Социальная работа в неполной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:43, дипломная работа

Описание

Цель: охарактеризовать неполные семьи как социальную проблему.
Задачи: определить, какое значение вкладывается в термин «семья» в настоящее время, выделить наиболее актуальную проблему наших дней – проблему неполных семей и найти пути выхода из сложившегося положения.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Общая характеристика неполной семьи
1.1 Основные понятия в вопросе исследования неполной семьи……….5
1.2 Виды и категории неполных семей…………………………………..9
Глава 2 Решение вопросов социальной помощи неполной семье за рубежом и в России
2.1 Методы социальной работы с неполной семьей за рубежом…….14
2.2. Модели социальной работы с неполной семьей в России………..22
Глава 3 Технологии социальной работы с неполной семьей
3.1. Современные технологии социальной работы с неполной семьей…………………………………………………………………………….23
3.2 Профилактика как основная технология социальной работы с неполной семьей…………………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………......39
Список литературы……………………………………………………….41

Работа состоит из  1 файл

253676.docx

— 35.92 Кб (Скачать документ)

      СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3

1. НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА.................................4

      1.1. Семьи с одним родителем.........................................................................4

      1.2. Негативные факторы воспитания.............................................................6

      1.3. Пути выхода из сложившейся ситуации..................................................8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................10

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Брачно-семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества на протяжении веков изучалась многими  исследователями. Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, П.А. Сорокин объясняли  семью как социальную структуру, являющуюся первоосновой общества. Разные социальные школы развивали сформировавшиеся представления о тех или иных аспектах семьи как социального  института и малой группы. Затем  эти представления о семье  превратились в стереотипы, которые  препятствуют выявлению новых тенденций  и закономерностей в развитии института семьи.

      Цель: охарактеризовать неполные семьи как социальную проблему.

      Задачи: определить, какое значение вкладывается в термин «семья» в настоящее время, выделить наиболее актуальную проблему наших дней – проблему неполных семей и найти пути выхода из сложившегося положения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. НЕПОЛНЫЕ  СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
 

      Эта глава будет полностью  посвящена проблеме неполных семей. Выделим негативные факторы воспитания детей в неполной семье, влияющие на развитие личности ребенка, а также обозначим пути и способы предотвращения развития этого вида семей. Для этого надо понять, что представляет собой семья с одним родителем. 
 

    1. Семьи с одним родителем
 

      Вопрос  о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных  отношений условия жизни. Это  дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи  и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет  большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной  духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество.

      Неполная  семья – малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать – отец, отец – дети, дети – бабушки и  дедушки.1

      Такие семьи называют еще "материнскими", а женщину, воспитывающую ребенка (детей) без отца - "одинокая мать".

      Совокупность  неполных семей многообразна и крайне неоднородна. Источниками их возникновения  традиционно считались разводы, овдовение (смерть одного из родителей), внебрачная рождаемость.

      Неполные  семьи - сегодня уже реальность, на которую трудно закрыть глаза. Число  их не только не снижается, но и имеет  постоянную тенденцию к росту. Причины, по которым кто-то из родителей (в большинстве случаев мать) вынужден воспитывать ребенка один, могут быть самыми разными.

      Основными причинами увеличения неполных семей  являются:

  • Увеличение количества разводов.

      Развод  – частая причина появления неполных семей. Поскольку дети, как правило, остаются с матерью, то у матери образуется неполная семья, а отец либо становится одиночкой, либо вступает в новый  брак, либо возвращается к своим  родителям.

  • Увеличение количества рождений вне официально зарегистрированного брака.

      При внебрачных рождениях семья изначально является неполной, ребенок с первых дней своей жизни воспитывается  только матерью, без отца. Такая семья  всегда состоит из матери с детьми. Современная семья демонстрирует  отказ от патриархальности. Наблюдается  тенденция к снижению нормы брачности.

      Можно выделить 3 категории женщин, решивших родить ребенка без мужа:

    1. Матери, родившие ребенка без мужа сознательно.
    2. Матери, родившие ребенка без мужа вынужденно.
    3. Матери, усыновившие ребенка, без мужа.

      Если  раньше рождение внебрачных детей происходило  в силу непредвиденных обстоятельств, то к концу XX в. – началу XXI в. все больше женщин рожают «вне брака» сознательно, чтобы реализовать свои потребности в материнстве.

  • Увеличение смертности мужчин.

      Среди семей, ставших неполными из-за смерти одного из супругов, больше матерей  с детьми, чем отцов с детьми. Причина в том, что смертность мужчин несколько выше, следовательно, вдов оказывается больше, чем вдовцов.  
 

    1. Негативные  факторы воспитания
 

      Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой  семье с несовершеннолетними  детьми отсутствует один из родителей.

      Неполная  семья, как и любая семья, вообще, призвана выполнять такую важную функцию, как воспитательную. Именно через воспитание демонстрируется  ценность пословицы: «Как аукнется, так  и откликнется».

