Социальная работа в пенитенциарных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание

В современном Российском обществе, находящемся в кризисной ситуации происходят значительные изменения системы ценностей, норм, установок людей. Старая система ценностей разрушена, а новая еще не создана, налицо явный кризис системы ценностей. Резко увеличилось количество уголовно-наказуемых преступлений совершаемых в обществе.
На фоне пьянства и алкоголизации населения, официальной статистикой зафиксировано увеличение насильственных преступлений против личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ РФ 5
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ
РОССИЙСКОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ 5
1.2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СФЕРЕ 9
2. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СФЕРЕ 12
3. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РФ: 14
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ. 17
4.1. ПРАВОВОЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: 17
4.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 24
ЛИТЕРАТУРА 26
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Социальная работа2.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

     Можно утверждать, что социальная работа в пенитенциарной сфере обладает несколькими специфическими принципами, это: гуманизм, законность и справедливость.

     Принцип законности в деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере имеет глубокие моральные основания. Социальный работник должен способствовать приведению осужденного к законопослушному поведению. Реализация принципа законности при исполнении уголовных наказаний состоит в том, что: во-первых, должно быть строго соблюдено правовое положение осужденных, обеспечено неуклонное выполнение ими возложенных на них обязанностей и запретов; во-вторых, должна быть обеспечена реальная возможность использования осужденными или лицами, представляющими их интересы, прав предоставляемых законом.9 Однако, зачастую применение этого принципа к осужденным носит преимущественно декларативный характер и задача социального работника обеспечивать и использовать данный принцип к осужденным в реальности.

     Принцип справедливости содержит требование соответствия между практической ролью различных людей в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правонарушением и взысканием, заслугами людей и их признанием. Несоответствие в этих отношениях расценивается как несправедливость. Принцип справедливости должен реализовываться не только исполнением уголовно-карательных правоограничений, но и применением к осужденным льгот и поощрений. В целом справедливость - один из наиболее важных принципов, который должен обеспечиваться  в деятельности социального работника в пенитенциарной сфере.

     Принцип гуманизма является основополагающим в деятельности социального работника. Он находит свое выражение в Конституции РФ провозглашающей, что: ”человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст.2). В соответствии с ч.2 ст.21 Основного Закона, “никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию”. Принцип гуманизма отражен в ст.7 УК РФ: ”Наказание и иные меры уголовно-правового воздействия не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства”. По нашему мнению гуманизм в отношении к преступнику означает прежде всего “человеческое” отношение государства и общества к нему и неверно сводить его к всего лишь всевозможным направлениям послаблений для осужденных при исполнении наказания.  Гуманизм – это отказ от так называемого “функционального” подхода к осужденному,  когда он рассматривался как “функция”, средство достижения уголовно-исполнительной системой экономических, финансовых, политических и.т.п. целей.10 Гуманизм- это прежде всего признание возможности каждого осужденного вернуться к законопослушной жизни в обществе, это  признание сотрудниками уголовно-исполнительной системы, осужденных как равных себе по их человеческому естеству и сущности. Социальный работник более чем другие специалисты пенитенциарной системы должен ориентироваться на принцип гуманизма в своей работе с осужденными, так как именно он понимает, что обращаясь с осужденными как с “ низшим существом” мы только вызываем к проявлению худшие качества его личности, которые он проявляет в отместку обществу. Используя репрессивные меры по отношению к осужденному, мы никогда не сможем добиться, чтобы осужденный смотрел на мир и совершал свои поступки с позиций гуманизма и человеколюбия. Поэтому ориентация пенитенциарной системы именно на нравственно-гуманистические принципы и проведение в соответствии с ними пенитенциарной политики является важнейшей задачей современного общества. И проводить в жизнь эти принципы должен именно социальный работник в виду специфических особенностей его профессиональной деятельности.

