Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:41, реферат
В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков.
1.Введение
2.Определение и причины компьютерной зависимости
3.Социальная работа с компьютеро- зависимыми детьми
4.Взаимодействие общественных организаций
5.Профилактика компьютерной зависимости
6.Список литературы
Социальная работа с семьями имеющих детей страдающих компьютерной зависимостью
Тюрина Е.А.
План:
1.Введение
2.Определение и причины компьютерной зависимости
3.Социальная работа с компьютеро- зависимыми детьми
4.Взаимодействие общественных организаций
5.Профилактика компьютерной зависимости
6.Список литературы
Введение.
Современные родители часто не знают, в какие игры играет их ребенок и какой вред или пользу может принести такое увлечение. Исследование проблем компьютерной зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.
В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков.
2.Определение
и причины компьютерной
«Компьютерная зависимость» - это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером1.
Основными причинами компьютерной зависимости могут быть:
3.Социальная работа с компьютеро- зависимыми детьми.
социальный работник призван
выполнять следующие функции:
- диагностическую (изучение особенностей
семьи, выявление ее потенциалов);
- охранно-защитную (правовая поддержка
семьи, обеспечение ее социальных гарантий,
создание условий для реализации ее прав
и свобод);
- организационно-коммуникативную (организация
общения, инициирование совместной деятельности,
совместного досуга, творчества);
- социально-психолого-
- прогностическую (моделирование ситуаций
и разработка определенных программ адресной
помощи);
.- координационную (установление и поддержание
объединение усилий департаментов помощи
семье и детству, социальной помощи населению,
отделов семейного неблагополучия органов
внутренних дел, социальных
педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб)
Прогностическая функция социального работника связана с анализом
социальной ситуации и прогнозом результатов воспитания, определением перспектив социализации и оказанием помощи и развития в самовоспитании и саморазвитии личности. При этом социальный работник должен планировать свою деятельность, основываясь на анализе своего предыдущего опыта.
Реализация социально-профилактической функции сопряжена с организацией системы мер по предупреждению девиантного и делинквентного поведения детей и подростков , с оказанием влияния на формирование их нравственно-правовой устойчивости, с построением моделей социального оздоровления детей .
Реализуя аналитико-диагностическую функцию, социальный работник:
- выявляет личностные достоинства и особенности семьи, их «проблемное поле»;
- изучает и оценивает специфику социальной микросреды образовательного учреждения, которое посещают дети , прогнозируя возможные влияния на него окружающей среды;
- содействует выявлению особо одаренных детей;
- устанавливает причины неадекватного поведения подростков, детей, причины социального неблагополучия;
- выявляет обучающихся с интеллектуальными и эмоциональными задержками в развитии.
Коррекционная функция социального работника заключается в формировании адекватной самооценки детей и подростков, в оказании помощи в деле отказа от вредных привычек, в нивелировании негативных влияний социальной среды.
Выполнение социальным работником организационно-коммуникативной функции:
- способствует вовлечению субъектов воспитательной деятельности (сотрудников учреждений дополнительного образования, общественности и др.) в процесс социального воспитания детей и подростков ;
- позволяет участвовать в образовании гуманистической системы отношений в среде , оказывать влияние на создание в них атмосферы доброжелательности и взаимопонимания.
Реализуя координационно-
- включает детей и подростков в различные виды продуктивной деятельности;
- обеспечивает эффективное функционирование подростков и детей в открытой микросреде;
- выполняет координацию деятельности всех субъектов социальной работы;
- организует коллективную творческую деятельность детей с участием взрослых;
- взаимодействует с государственными центрами социальной помощи
Выполнение функций социально-педагогической помощи и поддержки воспитанникам требует от социального работника оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям и подросткам в самопознании, саморазвитии, самооценке, самоорганизации, самоутверждении и самореализации.
Реализуя психотерапевтическую функцию, социальный работник должен:
- оказывать помощь в решении межличностных конфликтов, а также снятии депрессивного состояния у подростка ;
- содействовать созданию ситуаций успеха у подростка.
