеют между собой как  общее, так и различное. Общее  между ними – их подсознательный характер, связь с бессознательным в личности, зависимость от стороннего воздействия. И тот и другой методы осуществимы при специальной подготовке личности, осуществляющей воздействие.

Метод   внушения более эффективен для людей менее  образованных, не имеющих высокого статуса, зависимых, с низкой самооценкой. Внушению  легче поддаются женщины и дети. Метод убеждения срабатывает с теми людьми, которые имеют открытое и гибкое мышление, готовы к восприятию новой информации и заранее настроены на восприятие воздействия.

Цель обоих  методов состоит в достижении изменений в сознании и поведении  личности.

Метод информирования в социальной работе – самый распространенный, как и метод наблюдения. Его  назначение состоит в передаче клиенту  актуальной для него информации. Это может быть информация юридического, социально-экономического, медицинского, нравственно-эстетического, психолого-педагогического, социально-бытового характера.

Метод опоры  на традиции и обычаи семьи эффективен своим воздействием на подсознание личности. У каждого человека в генах записана программа поведения в самых различных ситуациях – социальных, национальных, половых, конфликтных и т.д. Групповые нормы влияют на поведение личности самым прямым и непосредственным образом.

Социальный работник может обратиться за семейным опытом разрешения разного рода противоречий и опереться на него при условии, что данный опыт не противоречит здравому смыслу, специфике ситуации, особенностям личности клиента и его желанию прислушаться к позиции семьи [9;115].

Таким образом, устойчивая тенденция увеличения разведенных  семей не позволяет надеяться  на быстрое устранение этого явления  и вынуждает наряду с мероприятиями  по сокращению числа разводов ставить  вопрос о необходимости оптимизации  процесса адаптации в рамках самой распавшейся семьи, т.е. о профилактике и компенсации деструктивных последствий развода.

Нейтрализация негативного влияния развода  – цель социальной работы с семьями  в ситуации развода. Для ее достижения требуется комплексное применение таких социальных технологий, как диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация, терапия, коррекция, консультирование, посредничество [17;204].

 

 

 

 

 

2.3. Психологические  рекомендации супругам во время  и после развода

1. Постарайтесь  не злоупотреблять словосочетаниями «бывший муж» и «бывшая жена», даже в третьем лице называйте друг друга по имени. Это поможет изменить негативное отношение к браку вообще, а к вашему – в частности. Все-таки вместе прожито много лет, были же и вы когда-то счастливы.

2. Уладив все юридические и имущественные дела, сядьте вместе за стол переговоров и составьте мирное соглашение, позволяющее обоим супругам принимать активное участие в жизни и воспитании детей.

3. Удержитесь  от упреков, если во время  разговора вспыхнет старая обида. Поздравьте себя с тем, что давно не живете вместе и что кого-то другого, а не вас должна раздражать навязчивая привычка бывшего мужа рассказывать глупые анекдоты и первым громко смеяться. Вы же теперь ему не жена.

4. Старайтесь  отмечать семейные праздники, касающиеся ваших детей, вместе. На Западе очень распространена так называемая бинуклеарная семья, когда супруги разведены, живут отдельно, но сохраняют теплые, почти семейные отношения со своими детьми.

5. Деликатное  пожелание мужьям: не пытайтесь заигрывать с бывшей женой, проверяя, волнует ли ее, как прежде, ваша мужская неотразимость. В девяти случаях из десяти экс-супруга может вспылить, устроить скандал и дать вам вполне заслуженную оплеуху. Не нарывайтесь!

6. Совет бывшим  женам: если бывший супруг ненароком обнимет вас и «случайно» проявит особую нежность, поздравьте себя – никакая вы теперь ему не жена, а просто хорошенькая женщина, не утратившая своей былой привлекательности. Значит, и для других мужчин вы до сих пор хороши и можете стать для кого-то из них желанной и единственной[2;45].

Чтобы избежать развод необходимо соблюдение основных принципов совместной супружеской  жизни:

– Реально смотреть на противоречия, возникающие до брака  и после его заключения.

– Не строить  иллюзий, чтобы не разочароваться, так как настоящее вряд ли будет отвечать тем нормам и критериям, которые были заранее спланированы.

– Не избегать трудностей. Совместное преодоление  трудных ситуаций – прекрасная возможность  быстрее узнать, насколько оба  партнера готовы жить по принципу двустороннего компромисса.

– Познавать  психологию партнера. Чтобы жить в  согласии, надо понимать друг друга, приспосабливаться, а также уметь «угождать» друг другу.

– Знать цену мелочам. Небольшие, но частые знаки  внимания более ценны и значимы, чем дорогие подарки, за которыми порой кроется равнодушие, неверность и др.

– Быть терпимым, уметь забывать обиды. Человек стыдится некоторых своих ошибок и не любит  вспоминать о них. Не следует напоминать о том, что однажды нарушило взаимоотношения  и что следовало бы забыть.

– Уметь понимать и предугадывать желания и  потребности партнера.

– Не навязывать свои требования, оберегать достоинство  партнера.

– Понимать пользу временной разлуки. Партнеры могут  надоесть друг другу, а разлука позволяет  понять, насколько сильно любишь свою вторую половину и как ее в настоящее время не хватает.

– Следить за собой. Неаккуратность, безалаберность рождают неприязнь и могут  повлечь за собой серьезные последствия.

– Иметь чувство  меры. Умение спокойно и доброжелательно воспринимать критику. Важно подчеркивать в первую очередь достоинства партнера, а потом в доброжелательной форме указывать на недостатки.

– Осознавать причины  и последствия неверности.

– Не впадать  в отчаяние. Столкнувшись со стрессовой ситуацией в супружеской жизни, было бы неверно «гордо» разойтись и не искать выхода. Но еще хуже сохранять хотя бы внешнее равновесие путем унижений и угроз [5;36].

Заключение

Целью данной курсовой работы являлось раскрытие содержания социальной работы с семьей, находящейся в ситуации развода.

Для достижения поставленной цели были изучены работы, посвященные проблеме разводов, следующих  авторов: Н.М. Римашевская, А. Розенфельд, Ю.Е. Алешина, Р. Лэнг, В. Сатир, Андреева Т.В., Карабанова О.А., Лысенко Е.М. и  другие.

Были изучены понятие развода, причины и последствия развода, направления социальной поддержки семьям в ситуации развода, рекомендации супругам во время и после развода.

Информация о работе Социальная работа с семьей в ситуации развода