Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:53, курсовая работа
В современном Российском обществе, находящемся в кризисной ситуации происходят значительные изменения системы ценностей, норм, установок людей. Старая система ценностей разрушена, а новая еще не создана, налицо явный кризис системы ценностей. Резко увеличилось количество уголовно-наказуемых преступлений совершаемых в обществе.
На фоне пьянства и алкоголизации населения, официальной статистикой зафиксировано увеличение насильственных преступлений против личности.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ РФ 5
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ
РОССИЙСКОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ 5
1.2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СФЕРЕ 9
2. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СФЕРЕ 12
3. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РФ: 14
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ. 17
4.1. ПРАВОВОЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: 17
4.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 24
ЛИТЕРАТУРА 26
ПРИЛОЖЕНИЯ
Можно утверждать, что социальная работа в пенитенциарной сфере обладает несколькими специфическими принципами, это: гуманизм, законность и справедливость.
Принцип законности в деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере имеет глубокие моральные основания. Социальный работник должен способствовать приведению осужденного к законопослушному поведению. Реализация принципа законности при исполнении уголовных наказаний состоит в том, что: во-первых, должно быть строго соблюдено правовое положение осужденных, обеспечено неуклонное выполнение ими возложенных на них обязанностей и запретов; во-вторых, должна быть обеспечена реальная возможность использования осужденными или лицами, представляющими их интересы, прав предоставляемых законом.9 Однако, зачастую применение этого принципа к осужденным носит преимущественно декларативный характер и задача социального работника обеспечивать и использовать данный принцип к осужденным в реальности.
Принцип справедливости содержит требование соответствия между практической ролью различных людей в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правонарушением и взысканием, заслугами людей и их признанием. Несоответствие в этих отношениях расценивается как несправедливость. Принцип справедливости должен реализовываться не только исполнением уголовно-карательных правоограничений, но и применением к осужденным льгот и поощрений. В целом справедливость - один из наиболее важных принципов, который должен обеспечиваться в деятельности социального работника в пенитенциарной сфере.
Принцип гуманизма является основополагающим в деятельности социального работника. Он находит свое выражение в Конституции РФ провозглашающей, что: ”человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст.2). В соответствии с ч.2 ст.21 Основного Закона, “никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию”. Принцип гуманизма отражен в ст.7 УК РФ: ”Наказание и иные меры уголовно-правового воздействия не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства”. По нашему мнению гуманизм в отношении к преступнику означает прежде всего “человеческое” отношение государства и общества к нему и неверно сводить его к всего лишь всевозможным направлениям послаблений для осужденных при исполнении наказания. Гуманизм – это отказ от так называемого “функционального” подхода к осужденному, когда он рассматривался как “функция”, средство достижения уголовно-исполнительной системой экономических, финансовых, политических и.т.п. целей.10 Гуманизм- это прежде всего признание возможности каждого осужденного вернуться к законопослушной жизни в обществе, это признание сотрудниками уголовно-исполнительной системы, осужденных как равных себе по их человеческому естеству и сущности. Социальный работник более чем другие специалисты пенитенциарной системы должен ориентироваться на принцип гуманизма в своей работе с осужденными, так как именно он понимает, что обращаясь с осужденными как с “ низшим существом” мы только вызываем к проявлению худшие качества его личности, которые он проявляет в отместку обществу. Используя репрессивные меры по отношению к осужденному, мы никогда не сможем добиться, чтобы осужденный смотрел на мир и совершал свои поступки с позиций гуманизма и человеколюбия. Поэтому ориентация пенитенциарной системы именно на нравственно-гуманистические принципы и проведение в соответствии с ними пенитенциарной политики является важнейшей задачей современного общества. И проводить в жизнь эти принципы должен именно социальный работник в виду специфических особенностей его профессиональной деятельности.