4.Взаимодействие общественных организаций
На примере хочется рассказать о взаимодействии не только с общественными организациями, но и государственными организациями. В Западном округе г. Москвы была проведена и ведется в настоящее время работа по взаимодействию с ГУ ЦСПСиД «Кутузовский» и с Межрайонным цетром «Дети улиц» ЗАО г. Москвы, детскими садами, общеобразовательными учреждениями района , муниципалететами и управами, КДН и ЗП , ОВД района - на предмет социальная работа с компьюторно-зависимыми подростками. В период проведения экспериментальной работы ГУ ЦСПСиД «Кутузовский» взаимодействовал с Межрайонным центром «Дети улиц», КДН и ЗП и ОВД района. Объектом совместной деятельности стали дети , которые:
не умеют выстраивать отношения со сверстниками, членами семьи, педагогами и т.д.;
состоят на учёте в милиции или КДН И ЗП;
состоят на внутришкольном учёте;
компьюторно-зависимые
На учете в Центре в 2011 году состояло 15 детей, которые благодаря проведенной диагностики специалистом по социальной работе, была выявлена зависимость от компьюторных игр. Социальные работники стали проводить наблюдение за этими детьми, которые посещали ОДПН Центра «Кутузовский». Применяя методики и знания, шаг за шагом помогали этим детям преодолевать неуверенность в себе. Развивать у детей творческий потенциал, привлекая их в совместные мероприятия проводимые в Центре: конкурсы, викторины, посещение библиотеки, участие в творческих вечерах, совместное посещение театров, совместный просмотр специально изготовленных роликов о вредных привычках, участие в спортивных мероприятиях, участие в спортивных праздниках «Мама, папа и я – спортивная семья», участие в совместном конкурсе связь поколений – бабушки, дедушки, мама, папа и я и т.д. Дети вместе с родителями приходили на лекции в Межрайонный Центр «Дети улиц», вместе участвовали в разработки агитационных плакатов «Что мы знаем о компьюторе». Специалистами межрайонного Центра «Дети улиц» была разработана программа, она в себя включала: обучение компьюторной грамоте, черчение на компьюторе. Эта программа научила ребят четко понимать, что такое компьютор и его возможности. Как компьютор может стать полезным или же вредным? Проводилась большая работа с родителями этих детей. К концу года результат был на лицо: 15 детей стали воспринимать компьютор не как развлечение, а как рабочий инструмент. Просиживание целыми днями у компьютора прекратилось. У детей повысилась успеваемость в школе, прекратились прогулы школьных занятий. Наши специалисты не только наладили связь с социальными педагогами школ, но с общественными организациями. Таким образом было создано единое реабилитационное пространство. Дети увидели, что жизнь совсем другая и насколько прекрасен мир вокруг них.
Общими усилиями социальные работники ГУ ЦСПСиД «Кутузовский», социальные педагоги общеобразовательных учреждений района, специалистами КДН и ЗП и специалисты Межрайонного Центра «Дети улиц» помогали компьюторно-зависимым подросткам справиться с различными жизненными трудностями, укрепить дух и тело, обрести позитивную жизненную позицию и избавиться от вредных привычек, старались вернуть к нормальной жизни подростка.
5.Профилактика компьютерной зависимости
Что можно сделать, чтобы предотвратить развитие компьютерной зависимости у детей? Можно выделить ряд рекомендаций, которые должны помочь родителям в данном вопросе.
В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам, в специализированные центры.
В младшем школьном возрасте эта проблема выражена в меньшей степени, однако нельзя не учитывать её. Если же родители ради хороших оценок готовы «за уши тянуть» школьника и сглаживать его проблемы, то пассивность его лишь увеличится. Таким образом, именно в младшем школьном возрасте важно начать профилактику компьютерной зависимости, потому что проблему легче предотвратить, чем решить. Выполнение указанных выше правил поможет снизить риск возникновения зависимости в несколько раз.
1.Москаленко
В.Д. Зависимость: семейная
2.Свит Коринн Соскочить с крючка : Как избавиться от вредных привычек и пристрастий, Спб.и др. : Питер, 2006г
3.Юсуф Ибрахим Ахмед Чатовая зависимость как психосоциальная проблема, М.,2005г
4. http://www.tiensmed.ru
5. http://mednurse.ru