      

3. Функции социального  работника в пенитенциарных  учреждениях РФ:

      

     В пенитенциарных учреждениях важнейшие  функции социальных работников состоят  в том, чтобы: вместе с осужденными и персоналом-администрацией составить план обучения и работы в период лишения свободы; помочь осужденным преодолеть психологический кризис в связи с нахождением их под арестом; содействовать в адаптации их к среде ИТУ; помочь организовать свободное время и продолжить обучение; защищать и наблюдать, чтобы не нарушались права осужденных; помогать советом родственникам заключенного в решении проблем связанных с лишением его свободы; помогать заключенному в регулировании финансовых вопросов; подготовить заключенного к выходу на свободу, в том числе по возможности подыскать ему жилье, работу; регулировать отношения осужденных и персонала, ибо зачастую сотрудники ИТУ относятся к осужденным как к безнадежно неисправимым, что служит благодатной почвой для властного произвола. Также одной из главнейших функций остается помощь наиболее нуждающимся в ней группам и категориям осужденных, которые и на воле традиционно являются объектами социальной работы. Это, прежде всего - несовершеннолетние, молодежь, женщины, безработные, пенсионеры, инвалиды.

     Одна  из наиболее социально-незащищенных категорий осужденных – инвалиды. Рассмотрим функции социальных работников по оказанию помощи данной категории осужденных. По статистическим данным  в учреждениях уголовно-исполнительной системы отбывают наказание около 22 000 инвалидов, из которых 54,7 % имеют инвалидность 1 и 2 групп, 48 000 осужденных старше 55 лет, из них 17,3 % пенсионного возраста.

     Исполнение  наказания в отношении осужденных с инвалидностью и осужденных достигших пенсионного возраста имеет свои особенности обусловленные необходимостью учета состояния их здоровья и физических возможностей, социального положения в обществе. Исправительно-трудовым законодательством для них предусмотрены особые условия, льготы, направление инвалидов по их просьбе в дома инвалидов и престарелых. Социальные работники должны способствовать получению инвалидами всех отмеченных льгот предоставляемых действующим законодательством.

     Известно также, что большое число инвалидов (71,7 %) имеют хронические заболевания или часто болеют, 56,6 % из них испытывают затруднения в бытовом обслуживании, а 8,2 % не могут обойтись без посторонней помощи. Однако ни состояние здоровья инвалидов, ни наличие у них хронических заболеваний фактически не учитывается при организации исполнения наказания11. Очень низка эффективность системы профессиональной реабилитации инвалидов, тогда как инвалиды в большей степени чем здоровые осужденные нуждаются в специальных программах реабилитации. Подавляющее большинство осужденных – инвалидов не только социально дезадаптированы, но и лишены социальных связей.

     В отношении 37,8 % осужденных медицинское  заключение об инвалидности было сделано  в местах лишения свободы, имеющие право на пенсию вынуждены вновь проходить комиссии, собирать справки на это уходит несколько месяцев, и все это время не имея средств к существованию такие лица вынуждены жить либо на иждивении родственников, либо попрошайничать. Поэтому в местах лишения свободы для инвалидов должны быть созданы особые условия для обеспечения социальной защиты. Создавать и контролировать выполнение этих условий должен именно социальный работник, он также должен определять объем и структуру реабилитационных мероприятий на основании проводимой совместно с врачами медико-социальной комиссии.12

     Таким образом, рассмотрев только одну категорию  объектов помощи, мы наблюдаем то какие разнообразные и многочисленные функции должен исполнять социальный работник в пенитенциарной системе. На современном этапе развития пенитенциарной системы существует особенность деятельности социальных работников, которая заключается в том что, социальный работник должен взять на себя функции упраздненных ввиду финансовых трудностей работников по воспитательной, культурно-массовой, правовой и спортивно-оздоровительной работе.

     То  есть можно сделать небольшой  вывод о том, что функции пенитенциарного  социального работника весьма разнообразны, начиная от помощи в улучшении  быта и жилищных условий, до психологического консультирования осужденных и персонала. Однако основополагающими на наш взгляд являются следующие:

  1. Правовая помощь и поддержка осужденных
  2. Психолого-педагогическая диагностика личности осужденного
  3. Разработка совместно с администрацией ИТУ программ социально-психологической и профессиональной реабилитации осужденных
  4. Адаптация осужденных к среде ИТУ.

4. Основные направления  деятельности  социального  работника в пенитенциарной  системе.

  В теории  принято выделять два основных  аспекта социальной работы в пенитенциарной сфере: правовой и психологический. Рассмотрим каждый из них.