В пенитенциарных учреждениях важнейшие функции социальных работников состоят в том, чтобы: вместе с осужденными и персоналом-администрацией составить план обучения и работы в период лишения свободы; помочь осужденным преодолеть психологический кризис в связи с нахождением их под арестом; содействовать в адаптации их к среде ИТУ; помочь организовать свободное время и продолжить обучение; защищать и наблюдать, чтобы не нарушались права осужденных; помогать советом родственникам заключенного в решении проблем связанных с лишением его свободы; помогать заключенному в регулировании финансовых вопросов; подготовить заключенного к выходу на свободу, в том числе по возможности подыскать ему жилье, работу; регулировать отношения осужденных и персонала, ибо зачастую сотрудники ИТУ относятся к осужденным как к безнадежно неисправимым, что служит благодатной почвой для властного произвола. Также одной из главнейших функций остается помощь наиболее нуждающимся в ней группам и категориям осужденных, которые и на воле традиционно являются объектами социальной работы. Это, прежде всего - несовершеннолетние, молодежь, женщины, безработные, пенсионеры, инвалиды.
Одна из наиболее социально-незащищенных категорий осужденных – инвалиды. Рассмотрим функции социальных работников по оказанию помощи данной категории осужденных. По статистическим данным в учреждениях уголовно-исполнительной системы отбывают наказание около 22 000 инвалидов, из которых 54,7 % имеют инвалидность 1 и 2 групп, 48 000 осужденных старше 55 лет, из них 17,3 % пенсионного возраста.
Исполнение наказания в отношении осужденных с инвалидностью и осужденных достигших пенсионного возраста имеет свои особенности обусловленные необходимостью учета состояния их здоровья и физических возможностей, социального положения в обществе. Исправительно-трудовым законодательством для них предусмотрены особые условия, льготы, направление инвалидов по их просьбе в дома инвалидов и престарелых. Социальные работники должны способствовать получению инвалидами всех отмеченных льгот предоставляемых действующим законодательством.
Известно также, что большое число инвалидов (71,7 %) имеют хронические заболевания или часто болеют, 56,6 % из них испытывают затруднения в бытовом обслуживании, а 8,2 % не могут обойтись без посторонней помощи. Однако ни состояние здоровья инвалидов, ни наличие у них хронических заболеваний фактически не учитывается при организации исполнения наказания11. Очень низка эффективность системы профессиональной реабилитации инвалидов, тогда как инвалиды в большей степени чем здоровые осужденные нуждаются в специальных программах реабилитации. Подавляющее большинство осужденных – инвалидов не только социально дезадаптированы, но и лишены социальных связей.
В отношении 37,8 % осужденных медицинское заключение об инвалидности было сделано в местах лишения свободы, имеющие право на пенсию вынуждены вновь проходить комиссии, собирать справки на это уходит несколько месяцев, и все это время не имея средств к существованию такие лица вынуждены жить либо на иждивении родственников, либо попрошайничать. Поэтому в местах лишения свободы для инвалидов должны быть созданы особые условия для обеспечения социальной защиты. Создавать и контролировать выполнение этих условий должен именно социальный работник, он также должен определять объем и структуру реабилитационных мероприятий на основании проводимой совместно с врачами медико-социальной комиссии.12
Таким образом, рассмотрев только одну категорию объектов помощи, мы наблюдаем то какие разнообразные и многочисленные функции должен исполнять социальный работник в пенитенциарной системе. На современном этапе развития пенитенциарной системы существует особенность деятельности социальных работников, которая заключается в том что, социальный работник должен взять на себя функции упраздненных ввиду финансовых трудностей работников по воспитательной, культурно-массовой, правовой и спортивно-оздоровительной работе.
То есть можно сделать небольшой вывод о том, что функции пенитенциарного социального работника весьма разнообразны, начиная от помощи в улучшении быта и жилищных условий, до психологического консультирования осужденных и персонала. Однако основополагающими на наш взгляд являются следующие:
В теории принято выделять два основных аспекта социальной работы в пенитенциарной сфере: правовой и психологический. Рассмотрим каждый из них.