      Процесс воспитания в неполной семье обычно деформирован. Дети из неполных семей  испытывают острую потребность в  определенном социальном статусе, хотят  иметь обоих родителей. При разрыве  отношений, родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания, что, несомненно, сказывается  на детях. Воспитательные позиции родителей  могут существенно расходиться, что вызывает у ребенка чувство  растерянности и неполноценности, т.к. оба родителя являются для него значимыми другими. Такие дети обычно хуже адаптируются в социальной среде.

      В тех случаях, когда одинокая мать не получает помощи по уходу за ребенком и воспитанию его со стороны родственников, ей крайне трудно работать в режиме полной занятости. В неполных семьях остро стоит проблема надзора  за детьми, потому женщина бывает вынуждена  оставлять детей одних или  малознакомым людям. Из-за стремления сохранить уровень материальной обеспеченности, что требует дополнительного  времени и сил, матери приходится перекладывать исполнение воспитательной функции на других людей, лишая себя саму и своих детей возможности  посвящать друг другу достаточное  количество времени.

      Можно выделить шесть наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье:

  • Гиперопека, когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций (утрированные формы любви). Гиперопека является одной из форм деформации воспитания.
  • Отстраненность матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке. Впоследствии, такой ребенок начинает требовать от матери все большего, но, т.к. она уже не в состоянии выполнять возрастающие запросы, это становится причиной многочисленных конфликтов и переживаний.
  • Препятствие контактам ребенка с отцом, вплоть до настойчивого искоренения унаследованных от него качеств, что обусловлено неприязнью матери к бывшему мужу.
  • Двойственное отношение к ребенку, проявляющееся то в приступах чрезмерной любви, то во вспышках раздражения.
  • Стремление матери сделать ребенка образцовым, несмотря на то, что у него нет отца. Мать становится «домашним надзирателем». Ребенок либо становится пассивным, либо включается в жизнь уличных компаний.
  • Отстраненность матери от ухода за ребенком и его воспитания. Причины таких ситуаций могут быть разными, начиная от безответственности, избытка примитивных интересов, удовлетворению которых ребенок мешает, недоброжелательного отношения к ребенку, и вплоть до крайних случаев: алкоголизма матери, беспорядочности в сексуальных отношениях, проституции и других форм асоциального поведения.2

      Из  этого можно сделать вывод, что  дети, растущие без отца, вероятнее  всего оставят школу; будут страдать от бедности; будут жить на пособие; рано женятся (выйдут замуж); будут иметь  внебрачных детей; разведутся; будут  правонарушителями; пристрастятся  к наркотикам и алкоголю.

      Издержки  воспитания в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Преобладающее  большинство неполных семей имеют  характеристики «бедных» и «зависящих от пособий». Неполные семьи имеют серьезные материальные проблемы, поскольку они в целом в большей степени зависимы от социальной поддержки государства.

      Следует также отметить, что все неблагоприятные  факторы, сказывающиеся на родителях, такие как плохое жилье, материальные проблемы, частая смена места жительства, плохое физическое и психическое  здоровье неблагоприятно сказываются  и на детях.

      Таким образом, издержки воспитания в неполной семье являются, прежде всего, следствием ограниченных материальных ресурсов и  низкого социального статуса  такой семьи и лишь косвенно связаны  с отсутствием в ней второго  супруга. 
 

1.3. Пути выхода из сложившейся ситуации 

      Как говорилось раньше, проблема увеличения численности неполных семей в  нашей стране назревает уже давно, но в последнее десятилетие она  стоит особенно остро. Наше государство  на всех этапах своего существования  проявляло заботу об одиноких матерях, имеющих несовершеннолетних детей. Конечно, формы и масштабы такой  помощи не оставались неизменными.

      В Кодексе о браке и семье  указано, что государство проявляет  заботу о семье путем предоставления пособий и льгот одиноким матерям (наряду с другими мерами охраны прав и интересов семьи).

      Наиболее  общей формой помощи, которой пользуются практически все неполные семьи  с несовершеннолетними детьми, является государственное ежемесячное пособие  одиноким матерям (не состоящим в  браке) на содержание и воспитание детей  в размере минимальной заработной платы.

      Государственные пособия, установленные для одиноких матерей, назначаются и оплачиваются также вдовам, имеющим детей, но не получающим на них пенсии по случаю потери кормильца.

      Предусмотрена еще одна важная форма помощи одиноким матерям: одинокая мать может поместить  ребенка в детское учреждение на воспитание, и имеет право забрать  его оттуда.

        Но нельзя рассматривать только  материальную сторону выхода  из этой ситуации. Прежде всего,  надо задуматься, почему же так  происходит? Можно ли возродить  нуклеарную семью? Ответ на вопрос кроется в самом обществе.

      Д. Попеное, чтобы возродить нуклеарную семью, предлагает восстановить культурное значение добровольной пожизненной моногамии. Вот более эффективные меры:

  1. Обуздать сексуальную революцию. Он предлагает действовать в трех направлениях:
  2. Содействовать браку:

      3) Усилить внимание культуры к  детям:

      Но  все-таки не следует забывать, что  лучшая борьба с проблемой – это  ее профилактика. Система профилактики по сокращению численности неполных семей должна включать в себя:

Информация о работе Социальная работа в неполной семье