4.1. Правовой аспект  социальной работы  в пенитенциарных  учреждениях:

     Одной из функций социального работника  в пенитенциарной сфере является правовая поддержка и обеспечение осужденных. За годы существования Советской пенитенциарной системы у персонала и администрации исправительных учреждений создались стереотипы в отношении осужденных в соответствии, с которыми осужденные не имеют ни каких прав. Зачастую права осужденных нарушались вопреки существующему законодательству, очень часто заключенные использовались в качестве бесплатной рабочей силы, однако “труд заключенных не является самоцелью. Он должен всего лишь подготовить его к жизни после выхода на свободу, а это возможно лишь тогда, когда тюремные предприятия будут оснащены как обычные. Ибо труд является не наказанием или средством уменьшения расходов на содержание осужденных, а исключительный фактор ресоциализиции осужденных. Воспитание трудом лишь предполагает приучение к труду, но надо помнить, что труд всегда менее эффективен чем образование об этом свидетельствует практический пенитенциарный опыт. Повсеместно в Российской пенитенциарной системе не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы проживания осужденных. Такое положение дел недопустимо, необходимо регулировать правоотношения осужденных и общества. Ведь наказывается человек, лишением свободы, а не лишением условий к нормальному существованию. В тоже время нельзя утверждать о том, что никакие меры не принимаются. Одобрена концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы, существует программа строительства тюрем и следственных изоляторов, но в реальности все состояние дел глубоко отличается от законодательно закрепленного. Так в соответствии со статьей 51 Уголовно-исполнительного кодекса РФ закреплено материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы. В исправительных центрах регламентация большинства указанных направлений материально-бытового обеспечения осуществляется на основе норм общего законодательства РФ. Зачастую, осужденные не могут защитить свои права в области материального обеспечения, и тут необходима помощь социального работника, который должен следить за выполнением основных норм материально-бытового и правового обеспечения и обеспечением законности при исполнении наказания в виде лишения свободы , при несоблюдении этих норм социальный работник должен сообщать об этом соответствующим органам и учреждениям. Также социальный работник может осуществлять связь между родственниками заключенного и заключенным, следить за беспрепятственным отправлением корреспонденции осужденному и им самим, помогать осужденному в регулировании финансовых вопросов, вопросов связанных с отправлением религиозного верования осужденного. В обязанности социальных работников  входит также подготовка к выходу заключенного из мест лишения свободы обеспечение жильем и работой, (по возможности) или постановка на учет в центре занятости. Социальный работник должен следить за выполнением условий труда осужденных и получение осужденными, не имеющими никакой специальности получение начального профессионального образования или профессиональной подготовки. Социальный работник обязан контролировать выполнение условий по отношению к осужденному, а также следить за выполнением права осужденного на пенсию по старости, инвалидности, потере кормильца и других оговоренных законом случаях. Без каких- либо дискриминаций в отношении к осужденным.

     В функции социального работника  также входит контроль за медицинским  обеспечением осужденных. Как известно в Российских пенитенциарных учреждениях находится колоссальное количество больных туберкулезом, чесоткой, венерическими заболеваниями, постоянно увеличивается количество больных СПИДом. Необходимо отслеживать случаи заболевания и обеспечивать больным необходимые условия для лечения.

     В соответствии с действующим законодательством, которое гласит: “Осужденным, отбывающим, ограничение свободы гарантируется право на охрану здоровья, включая получение медицинской помощи (ч. 6 ст. 12 УИК). Лечебно-профилактическая помощь осужденным оказывается в соответствии с основанием законодательства РФ от 22 июля 1993г. “Об охране здоровья граждан”.13

     Также социальные работники обязаны координировать деятельность медицинских служб, направлять их, способствовать проведению и организовывать различные профилактические мероприятия.

     Таким образом, этот аспект деятельности социальных работников предполагает выполнение ими  функций наблюдателей, “адвокатов”, администраторов, контролеров и социальных посредников.

4.2. Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях: 