Одной из функций социального работника в пенитенциарной сфере является правовая поддержка и обеспечение осужденных. За годы существования Советской пенитенциарной системы у персонала и администрации исправительных учреждений создались стереотипы в отношении осужденных в соответствии, с которыми осужденные не имеют ни каких прав. Зачастую права осужденных нарушались вопреки существующему законодательству, очень часто заключенные использовались в качестве бесплатной рабочей силы, однако “труд заключенных не является самоцелью. Он должен всего лишь подготовить его к жизни после выхода на свободу, а это возможно лишь тогда, когда тюремные предприятия будут оснащены как обычные. Ибо труд является не наказанием или средством уменьшения расходов на содержание осужденных, а исключительный фактор ресоциализиции осужденных. Воспитание трудом лишь предполагает приучение к труду, но надо помнить, что труд всегда менее эффективен чем образование об этом свидетельствует практический пенитенциарный опыт. Повсеместно в Российской пенитенциарной системе не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы проживания осужденных. Такое положение дел недопустимо, необходимо регулировать правоотношения осужденных и общества. Ведь наказывается человек, лишением свободы, а не лишением условий к нормальному существованию. В тоже время нельзя утверждать о том, что никакие меры не принимаются. Одобрена концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы, существует программа строительства тюрем и следственных изоляторов, но в реальности все состояние дел глубоко отличается от законодательно закрепленного. Так в соответствии со статьей 51 Уголовно-исполнительного кодекса РФ закреплено материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы. В исправительных центрах регламентация большинства указанных направлений материально-бытового обеспечения осуществляется на основе норм общего законодательства РФ. Зачастую, осужденные не могут защитить свои права в области материального обеспечения, и тут необходима помощь социального работника, который должен следить за выполнением основных норм материально-бытового и правового обеспечения и обеспечением законности при исполнении наказания в виде лишения свободы , при несоблюдении этих норм социальный работник должен сообщать об этом соответствующим органам и учреждениям. Также социальный работник может осуществлять связь между родственниками заключенного и заключенным, следить за беспрепятственным отправлением корреспонденции осужденному и им самим, помогать осужденному в регулировании финансовых вопросов, вопросов связанных с отправлением религиозного верования осужденного. В обязанности социальных работников входит также подготовка к выходу заключенного из мест лишения свободы обеспечение жильем и работой, (по возможности) или постановка на учет в центре занятости. Социальный работник должен следить за выполнением условий труда осужденных и получение осужденными, не имеющими никакой специальности получение начального профессионального образования или профессиональной подготовки. Социальный работник обязан контролировать выполнение условий по отношению к осужденному, а также следить за выполнением права осужденного на пенсию по старости, инвалидности, потере кормильца и других оговоренных законом случаях. Без каких- либо дискриминаций в отношении к осужденным.
В функции социального работника также входит контроль за медицинским обеспечением осужденных. Как известно в Российских пенитенциарных учреждениях находится колоссальное количество больных туберкулезом, чесоткой, венерическими заболеваниями, постоянно увеличивается количество больных СПИДом. Необходимо отслеживать случаи заболевания и обеспечивать больным необходимые условия для лечения.
В
соответствии с действующим
Также
социальные работники обязаны
Таким образом, этот аспект деятельности социальных работников предполагает выполнение ими функций наблюдателей, “адвокатов”, администраторов, контролеров и социальных посредников.
В
деятельности пенитенциарного социального
работника, чрезвычайно важны
Основой подхода социальных работников к психологическому взаимодействию с осужденными должна стать индивидуализация подхода и комплексность или системность, предполагающая комплексный подход, сочетающий в себе различные методики по отношению к осужденному. Системный подход изучения личности - это система осуществляемых социально-педагогических, психологических мер направленных на получение всесторонне полного анализа сведений характеризующих личность осужденного с целью наиболее эффективного применения методов, приемов и средств переубеждения, исправления, перевоспитания и помощи осужденному и прогнозирование его поведения. То есть, психологические методы социальной работы должны использовать системный подход в изучении проблем стоящих перед социальной работой в пенитенциарных учреждениях.15
Основными направлениями психологической пенитенциарной социальной работы должны стать:
1) Изучение личности осужденного и становление его “преступной карьеры”.
2) Разработка индивидуальных программ воздействия и помощи осужденным.
3) Социально-психологическая помощь в адаптации к среде исправительно-трудовых учреждений.
Некоторые из этих направлений уже достаточно изучены. Так например существует множество методов изучения личности преступника.
По мнению отечественных криминологов (Кудрявцев В. Н., Антонян Ю. М. и др.) “Изучение личности предполагает получение информации о ее потребностях и интересах, ценностных ориентациях, степени и качестве социализации индивида, особенностях его реагирования на те или иные обстоятельства, мотивах, реализованных в других поступках, типологической психологической характеристике в целом”.16
В обобщенном виде данные необходимые для изучения личности могут включать в себя:
Информация о работе Социальная работа в пенитенциарных учреждениях