     В деятельности пенитенциарного социального  работника, чрезвычайно важны психологические  методы. Как известно, человек, впервые  попавший в исправительно-трудовое учреждение, испытывает чувство психологического дискомфорта. В нем превалирует чувства якобы учиненной несправедливости, собственной неполноценности, мнительности, тревожности, подозрительности, страх неизвестности, осужденный понимает, что долгое время никто не будет интересоваться его состоянием. Устойчивое и ярко выраженное психическое перенапряжение требует разрядки, переключиться не на что, осужденные совершают преступления, около трети насильственных преступлений в ИТУ совершаются без видимых  мотивов, вследствие психической разрядки. Многие стремятся в больницу, где им будет обеспечено человеческое отношение. Функции социального работника заключаются в диагностике личности осужденного с помощью различных психологических методик, заключение о личности на основе полученных данных и разработка совместно с администрацией ИТУ программ перевоспитания, исправления и способов общения с осужденным. Также социальные работники должны организовывать свободное время осужденных. По нашему мнению наиболее правильно описывает задачи воспитательного воздействия во время досуга Г. Й. Шнайдер, Он говорит о том, что: “задачи воспитательного воздействия во время досуга сводятся к тому,  чтобы создать в пенитенциарных учреждениях благополучную социальную атмосферу и вызвать тягу к осмысленному проведению досуга после выхода на свободу. Свободное время в тюрьме не должно оставаться “ объектом убийства” или использоваться для подготовки, планирования, обсуждения действий к новым преступлениям. Оно должно служить тому, чтобы повышать культурный уровень осужденных. Известно, что успешная культурная ориентация заключенных уменьшает тягу к рецидиву. Правильно организованный досуг способствует хорошему отдыху, восстановлению и обновлению физических и психических сил человека. Досуг играет важную роль при исполнении наказания и его невозможно оценить отдельно от профессиональной и общей подготовки, он разрушает монотонность и однообразие тюрьмы, а одиночество и несамостоятельность заключенных действуют на  них угнетающе”.14 Также, социальные работники должны проводить работу по адаптации личности в заключении, способствовать формированию у него максимально возможной активной жизненной позиции, разъяснять его права и обязанности, готовить осужденных к выходу на свободу, а тех кто, заключен пожизненно или на долгий срок стимулировать к активному, “нормальному”, адекватному взгляду на мир; составлять программы психологических аутотренингов. В своей деятельности социальный работник должен ориентироваться на то, чтобы система изоляции не разрушила социально полезных связей преступников, и способствовать укреплению их семейных и родственных отношений.

     Основой подхода социальных работников к  психологическому взаимодействию с  осужденными должна стать индивидуализация подхода и комплексность или  системность, предполагающая комплексный  подход, сочетающий в себе различные методики по отношению к осужденному. Системный подход изучения личности - это система осуществляемых социально-педагогических, психологических мер направленных на получение всесторонне полного анализа сведений характеризующих личность осужденного с целью наиболее эффективного применения методов, приемов и средств переубеждения, исправления, перевоспитания и помощи осужденному и прогнозирование его поведения. То есть, психологические методы социальной работы должны использовать системный подход в изучении проблем стоящих перед социальной работой в пенитенциарных учреждениях.15

     Основными направлениями психологической  пенитенциарной социальной работы должны стать:

1) Изучение личности осужденного и становление его “преступной карьеры”.

2) Разработка индивидуальных программ воздействия и помощи осужденным.

3) Социально-психологическая помощь в адаптации к среде исправительно-трудовых учреждений.

  1. Социально-психологическая и профессиональная помощь в подготовке выхода из мест лишения свободы.

     Некоторые из этих направлений уже достаточно изучены. Так например существует множество  методов изучения личности преступника.

     По  мнению отечественных криминологов (Кудрявцев В. Н., Антонян Ю. М. и др.) “Изучение личности предполагает получение информации о ее потребностях и интересах, ценностных ориентациях, степени и качестве социализации индивида, особенностях его реагирования на те или иные обстоятельства, мотивах, реализованных в других поступках, типологической психологической характеристике в целом”.16

     В обобщенном виде данные необходимые для изучения личности могут включать в себя:

  1. Год, место рождения и жительства, образование, профессию, специальность, семейное положение и другие социально-демографические данные.
  2. Индивидуальные (интеллектуальные, волевые, эмоциональные) особенности личности, черты характера, тип темперамента, состояние здоровья, физического развития и другие индивидуальные качества.
  3. Условия воспитания в семье, ее состав, занятия, образование, и поведение родителей, их отношение к детям, взаимоотношения в семье, ее жилищные и материальные условия.
  4. Условия и результаты учебы в школе, других учебных заведениях, особенностей трудовой деятельности, характер влияния школьного и производственного коллективов.
  5. Основные потребности, интересы, привычки, взгляды, склонности, жизненные цели и ценностные ориентации субъекта.
  6. Отношение к труду, учебе, общественным обязанностям, другим людям, семье, к самому себе
  7. Поведение в школе, на производстве, в общественных местах, в быту, данные о привлечении к общественной, дисциплинарной, административной, уголовной ответственности.17

Информация о работе Социальная работа в пенитенциарных учреждениях